Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 12:14, доклад
22 августа 1904 — 19 февраля 1997) — китайский политик и реформатор, деятель Коммунистической партии Китая. Дэн никогда не занимал пост руководителя страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг.
Унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после «Культурной революции», Дэн стал ядром второго поколения китайских руководителей. Он стал инструментом внедрения нового мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Он заложил основы для экономического развития Китая, что позволило Китаю получить репутацию страны с самой быстрорастущей экономикой в мире.
22 августа 1904 — 19 февраля 1997) — китайский политик и реформатор, деятель Коммунистической партии Китая. Дэн никогда не занимал пост руководителя страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг.
Унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после «Культурной революции», Дэн стал ядром второго поколения китайских руководителей. Он стал инструментом внедрения нового мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Он заложил основы для экономического развития Китая, что позволило Китаю получить репутацию страны с самой быстрорастущей экономикой в мире.
Дэн Сяопин переезжает в Пекин, где начинается работа по формированию экономической и политической основ новой государственности. Он член комиссии по подготовке первой конституции КНР, генеральный секретарь Центральной избирательной комиссии по выборам в ВСНП, заместитель председателя Центрального военного совета, заместитель премьера Госсовета, наконец, с мая 1954 г. - Генеральный секретарь ЦК КПК
В сентябре 1956 г. Дэн Сяопин выступает с докладом на VIII съезде КПК, предупреждая "избранное меньшинство" от попыток переустройства общества сообразно своим субъективным воззрениям. Уже в нем содержатся наметки необходимости демократизации общественной жизни, разделения полномочий между партийными и административными органами власти, противодействия тенденциям разрыва в системе «управляющие – управляемые», «вождизма», отрыва от реальности, превращения демократического по названию аппарата власти в бюрократический по существу и т.д. К сожалению, почти все, о чем говорил Дэн Сяопин на съезде, осталось не услышанным. Реформы, которые могли начаться в конце 50-х годов, отодвигались на 20 лет - горькое двадцатилетие как в судьбе самого Дэн Сяопина, так и всего китайского народа.
«Демократическая весна» 1957 г. сменилась драматической весной 1958 г.. И не вина Генерального секретаря ЦК КПК и других руководителей партии и государства, что они не смогли противостоять этой «иллюзии»; объективная реальность была такова, что противопоставить здравый смысл поднявшейся волне люмпенизации страны было равносильно подписанию себе смертного приговора. Иллюзорность и пагубность идеи «три года упорного труда - десять тысяч лет счастья» обществом стала осознаваться позднее, и именно в это время необходимо было иметь силы, способные направить экономическое и политическое развитие в нормальное русло. В начале 60-х годов Дэн Сяопин совместно с Лю Шаоци, не вступая в открытую конфронтацию с Мао Цзэдуном, пытаются исправить экономическую ситуацию в стране, реанимировать заинтересованность товаропроизводителя (прежде всего, крестьянства) к производству. Понимая, что насильственная «коммунизация» подорвала веру крестьян в коллективное хозяйство, Дэн предлагает ввести в деревне систему «саньцзя и бао» - право свободного определения, что возделывать на земле; свободной реализации излишков продукции на рынке; свободного занятия несельскохозяйственной деятельностью и обязательства передачи в общее пользование определенной доли производственного продукта. Распространяющаяся в деревнях Китая со скоростью эпидемии система «саньцзя и бао» убедительно видетельствовала, что преобразования начинают успешно осуществляться.
Однако парадигма «вождизма» опять сыграла злую шутку с китайским народом; на смену «трехгодичному упорному труду» приходит лозунг «волнообразного развития классовой борьбы», охотно подхваченный маргинальными слоями новоиспеченной бюрократии, способной не к созиданию, а лишь перераспределению созданного чужими руками «общественного пирога». В мясорубку «классовой борьбы» попадает и Дэн
Сяопин. Начинается наиболее продолжительный период его опалы и вынужденного безмолвия, продлившийся с 1966 по 1973 годы.
