Древнерусский город

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:00, реферат

Описание

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - “очеловеченная”, “окультуренная”, отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

Работа состоит из  1 файл

Древнерусский город.docx

— 39.34 Кб (Скачать документ)

В год 6540 (1032). Ярослав начал  ставить города по Роси.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав  город великий, у того же града  Золотые ворота; заложил и церковь  святой Софии, митрополию, и затем  церковь на Золотых воротах –  святой Богородицы Благовещения, затем  монастырь святого Георгия и  святой Ирины

Белгород (980) ,

 Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862),

 Василев (988),

 Вышгород (946) ,

 Вручий (977),

 Изборск (862) ,

 Искоростень (946) ,

 Киев (по летописи относится  к древнейшим временам),

 Ладога (862),

 Любеч (882) ,

 Муром (862) ,

 Новгород (по одним  сведениям был основан в незапамятное  время, по другим - в 862 г.),

 Пересечен (922) ,

 Перемышль (981),

 Переяславль (907) ,

 Полоцк (862) ,

 Псков (903),

 Родня (980) ,

 Ростов (862) ,

 Смоленск (упомянут в  числе древнейших русских городов),

 Туров (980) ,

 Червень (981),

 Чернигов (907).

3 Вопрос

Большинство историков конца XIX - начала XX в., обращавшихся к этой проблеме, были согласны с предположением о том, что восточнославянские городища являлись центрами общностей, существовавших до "призвания князей" (сами эти общности исследователи определяли по-разному: "земли", "волости", "племена", "городские области"), и что между восточнославянскими городищами и административными центрами киевской эпохи наблюдается преемственность .

Иную точку зрения высказал С. М. Середонин. Согласно его выводам, в VIII-X вв. у восточных славян существовали "городки" (городища). Некоторые из них (может быть, прежние племенные центры) быстро сходят с исторической сцены (Искоростень, Волынь, Червень, Кордно, Изборск, Пересечен). Взамен выдвигаются другие, имевшие выгодное географическое положение (Киев, Новгород, Смоленск, Любеч, Полоцк); они становились, как правило, центрами крупных земель . С. М. Середонин, таким образом, первым выдвинул тезис об отсутствии преемственности между "племенными центрами" и городами - политическими центрами Киевской Руси.

В советской историографии  дискуссия по проблемам эволюции политических .центров восточных славян и Киевской Руси получила свое продолжение.

 

Большинство исследователей, обращавшихся к этой теме в 30-60-е гг., высказывались  в традиционном духе (изменения коснулись терминологии - в соответствии с утвердившимся представлением о Киевской Руси как феодальном государстве для обозначения его политических центров стал применяться термин "феодальные города"): города - центры Древнерусского государства - формировались преимущественно из "племенных центров" . В то же время В. В. Мавродин, обобщая результаты археологических исследований древнерусских городов, обратил внимание на частые факты "перемещения" укрепленных центров на новое место (Полоцк, Смоленск, Новгород, Ростов, Ярославль, Белоозеро). Причинами такого явления (определяемого как "перенос города") могли быть, по мнению исследователя, невозможность роста детинца на старом месте, потребности торговых и военных предприятий и враждебное отношение к процессу феодализации родоплеменной знати, концентрировавшейся в старых центрах . Концепция "переноса города" вновь ставила под сомнение тезис о преемственности между племенными центрами и центрами политической власти Древнерусского государства.

Особенно активно исследуется  вопрос о политических центрах в  последние десятилетия, что во многом связано с накоплением археологического материала о древнерусских укрепленных  поселениях. Поскольку этот материал показал, что многие "племенные  центры" прекратили свое существование, не превратившись в города, концепция  прямой преемственности между центрами догосударственных общностей и политическими центрами Киевской Руси видоизменились. Ее сторонники полагают, что к племенным центрам восходят в первую очередь крупные города Киевской Руси, а небольшие племенные центры часто не перерастали в феодальные города б. Другие исследователи высказывают мнение о смене политических центров ("переносе города") как общем явлении для эпохи складывания Древнерусского государства (при этом они не отделяют крупные центры от мелких).

