Древнерусский город

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:00, реферат

Описание

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - “очеловеченная”, “окультуренная”, отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

Работа состоит из  1 файл

Древнерусский город.docx

— 39.34 Кб (Скачать документ)

Как отмечают современные  исследователи:

 

“совокупность древнерусских  населенных пунктов в целом укладывалась в сложную иерархическую систему, своеобразную пирамиду, в основании  которой находилась масса рядовых  сельских поселений, а вершину венчали  крупные стольные города - центры самостоятельных  земель-княжений на Руси. Ступени между  ними занимали, надо полагать поселения переходных типов, связанные друг с другом отношениями административно-хозяйственного соподчинения. В эту пеструю мозаику вклинивались территориально все расширявшиеся раннефеодальные вотчины и, наоборот, неуклонно сокращавшиеся островки еще не охваченных процессом княжения и феодализации свободных сельских общин”.

Древнерусский город

      Становление  Древнерусского государства было  теснейшим образом связано с  процессом преобразования, освоения  мира непроходимых чащоб, болот  и бескрайних степей, окружавшего  человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город  - “очеловеченная”, “окультуренная”,  отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное  пространство превращалось в  опору новой социальной организации.

“В городах, - пишет В.П. Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях”.

    Города, несомненно, были центрами экономической,  политической и духовной жизни  Древней Руси.

“Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они  играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских  степей и волжскими булгарами, с  католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные  культурные элементы, что в сочетании  с местными особенностями придавало  древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие”.

     В изучении  городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи. В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения.

 

      Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город?  При всей своей “очевидности”  ответ на него вовсе не так  прост, как может показаться  на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова “город” (родственное “жердь”), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, “городом” в древнерусских источниках до XVI в. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения “крупные”), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином “город” имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

      Что же  называют древнерусским городом  современные исследователи? Приведу  некоторые типичные определения:

“Город есть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговое население, в той или иной мере оторванное от земледелия”.

“Древнерусским городом можно  считать постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи-волости концентрировалась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там  прибавочного продукта”.

      Повторю:  насколько такие представления  соотносятся с тем, что называли  городом в Древней Руси, - точно  не известно. Решение этой проблемы, как уже отмечалось, затрудняется  неоднозначностью понятия город  в Древней Руси.

“Термином “город” в Древней Руси обозначалось вообще укрепленное, огражденное поселение, вне зависимости от его экономического характера - был ли это город в собственном смысле слова - значительный ремесленно-торговый центр, или небольшая крепостица с военным гарнизоном, или старое укрепленное поселение дофеодальной поры”.

      Такое расхождение  в определениях серьезно затрудняет  использование информации о городах,  почерпнутой из древнерусских  источников, поскольку требует предварительного  доказательства, идет ли речь  в данном конкретном случае  о городе в “нашем” смысле  слова (точнее в том смысле, который вкладывается в этот  смысл данным исследователем). Вместе  с тем становится под вопрос  принципиальная возможность выработки  универсального определения древнерусского  города.

      В советской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городов связывалось с отделением ремесла от земледелия, т.е. с так называемым вторым крупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались, ставились в подчиненное положение. Им уделялось гораздо меньше внимания при объяснении формирования такого типа поселений. В качестве примера приведу высказывание М.Н. Тихомирова, весьма характерное именно для такого подхода:

 

“Настоящей силой, вызвавшей  к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области  экономики, развитие феодализма - в  области общественных отношений”. Правда, одновременно с этим исследователи часто подчеркивали, что “само возникновение русских городов имело различную историю”.

      В последнее  время все больше внимания  обращается на то, что происхождение  и особенности жизни древнерусского  города не могут объясняться  сугубо экономическими причинами.  В частности В.П. Даркевич считает, что

“объяснение появления раннесредневековых городов на Руси в итоге общественного  разделения труда - пример явной модернизации в понимании экономики того времени, когда господствовало натуральное  хозяйство. Продукты труда производятся здесь для удовлетворения потребностей самих производителей. Товарное производство находится в зачаточном состоянии. Внутренние местные рынки в эпоху  становления городов на Руси еще  не получили развития. Господствует дальняя  международная торговля. Затрагивавшая лишь верхи общества”.

      Подвергается  сомнению и жесткое противопоставление  города и села в Древней  Руси. При этом подчеркивается  роль агрикультуры в городе, жители  которого (как, впрочем, и западноевропейские  горожане)

“вели полукрестьянское существование и занимались разнообразными промыслами, как свидетельствуют археологические материалы: охотой, рыболовством, бортничеством”.

      Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством (об этом говорят многочисленные находки на территории древнерусских городов сельскохозяйственных орудий труда: лемехов плугов, мотыг, кос, серпов, ручных жерновов, ножниц для стрижки овец, огромного количества костей домашних животных). Кроме того, сельское население занималось производством большинства “ремесленных” продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду, производило гончарные изделия и т.п. Пожалуй, единственным исключением были металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Добавим к этому, что по свидетельствам археологов, крупные городские поселения подчас возникали раньше окружавших их сельских поселков. К тому же, подобно городам Западной Европы, население городских поселений Древней Руси постоянно пополнялось сельскими жителями. Все это заставляет согласиться с мнением В.П. Даркевича о высокой степени аграризации древнерусских городов и отсутствии жестких различий между городскими и сельскими поселениями. Он пишет:

“Как на Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой сложную модель, своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Первый круг - садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскому пространству и проникают в свободные его промежутки), а также молочное хозяйство; во втором и третьих кругах - зерновые культуры и пастбища. При раскопках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количество костей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределах укреплений, так и вне их”.

      Основным отличительным  внешним признаком городского  поселения, видимо, было лишь наличие  укрепления, крепостного сооружения, вокруг которого концентрировалась  собственно “городская жизнь”. При этом в сознании жителей  Древней Руси город отличался  от пригорода, также окруженного  “городскими” укреплениями. В городах  - “пригородах” отсутствовал очень  важный, хотя и почти не заметный  для нас элемент настоящего  города - вече.

 

Повесть временных лет

Те же славяне, которые  сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили  город, и назвали его Новгородом.

Сидел Кий на горе, где  ныне подъем Боричев, а Щек сидел  на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и  хотел сесть в нем со своим  родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи.

И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.

И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.864

Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для  русских городов: прежде всего для  Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным

В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью

В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю.

Владимир же был просвещен  сам, и сыновья его, и земля  его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: „Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их

. В год 6499 (991). Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город тот

В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился  он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль

Святополк пришел ночью в Вышгород, тайно призвал Путшу и вышгородских мужей боярских и сказал им: „Преданы ли вы мне всем сердцем?». Отвечали же Путша с вышгородцами: „Согласны головы свои сложить за тебя». Тогда он сказал им: „Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса»

В год 6538 (1030). Ярослав Белз взял. И родился у Ярослава четвертый  сын, и дал имя ему Всеволод. В тот же год пошел Ярослав  на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев.

Информация о работе Древнерусский город