Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:17, реферат
Древний Египет — название исторического региона и крупнейшей цивилизации Древнего мира, существовавших на северо-востоке Африки, вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков. Временные границы существования древнеегипетской культуры принятые исследователями — с сер. 4-го тыс. до н. э. и по IV век н. э.
Древний Египет — название исторического региона и крупнейшей цивилизации Древнего мира, существовавших на северо-востоке Африки, вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков. Временные границы существования древнеегипетской культуры принятые исследователями — с сер. 4-го тыс. до н. э. и по IV век н. э.
Древнеегипетское государство территориально размещалось в узкой долине от первого порога до дельты Нила. Географической особенностью,, придавшей особое направление развитию египетской цивилизации, было чередование плодородных земель и пустынь. Египет делился на Верхний,, занимавший нильскую долину, и Нижний, расположенный в дельте. Долина Нила благоприятна для земледелия. Нил был единственным источником влаги в засушливом климате Северной Африки, а прирост населения требовал увеличения площадей пригодной для ведения сельского хозяйства земли. Высокопродуктивное земледелие приводит к возникновению здесь первых обществ и государств, т. к. успешно развивались производительные силы и производственные отношения. Излишки производимого общественного продукта, особенно в скотоводстве, для которого характерны большие объемы прибавочного продукта, оказываются в руках знати и служителей зарождающегося культа.. Возникает институт рабства. Первыми рабами были военнопленные - с развитием сельского хозяйства стало выгодно использовать труд военнопленных. Это привело к возникновению частной собственности, социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению ее со временем в эксплуататорский класс. Класс рабов стал пополняться из внешних (войны и набеги) и внутренних источников (бывшие общинники).
Перед возникновением государства сложилась довольно развитая организация управления, которую Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал военной демократией. "Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока".1 Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления.
Формирование классов привело
к появлению государства,
Выгодное географическое
При рассмотрении государственного строя Древнего Египта, необходимо выделить следующие периоды его развития: раннего царства, древнего царства, среднего царства, нового царства. Дабы осветить все эти периоды, расскажу о каждом из них.
Период Раннего царства. Начинает формироваться государственный аппарат, во главе государства - царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников.
В период Раннего царства в
руках государства находилось
верховное руководство
Период Древнего царства. Централизация управления.
Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.
Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.
После
царя главным лицом в
Период Среднего
царства. Наступает неограниченная
власть номархов2 (2 Номарх — должность
управителя нома в Эллинистичес
). Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.
Период
Нового царства. Укрепление системы
централизованного бюрократического
управления. Страна была разделена на
два административных округа: Верхний
и Нижний Египет, каждым из которых руководил
особый наместник фараона. Административные
округа делились на области - номы. Города
и крепости возглавляли начальники, которых
назначал фараон. Первым и высшим сановником
оставался везир. Другими важными чиновниками
были главный казначей и начальник всех
царских работ.
Говоря об общественном строе, для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока.
Основной хозяйственной и общественной
ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах
его развития была сельская община. Закономерный
процесс внутриобщинного социального
и имущественного расслоения был связан
с интенсификацией сельскохозяйственного
производства с ростом прибавочного
продукта, который начинает присваивать
общинная верхушка, сосредоточившая в
своих руках руководящие функции по созданию,
содержанию в порядке и расширению ирригационных
сооружений. Эти функции впоследствии
перешли к централизованному государству[1].
Процессы социального расслоения древнеегипетского
общества особенно усиливаются в конце
IV тысячелетия до н.э. когда формируется
господствующий социальный слой, в который
входили родоплеменная номовая аристократия,
жрецы, зажиточные общинники-крестьяне.
Этот слой все больше отделяется от основной
массы свободных общинников-крестьян,
с которых взимается государством рента-налог.
Они же привлекаются к принудительному
труду по строительству каналов, дамб,
дорог и пр. С первых династий Древнему
Египту были известны проводимые по всей
стране периодические переписи «людей,
скота, золота», на основе которых и устанавливались
налоги.
