Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 05:49, контрольная работа
Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политико-правовую культуру и просуществовало 12 веков.
История римского государства подразделяется на следующие периоды:
1). Военная демократия (VIII в. до н.э. - VI в. до н.э.) или древнейший царский – от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
2). Республика (VI в. до н.э. - I в до н.э.) охватывает примерно пятивековую историю (509 – 27 гг. до н.э.);
3). Империя (I в. до н.э. - VI в. н.э.) распадается на два подпериода: принципата (27 г. до нэ. и 284 г. н.э.,) и домината (с 284 по 476 г. н.э.).
1. Возникновение Римского государства
2 . Царский период
2.1. Учреждения власти в царский период
2.2. Реформы Сервия Тулия. Падение царской власти
3. Республиканский период
4. Римская империя
5. Распад римской империи
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий – императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские – проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение – сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием (диархией).
2. Доминат. (III - IVвв.) возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.
Перед
лицом восстаний рабов и
Правление Диоклетиана отмечено жестокими притеснениями христиан, казнью Георгия Победоносца и др. И лишь в правление Константина (306 – 337 гг.) издается Миланский эдикт (313 г.), которым за христианами и христианской церковью признается равное право на отправление культа наравне с государственным языческим культом. Этим эдиктом христианство было удостоено статуса законной религии, христианской церкви возвращалось ранее отнятое у нее имущество и право открытого (не тайного) богослужения.
Христианская церковь стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться государство. Христианские общины получили право свободной деятельности и право владеть имуществом. В IV в. христианство стало государственной религией. Христианская церковь всем своим авторитетом поддерживала господствующие классы и «оправдывала» императорскую власть. В официальных апологиях император был объявлен наместником Христа на земле.
Армия,
чиновничество и христианская
церковь становятся
тремя главными опорами
домината - военной,
политической и идеологической.
5.
Распад римской
империи
В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение, вводится мелочная регламентация. Но идет распад римской империи, и все попытки спасти положение являются тщетными – Рим быстрее идет к своей гибели.
Необходимость усиления государственной власти для защиты рабовладельческого строя от рабов, напора «варваров» и децентралистских стремлений эксплуатируемых Римом провинций, вызвала серьезные изменения государственного строя. Еще при Диоклециане (конец III в.) намечается разделение империй на две половины - восточную и западную. Окончательно это разделение произошло при Феодосии 1 (395 г.). Этот процесс знаменовал собой ослабление хозяйственных связей между различными частями империи.
Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря. Первоначально обе половины рассматривались как части единого государства, но в дальнейшем эти части постепенно обособлялись, и к концу домината уже можно говорить о двух отдельных государствах (Западная и Восточная Империи).
Во главе империи (а впоследствии - каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии.
Сенат и некоторые магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре (консистория). Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности.
Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской. Все нити местного управления сходились в Рим, и задачами местных учреждений являлось выжимание из подданных разнообразных тягостных налогов и натуральных поставок, беспощадная борьба со всякого рода волнениями и проявлениями недовольства.
Каждая половина империи разделялась на две префектуры, префектуры делились на диоцезы (на западе было 6 диоцезов, на востоке - 7 диоцезов), диоцез разделялся на провинции (в одной Западной империи было 34 провинции), и, наконец, провинции делились на округа. В этих округах были и органы из местного населения (сенат и муниципальные магистраты), но подчинявшиеся императорским чиновникам. Во главе Рима стоял префект города, непосредственно подчиненный императору. Сенат сохранился, но ведал чисто местными делами города Рима.
Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная Римская империя – Византия – была экономически более развитой и просуществовала ещё почти тысячу лет, войдя в мир феодализма.
В заключение работы хотелось бы отметить, что «изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты» (Марченко М.Н.). [1]
Действительно,
исследование древнейшего периода
возникновения и развития государства
позволяет выявить тесную взаимосвязь
возникновения государственного аппарата,
социальной дифференциации общества и
появления института собственности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1.
История государства и права зарубежных
стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1./ Под
общ. ред. д.ю.н., проф. Жидкова О. А. и д.ю.н.,
проф. Крашенинниковой Н. А. - М.: НОРМА,
1996. – 480 с.
2.
Графский В.Г. Всеобщая история права и
государства. / В.Г. Графский. – М.: Норма,
2007. – 720 с.
3.
Милехина Е.В. История государства и права
зарубежных стран. / Е.В. Милехина. – М.:
Норма, 2002. – 208 с.
4.
Никофорова Н.А. История государства и
права зарубежных стран: учеб. пособие./
Н.А. Никофорова. – М.: Окей-книга, 2007. –
160 с.
_________________________
[1]. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. Т.1. / Отв. ред. М. Н. Марченко. – . М.: 1998. – С. 29