Древнеримское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 05:49, контрольная работа

Описание

Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политико-правовую культуру и просуществовало 12 веков.
История римского государства подразделяется на следующие периоды:
1). Военная демократия (VIII в. до н.э. - VI в. до н.э.) или древнейший царский – от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
2). Республика (VI в. до н.э. - I в до н.э.) охватывает примерно пятивековую историю (509 – 27 гг. до н.э.);
3). Империя (I в. до н.э. - VI в. н.э.) распадается на два подпериода: принципата (27 г. до нэ. и 284 г. н.э.,) и домината (с 284 по 476 г. н.э.).

Содержание

1. Возникновение Римского государства
2 . Царский период
2.1. Учреждения власти в царский период
2.2. Реформы Сервия Тулия. Падение царской власти
3. Республиканский период
4. Римская империя
5. Распад римской империи
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Древнеримское государство.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Амурский  государственный  университет

     (ГОУВПО  «АмГУ») 
 
 
 
 

контрольная работа 

по дисциплине:   История государства и права зарубежных стран

                  Тема № 6. Древнеримское государство. 
 
 
 

Исполнитель

студент группы           
 
 
 
 

Благовещенск, 2010

 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Возникновение  Римского государства 3
2 . Царский период

   2.1. Учреждения  власти в царский период

   2.2. Реформы  Сервия Тулия. Падение царской  власти

5

6

7

3. Республиканский  период 9
4. Римская  империя 19
5. Распад  римской империи 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1. Возникновение Римского государства 
 

     На  холмистом берегу Тибра, в 25 км от его  впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и  землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

     По  археологическим данным, ранее всего был заселен Палатинский холм, находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других холмах (Капитолии, Авентине, Эсквилине, Квиринале, Цэлии, Виминале и др.). В VIII в. до н.э. Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов.

     Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas).

     Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу – греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины (civitas) и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис – с народным собранием, царем и знатью. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

     Члены старейших римских родов назывались патрициями. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

     С имущественной дифференциацией  социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

     Возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

     Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политико-правовую культуру и просуществовало 12 веков.

     История римского государства подразделяется на следующие периоды:

     1). Военная демократия (VIII в. до н.э. - VI в. до н.э.) или древнейший царский – от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;

     2). Республика (VI в. до н.э. - I в до н.э.) охватывает примерно пятивековую историю (509 – 27 гг. до н.э.);

     3). Империя (I в. до н.э. - VI в. н.э.) распадается на два подпериода: принципата (27 г. до нэ. и 284 г. н.э.,) и домината (с 284 по 476 г. н.э.). 

 

      2 . Царский период 

     В момент основания Рима и до правления  последних царей у римлян существовал родообщинный строй, постепенно изменявшийся в сторону ремесленных и профессиональных делений (жрецы, земледельцы, воины, скотоводы, кожевенники, оружейники, торговцы и др.).

     Еще Ромул разделил всю землю между членами общины-города и предоставил каждому по 2 югера (50 соток), которые закреплялись за семьей в виде приусадебной семейной собственности. Пахотная земля, луга, пастбища предоставлялись всем членам римской общины для пользования и владения, но не в собственность. Приусадебные участки были собственностью семьи, однако глава семьи не мог распоряжаться ею неограниченно. Члены рода, в предках которого значился родоначальник по отцовской линии, кроме общего владения землей имели еще взаимные права и обязанности следующих разновидностей: наследственные, в том числе поддержание общего культа рода, его предков и домашних богов. Они имели также общее место захоронения родственников, право носить родовое имя. Последнее дожило до времен империи. Гай Юлий Цезарь происходил из рода Юлиев.

     Родовые общины делились на семейные, и со временем они стали основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца-домовладыки. Среди племен, входивших постепенно в Римское государство-общину, возникали конфликты и соперничество за представительство и участие в учреждениях власти.

     Народ римской городской общины состоял  из трех племен (латины, сабины и этруски), которые первоначально состояли из 100 родов, а затем долгое время из 300 родов, причем каждое племя включало 10 курий (родовых объединений), удобных прежде всего из военных, административных и финансовых соображений. Во главе курии стоял курион. Десять курий объединялись в трибу. Римский народ состоял из трех триб. Римляне называли себя в древности "квиритами" ("квирит" – мифическое божество, покровитель древних римлян). Совокупность римских граждан и есть римская община.

     Полноправными в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями потомками знатных родоначальников. Зависимых от патрициев лиц называли клиентами, а самих покровителей (патрициев) именовали патронами. Клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона), которого вольноотпущенник продолжал почитать, следуя за ним на войну и помогая в мирное время Патрон защищал клиента вне этого семейного общежития, прежде всего в суде. Такие зависимые отношения поддерживались обычаями и религией. 

     2.1. Учреждения власти в царский период

     В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и  народное собрание.

     1) Царь (Рекс) избирался народным собранием. Он командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти, однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом применения принуждения. Будучи посредником между богами и своим народом, царь облечен был специальными функциями верховного жреца.

     Считалось, что римлянин с его обязательными  молитвами и поклонением богам связан с ними договором. Жрецы представляли собой слой наиболее образованных людей. Они обладали сравнительно большими сведениями не только в области религии и культов, но и во многих других областях — астрономии, медицине, праве. В Риме долгое время, примерно на протяжении столетия после принятия Законов XII таблиц, наукой толкования законов и составлением судебных формул ведали понтифики. Один из них специально назначался для руководства по вопросам частных лиц. Поэтому первый период в истории римского правоведения иногда именуют периодом жреческой юриспруденции. У религиозных верований древних римлян была еще одна особенность – обожествление понятий. Таким понятиям, как "достоинство", "свобода", "верность", "согласие", "правосудие", римляне посвящали отдельные храмы.

     В древнейший период царя избирали, поэтому  на время вакантного состояния царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствия из числа сенаторов выбирали 10 человек (интеррегес), которые поочередно в течение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочия в римской общине.

     2) Сенат, возникший из древнего совета вождей родов, являлся собранием родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300. Сенат являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских. Позднее членов сената стали назначать по усмотрению царя, который в то же время не мог игнорировать знатность и влияние отдельных патрицианских родов. Практической заботой сената в царский период стали совещательные заключения по управленческим вопросам, которые были названы сенатусконсультами (консультационными постановлениями сената). Сенат утверждал избрание Рекса и решения народного собрания и принимал непосредственное участие в делах управления.

     3) Народное собрание по куриям. В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. К компетенции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание Рекса (вождя). Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный вопрос. Решением народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий. 

     2.2. Реформы Сервия Тулия. Падение царской власти.

     Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия – согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578–535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

     Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный  принципы

     Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб.

     Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193.

     Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и  составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

     Кроме того, вне этих классов оказались 18 центурий всадников, из которых только шесть принадлежали представителям патрициев. Две центурии составили ремесленники, две другие – музыканты и только одну центурию – пролетарии (бедняки), которые были людьми малоимущими, располагавшими только потомством (proles), а не имуществом.

     Сервию  Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества;он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Информация о работе Древнеримское государство