Раннее создание единого государства
с централизованным в руках фараона земельным
фондом, к которому переходят функции
управления сложной ирригационной системой,
развитие крупного царско-храмового хозяйства
способствует фактическому исчезновению
общины как самостоятельной единицы, связанной
коллективным землепользованием. Она
прекращает существование вместе с исчезновением
свободных земледельцев, независимых
от государственной власти и неподконтрольных
ей. Неким подобием общин остаются постоянные
сельские поселения, главы которых отвечают
за уплату налогов, за бесперебойное функционирование
ирригационных сооружений, принудительные
работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои
экономические и политические позиции
правящая верхушка, пополняющаяся в основном
за счет местной номовой аристократии,
чиновничества, складывающегося централизованного
административного аппарата и жречества.
Ее экономическая мощь растет, в частности,
за счет рано сложившейся системы царских
пожалований земель и рабов. От времени
Древнего царства сохранились царские
указы, устанавливающие права и привилегии
храмов и храмовых Поселений, свидетельства
о царских пожалованиях земельных участков
аристократии и храмам[2].
В царских хозяйствах и хозяйствах светской
и Духовной знати трудились различные
категории зависимых подневольных лиц.
Сюда входили бесправные рабы-военнопленные
или соплеменники, доведенные до рабского
состояния, «слуги царя», выполнявшие
предписываемую им норму работы под надзором
царских надсмотрщиков. Они владели небольшим
личным имуществом и получали скудное
пропитание из царских складов.
Эксплуатация «слуг царя», оторванных
от средств производства, строилась как
на внеэкономическом, так и на экономическом
принуждении так как земля, инвентарь,
тягловый скот и прочее были собственностью
царя. Границы, отделяющие рабов (которых
в Египте никогда не было много) от «слуг
царя», были выражены нечетко. Рабов в
Египте продавали, покупали, передавали
по наследству, в дар, но иногда сажали
на землю и наделяли имуществом, требуя
с них часть урожая. Одной из форм возникновения
рабской зависимости стала самопродажа
египтян за долги (которая, однако, не поощрялась)
и превращение в рабов преступников.
Объединение Египта после переходного
периода смут и раздробленности (XXII в.
до н.э.) фиванскими номами в границах Сред'
него царства сопровождалось успешными
завоевательными войнами египетских фараонов,
развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом
городов, расширением сельскохозяйственного
производства. Это привело, с одной стороны,
к росту царско-храмового хозяйства, с
другой - к укреплению позиций частного
хозяйства вельмож-сановников и храмовых
жрецов, органически связанного с первым.
Номовая знать, имеющая кроме пожалованных
за службу земель («дом номарха») наследственные
земли («дом отца моего»), стремится превратить
свои держания в собственность, прибегая
с этой целью к помощи храмовых оракулов,
которые могли засвидетельствовать ее
наследственный характер.
Рано выявившаяся неэффективность громоздких
царских хозяйств, основанных на труде
подневольных земледельцев, способствует
широкому развитию в это время надельно-арендной
формы эксплуатации трудящегося люда.
Земля стала отдаваться «слугам царя»
в аренду, она обрабатывалась ими в основном
своими орудиями в относительно обособленном
хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог
казне, храму, номарху или вельможе, но
по-прежнему выполнялась трудовая повинность
в пользу казны[3].
В Среднем царстве выявляются и другие
изменения как в положении правящих кругов,
так и низших слоев населения. Все более
заметную роль в государстве, наряду с
номовой аристократией и жречеством, начинает
играть нетитулованное чиновничество.
Фра́нкское
госуда́рство (короле́вство; )
На протяжении V века германские народы расселились на территории Римской империи. Как правило, они занимали лучшие земли, одну треть оставляли прежнему, называемому "римским", населению. На занятой территории действовала двойная система законов. "Римское" население жило по римскому праву, его положение отличалось от прежнего лишь отсутствием налогов, которые не собирали пришельцы, и государственных повинностей - подводной, по ремонту дорог, мостов и т. д. "Варвары" жили по своим собственным правилам - в соответствии с обычным правом. Церковь пыталась как-то регулировать это положение, но оно было крайне аморфным, а большинство "варварских" королевств - непрочными. Из всех образованных германцами "государств" дольше всех просуществовало и сыграло наиболее важную роль государство франков. Может быть, это объясняется тем обстоятедльством, что франки селились сплошными массами, полностью вытесняя "римское" население с определенных террриторий. Франкское государство наиболее типично, государства остро- и визиготов, вандалов, лангобардов и пр. совпадают во многом с франкским, которое обычно рассматривается наиболее подробно.