Мысль о "появлении ревизионизма в Китае" Мао Цзэдун стал особенно подчеркивать со второй половины 1965 г.. Он считал, что в партию, правительство, армию и круги деятелей культуры проникло большое число представителей буржуазии и «контрреволюционных ревизионистов», и, только начав «великую пролетарскую культурную революцию», можно отвоевать власть, узурпированную «лицами, обладающими властью в партии и идущими по капиталистическому пути». Таким образом, «культурная революция», задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: «В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве - у дачжайской производственной бригады», «Всей стране учиться у армии», «Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий». Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цзэдуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул «культурную революцию» и руководил ею.
Культурная революция является одним из самых трагических и сложных периодов в истории современного Китая. По всей стране из числа молодежи набирались так называемые «хунвэйбины», которые занимались истреблением «ревизионистов», а по существу разбоем и насилием по отношению к китайской интеллигенции.
В 1973 г. Мао Цзэдун осознал, что «культурная революция» только еще более усложнила обстановку в стране. Он вызвал Дэн Сяопина в числе многих «сосланных» и сделал его 12-тым заместителем премьера госсовета Чжоу Эньлая и начальником генерального штаба НОАК. К этому же периоду относится и начало планируемых совместно с Чжоу Эньлаем преобразований, связанных с осуществлением так называемых «четырех модернизаций» в Китае. Но смерть в январе 1976 г. Чжоу Эньлая вызывает новую опалу на Дэна. Ситуацию меняет смерть самого «Великого кормчего» 9 сентября 1976 г.. На несколько месяцев к власти приходит «банда четырех» возглавляемая вдовой Мао Цзян Цин, затем следует арест банды и на июньском (1977) пленуме ЦК КПК 10-го созыва Дэн Сяопин утверждается заместителем Председателя ЦК КПК, заместителем председателя Военного совета и начальником генерального штаба НОАК, заместителем премьера Госсовета КНР. Начинается новый период политической жизни Дэн Сяопина, который и делает его «архитектором китайских реформ».
Экономические и политические реформы Дэн Сяопина и их оценка зарубежными исследователями
Начало экономической реформы проведенной Дэн Сяопином обычно относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики «реформы и открытости». Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.
Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало исторически ценного и полезного, но многое в ней было порочным.
Главный недостаток коренился в отношениях между государством и предприятием. При жесткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования. Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.
Пороки старого механизма наиболее отчетливо проявились в условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью. Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Подчеркивая, что «рыночная экономика не синоним капитализма» Дэн Сяопин писал: «… Мы не можем вмешиваться в дела других стран, однако мы должны заниматься своими собственными делами. Китаю не обойтись без строительства социализма, без неуклонного следования по социалистическому пути. Без руководства со стороны КПК, без строительства социализма, проведения политики реформ и открытости Китаю грозила бы верная гибель. Как же можно без всего этого представить себе существование нынешнего Китая? Китайский народ ни за что так просто не откажется от своей Народной Республики, завоеванной ценой более чем 20–летней кровопролитной борьбы, от успехов социалистического строительства, которых он добился в результате десятилетий упорного труда, и особенно от достижений десятилетия реформ и открытости. Если отбросить все эти достижения и начать строить капитализм, то прежде всего возникает неразрешимый вопрос: как накормить 1 миллиард 100 миллионов людей? Если нечего будет есть, что станет с народом? Мы вершим революцию для освобождения бедных. Ныне можно говорить о том, что проблема одежды и продовольствия в Китае уже решена. Конечно, около 10 процентов населения все еще живут сравнительно бедно, но в условиях, далеких от абсолютной нищеты. В целом же их жизнь по сравнению с прошлым стала лучше. Государство и общество ныне поддерживают их усилия по избавлению от бедности. Одним словом, наша ответственность, наша обязанность по отношению к одной пятой части населения Земли состоит в том, чтобы развивать экономику и сделать жизнь этих людей еще лучше…»
В конце 80-тых годов XX в. большинство западных наблюдателей расценивали реформы Дэн Сяопина как благоприятные не только для Китая, но и для интересов США и были уверены, что преобразования будут продолжаться, даже если Дэн сойдёт с политической сцены. Однако аналитик по азиатским делам исследовательской службы конгресса США – К. Дамбоу считал, что политика Китая «подвержена неожиданным колебаниям, которые трудно объяснить и еще труднее предсказать». Дамбоу считал, что проблемы, с которыми Китай столкнулся на пороге 90-тых, вызваны неспособностью сбалансировать, «с одной стороны, свободу и многообразие подходов, порождаемых ходом экономических реформ, а с другой стороны, политическую и экономическую стабильность при сохранении руководящей роли КПК в обществе».
Известный западный политолог С.Шарм писал, что за десять лет после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, в КНР наблюдалось “много зигзагов или колебаний политической линии и политического климата”; в одни периоды преобладал курс на осуществление радикальных реформ, в другие одерживали верх взгляды руководителей, полагавших будто ни в Китае, ни в какой – либо другой социалистической стране ничего не следует менять. Профессора М.Оксенберг (Мичиганский университет) и Л.Уайт(Принстонский университет) писали в 1989г., что китайскому политическому процессу еще в сильной степени присущи элементы “единоличной власти и харизматического лидерства”. Дэн Сяопин играет важную роль в китайской политике, и в Китае, как и во многих других странах правит один человек, которому помогает группа технократов. Отношения между Дэном и последними носят весьма сложный характер, и не стоит думать, будто Дэн решает в Китае все. Дэвид Шамбау (School of Oriental and African Studies,University of London - Школа востоковедения и африканистики при Лондонском университете) считал, что в среднесрочной перспективе “развитие китайского общества и облик Китая вступающего в ХХI век, будут во многом зависеть от того, сможет ли КПК сохранить свою политическую легитимность и каковы будут источники этой легитимности; будет возрастать или сокращаться политическое участие народных масс; какие рычаги партийного контроля сможет использовать КПК; каков будет баланс между централизацией и децентрализацией в экономике и политической жизни; будет ли сокращаться влияние военных на политическую сферу; уменьшит ли институционализация гражданской власти бюрократизм и непотизм; возможен ли эффективный контроль над коррупцией или она неизбежно присуща данной системе; будет ли продолжена экономическая реформа; будет ли государство все меньше вмешиваться в дела общества или будет стремиться к восстановлению той роли, которую оно играло в маоистскую эру; и, наконец, будут ли возрастать требования дальнейшей демократизации.
Также автор считал, что «семена следующей китайской революции – предпринимательской и демократической – будут прорастать. В этой революции борьба разгорится между обществом и государством, отстаивающим свои привилегии и власть. Вряд ли можно предсказать, кто станет победителем в этой революции, но скорее всего КПК потерпит поражение.
Еще один американский историк Харрисон Эван Салисбари (Бостон) в одной из своих работ оценивает последствия преобразований Великого Кормчего и Дэн Сяопина на примере аграрной политики: «Мао Цзэдун помог крестьянам получить землю, отняв ее у богатых, а потом снова оставил их без земли распределив ее между коммунами. Мао наполнил их мешки рисом, а потом опустошил их в ужасные годы голода. Дэн отдал землю обратно крестьянам, разрушил структуру коммуны и наблюдал как их мешки переполняются рисом. Он наполнил карманы людей деньгами – деньгами, которые они сами зарабатывали. С реформами Дэна исчезла «барачная жизнь», исчезли «синие муравьи»…
Ко времени начала реформ в деревнях все ещё жило 80 % китайцев и только сельские жители могут по достоинству оценить значимость проведенных Дэном преобразований…
Когда у власти был Дэн крестьяне зарабатывали деньги своим трудом и тратили их по своему усмотрению…Поток капиталовложений полился по атрофированным артериям китайской экономики. Дэн разрешил крестьянам делить землю как они хотят и сажать те растения, которые они считают нужным. Правительство заключило с ними контракт на покупку большей части зерна: риса и пшеницы. Остатком крестьяне распоряжались сами. Они могли нанимать по 8-10 и более рабочих, арендовать землю у соседей, основывать небольшие частные предприятия – плотничьи, лесопилки, гончарни, бойни и т. д., организовывать грузовые и пассажирские перевозки… Провинция процветала как никогда…» [16, с. 386-389]
Также американский исследователь отмечает, что реформы Дэн Сяопина четко продуманы, основаны на «чистом прагматизме» и носят последовательный характер.