Слово
“франк”, по мнению некоторых французских
ученых, означает “свободный человек”.
Франки стали известны в истории
примерно за 400 лет до падения Римской
империи. Во главе франков издревле
стояли конунги из рода Меровингов.
В 486 г. Хлодвиг (481 - 511) привел племена
франков на территорию римской провинции
Галлия, где возникло государство
франков. Хлодвиг, прежде всего, пытался
укрепить центральную власть - власть
конунга. С этой целью он, во-первых,
принял христианство и получил поддержку
католической церкви; во-вторых, по приказу
Хлодвига была проведена кодификация
права. В начале VI века была издана “Салическая
правда”.
Действия Хлодвига привели к упорядочению
жизни родичей. Была сохранена древняя
система, при которой люди по ежегодному
жребию, то участвовали в военных походах,
то занимались земледелием. Война начиналась
обычно в марте и продолжалась до октября
- пока не размокали дороги. Соответственно,
в начале года (в марте) проводились так
называемые “мартовские поля” - смотр
военного снаряжения, проверка готовности
воинов. Кроме того, там принимались важные
решения (например, об организации военного
похода). Добытое в военном походе делилось
поровну.
В результате походов и завоеваний Хлодвига
почти вся территория современной Франции
вошла в состав державы франков. Местное
управление оставалось на племенном уровне.
Большими частями государства заведовал
наместник, который назывался графом.
Внутри этих частей созывались народные
собрания - сотенные собрания. Центральное
управление сводилось к сбору обычной
дани со всех территорий государства.
Обычно данью являлось только то и в таком
количестве, что и сколько могли потребить
за две недели король и его дружина.
2. Социальная структура франкского общества
Таким
образом, во франкском обществе появились
элементы социальной структуры, и мы
можем выделить основные общественные
группы:
- знать (так называемые лучшие люди). К
ним относились конунг, военные предводители,
старейшины и часть дружинников (“старшие”);
- свободные франки. Это были те родичи,
которые имели земельные наделы и либо
обрабатывали их, либо воевали. До известного
времени сюда входила и остальная часть
дружины;
- полусвободные (литы) - те, кто вышел из
рабского состояния, но оставался в зависимости;
- рабы. Рабство было патриархальным, временным.
Наряду с франками в их государстве жило
прежнее, галло-римское население. К нему
относились:
- владельцы крупных земельных наделов
(латифундий). Этих людей называли королевскими
сотрапезниками;
- вольноотпущенники, обрабатывавшие землю;
- главные труженики латифундий - рабы.
Таким образом, социальная структура франкского
общества была двойной. Количество рабов
постепенно сокращалось, преобладали
лично свободные люди, которым очень трудно
было вести хозяйство самостоятельно.
Поэтому они стремились получить поддержку
и защиту у богатых и знатных людей. Это
было выгодно, так как вместе с поддержкой
и защитой можно было получить и землю.
На протяжении VI - VII вв. франкское общество
постепенно менялось. Свободные родичи
начали группироваться вокруг местной
знати. Таким образом, стали возникать
крупные хозяйства, в которых за счет углубления
разделения труда достигался экономический
рост. В этих хозяйствах 60% населения было
полностью свободными людьми и только
40% - в разной степени зависимыми. В основном
такие хозяйства организовывала церковь.
Постепенно возникли крупные хозяйства,
в которых быстрее развивалось сельское
хозяйство и ремесло. Государственная
власть была недовольна появлением таких
крупных хозяйств и пыталась остановить
этот процесс, так как жители вотчин выходили
из-под власти государства, а, следовательно,
переставали платить налоги и участвовать
в ополчении. Борьба государства с крупными
землевладельцами часто приводила к конфискациям
имущества, особенно церковного (так как
самый высокий уровень производства был
в церковных хозяйствах). Но центральная
власть не могла остановить процесс формирования
крупных хозяйств. В результате она потеряла
доходы и, чтобы заставить подчиниться,
оказалась вынужденной раздавать земельные
наделы, получатели которых были обязаны
выставлять военный отряд и участвовать
в походах правителя.