Дэн Сяопин дважды становился человеком года, в одной из публикаций, посвященных этому событию, американский репортер дает такую оценку его реформам: « Преобразования Дэна – это попытка совместить прямо противоположное: государственную и частную собственность, Госплан и рыночную экономику, политическую диктатуру и культурную свободу. В целом это попытка объединить западный и марксистский миры, капитализм и социализм. Дэн предпринял довольно рискованный шаг. Такая политика может привести к экономическому хаосу. После смерти Дэна эти реформы могут привести к реставрации политической системы, которая существовала при Мао.»
Президент китайско-американской торговой ассоциации Роберт Капп замечает, что многие из тех проблем, с которыми сталкивается современный Китай, как то «несовместимость старой политической системы с новыми экономическими реалиями» и пр. явились результатом проведенных реформ. Но он также говорит и о том, что вряд ли после 20 лет политики реформ и открытости Китай вернется к маоизму и перипетиям времён Культурной революции.
Венгерский историк Денеш Барач, оценивая результаты реформ Дэн Сяопина, пишет: « Если Китай все еще отстает от развитых капиталистических стран, то это дело рук империализма и феодализма. Несмотря на состояние отсталости и допущенные ошибки, страна многого достигла и добилась такого прогресса, на который не был способен старый Китай». Он также замечает радикальную перемену в жизни китайцев произошедшую к началу 90-тых годов XX века и называет ее результатом «избавления от ошибочных идей, иллюзий, догм и командно – административных методов.»
Как можно заметить, оценки зарубежных наблюдателей совсем не однозначны, каждый из них имеет свою точку зрения и свой подход к поставленной проблеме. Но во многом их мнения пересекаются. Так, большинство западных исследователей конца 80-тых середины 90-тых годов задавалось вопросами: что будет c Китаем после ухода Дэн Сяопина, кто возглавит партию и продолжаться ли экономические преобразования. В настоящее время ответы на часть этих вопросов уже
получены. Китай вопреки всем опасениям продолжает следовать по пути реформ.
Подводя итог вышеизложенного, следует привести отрывок из речи приемника Дэн Сяопина – Цзян Цзэминя: «Теория Дэн Сяопина как великая квинтэссенция практического опыта и коллективного разума партии и народа наилучшим образом унаследовала и творчески развила идеи Мао Цзэдуна в новых исторических условиях, огромен ее вклад в создание совершенно новой обстановки в деле социализма в Китае. Самое главное, руководствуясь теорией Дэн Сяопина, непрерывно прокладывать путь вперед.»
Одна страна – две системы
Существует немало оценок внешней политики, проводимой в эпоху Дэн Сяопина. Открытие Китая значительно повлияло на ситуацию во всем мире. Благодаря Дэну отношения Китая с Западом значительно улучшились. Дэн много выезжает за рубеж и имеет несколько дружеских встреч с западными лидерами. В 1979 году Дэн посетил США, где встречался с президентом Джимми Картером в Белом доме. Незадолго до этой встречи США прекратили дипломатические контакты с Китайской Республикой на Тайване и установили дипломатические отношения с КНР. Японо-китайские отношения тоже значительно улучшились. Дэн ставил в пример Японию как страну с быстроразвивающейся экономической мощью, чей опыт мог бы послужить уроком для Китая в свете будущих экономических преобразований. Другим достижением стало подписание соглашения между Великобританией и КНР от 19 декабря 1984 года (Китайско-британская совместная декларация), по которой Гонконг был возвращен Китаю в 1997 году. Дэн согласился на протяжении 50 лет не менять сложившуюся за 99 лет британского владычества политическую и экономическую систему Гонконга. Подобное соглашение было подписано с Португалией, по которому последняя обязывалась вернуть Китаю Макао. Дэн объявил принцип «Одна страна — две системы», который был взят на вооружение КНР в их переговорах с Тайванем о воссоединении. Но несмотря на это, Дэн ничего не сделал, чтобы улучшить отношения с СССР, испортившиеся со времен советско-китайского раскола. Китай продолжал проводить политику Мао в отношении СССР.
В 1983 году Дэн сформулировал принципы прагматизма не только в экономической политике, но и во внешней. Во время встречи с известным американским профессором китайского происхождения Уинстоном Янгом Дэн Сяопин высказал идею «одна страна - две системы», которую он намеревался использовать для воссоединения Тайваня и Гонконга с материковым Китаем. Уже в конце 1984 года КНР и Великобритания подписали историческое соглашение о передаче Гонконга под китайский контроль, которая, как и предполагалось, свершилась в июле 1997 года.
Согласно китайско-британским договоренностям для ОАР ( особого административного района) Сянган(Гонконг) КНР предоставлена высокая степень самоуправления. Ему дано право иметь собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводить самостоятельную иммиграционную и налоговую политику. Вне компетенции местных властей находятся лишь вопросы внешней политики и обороны, относящиеся к ведению Пекина. По принятому ВСНП КНР в 1990 г. Основному закону (мини-конституции) для ОAP Гонконг КНР, до 2047 г. территории гарантируется неизменность ее социально-экономической системы и «местного образа жизни», за ней сохраняется статус свободного порта (порто-франко), отдельной таможенной территории, международного финцентра с собственной валютно-финансовой системой. Налоги поступают только в местную казну. Китаем было подтверждено действие (локализовано) около 140 законов Великобритании, распространявшихся ранее на Гонконг. Правительству ОAP предоставлено право самостоятельно заключать двусторонние международные соглашения с третьими странами в сферах экономического и культурного сотрудничества.
Китайское правительство в течение длительного времени прилагало неустанные усилия во имя разрешения тайваньского вопроса и объединения страны. В феврале 1972 г. президент США Никсон посетил с визитом КНР, и было обнародовано китайско-американское «Шанхайское коммюнике». 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения, США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань — неотъемлемой частью Китая, прекратив «дипломатические отношения» с тайваньскими властями. Правительство США также заявило о прекращении действия «Договора о совместной обороне» и выводе своих войск с Тайваня. На таком историческом фоне китайское правительство, исходя из общенациональных интересов и перспективного развития страны, руководствуясь принципами уважения истории, учета реальностей, делового подхода и учета интересов всех сторон, выдвинуло курс «мирное объединение и одно государство две системы».
Его основные моменты состоят в следующем: 1) Один Китай. В мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Центральное правительство находится в Пекине. 2) Сосуществование двух систем. В рамках одного Китая в качестве предпосылки, социализм в континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. 3) Высокая степень самоуправления. После осуществления объединения страны Тайвань станет особым административным районом и будет пользоваться правом на высокую степень самоуправления. 4) Мирные переговоры. Национальное объединение осуществится мирным путем контактов и переговоров.
После того, как ПК ВСНП обнародовал «Обращение к тайваньским соотечественникам» от 1 января 1979 г., в котором был провозглашен курс на воссоединение Китая путем мирных переговоров, между обеими сторонами Тайваньского пролива постепенно смягчается многолетняя конфронтация и исчезает состояние взаимной оторванности. С каждым годом расширяются сферы личных контактов между берегами; осуществляются двусторонние контакты в области науки и техники, литературы и искусства, спорта и информации; быстрыми темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество.
Хотя даже в начале XXI века нельзя с полной уверенностью заявить, что между КНР и Тайванем решены все разногласия - прогресс по сравнению с ситуацией 20 летней давности очевиден.
Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай под руководством Дэн Сяопина открыл двери иностранным инвестициям, в особенности в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекались дешевые рабочие руки, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга, Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций вырос с 2,3 млрд. долларов в 1984 году до 43,8 млрд. в 1998 году. Сейчас в Китае действует 145 тысяч предприятий с иностранными инвестициями, где заняты 19,7 млн. человек. Шэнчжэнь, самая успешная СЭЗ на границе с некогда британским Гонконгом, за 20 лет превратилась из десятитысячной деревни в трехмиллионный город со второй по величине фондовой площадкой страны и сотнями промышленных предприятий.
Кроме того, некогда монопольные права министерства внешней торговли и международного сотрудничества были ликвидированы и любое предприятие получило право торговать с заграницей напрямую. КНР вступила в МВФ и Мировой банк и начала переговоры о присоединении к ГАТТ/ВТО. Результатом стало быстрое включение Китая в мировую экономику: долларовая стоимость китайского экспорта за последние десять лет выросла в десять раз.