Таким образом, главным предметом спора в исследовании эволюции политических центров восточных славян и Киевской Руси продолжает оставаться вопрос о степени преемственности между так называемыми "племенными центрами" и городами - центрами политической власти Киевского государства и земель эпохи раздробленности. Накопление археологического материала позволило прийти к выводу (который разделяют все современные исследователи), что многие "племенные центры" так и не превратились в города. Но остаются существенные разногласия по поводу крупных городов -центров Киевской Руси.

С VI-VII вв. на территории восточных  славян появляются укрепленные поселения - городища. Но в это время они  еще исчисляются единицами. Это - Зимно (на притоке Западного Буга), Пастырское (в бассейне р. Тясмин, Среднее Приднепровье) 8, возможно, Киев (городище на Старокиевской горе)9.

Распространение городищ  у восточных славян относится  к VIII столетию 10, когда завершается  расселение славян на Восточно-Европейской  равнине и складывается большинство  крупных, восточнославянских догосударственных общностей - союзов племенных княжеств . Поэтому наиболее вероятна трактовка таких населенных пунктов как политических центров этих общностей или входивших в них более мелких образований - племенных княжеств. В пользу этого говорит и то, что количество городищ VIII-IX вв., обнаруженных на территориях большинства восточнославянских союзов племенных княжеств, относительно невелико (от 2 до 20) . Исключение составляет Левобережье Днепра (особенно районы, прилегающие к степи). Здесь обнаружено около 100 городищ. Очевидно, опасность нападений со стороны кочевников вынуждала возводить укрепления не только в центрах племенных княжеств, но и в общинных центрах 14.

Для многих союзов племенных  княжеств их центры могут быть определены с достаточной степенью уверенности. У полян таким центром был  Киев, В рассказе Повести временных  лет о его основании объединение  нескольких племенных княжеств в  союз, сопровождаемое построением центра нового образования, представлено в  соответствии с эпической традицией  как деяние трех братьев: "и сотвориша град во имя брата своего стареишаго, и нарекоша имя ему Киев (...) и по сих братьи держати почаша род их княжение в полях" . В земле древлян центром союза был, как это видно из летописного рассказа о древлянском восстании 945 г., Искоростень 16. У волынян им традиционно считают Волынь (на Западном Буге) . У кривичей центром в IX в. был Полоцк - "град" сильнейшего в то время в союзе племенного княжества полочан, расположенный тогда на р. Пологе в 800 м от ее впадения в Западную Двину . В X в. после перехода кривичей в зависимость от киевских князей и благодаря развитию торгового пути "из Варяг в Греки" на ведущее место в кривичском союзе племенных княжеств выдвинулся Смоленск (расположенный тогда в 12 км от современного города и соответствующий археологическому комплексу Гнёздово 19) - центр верхнеднепровских кривичей. В земле словен центром союза в IX в., скорее всего, было Городище (в 2 км от Новгорода) 20.

С большей долей гипотетичности можно говорить о центрах союзов племенных княжеств хорватов и вятичей. У первых центру, возможно, соответствует  городище Ревно на р. Прут . У вятичей во второй половине XI в., во время их окончательного покорения, в качестве центра упоминается Кордно . Но не исключено, что эти поселения были центрами не союзов в целом, а одного из входивших в них племенных княжеств. Центром уличей до их переселения из Среднего Поднепровья был, согласно летописному известию об их покорении Игорем, Пересечен 23. Неясно пока, где располагались центры северян, дреговичей 24 и радимичей.

Какова была судьба этих центров  в условиях перехода от догосударственных общностей к единому государству, структурной единицей которого становилась "волость" (территория, управлявшаяся представителем киевской княжеской династии Рюриковичей) 25? Можно ли говорить о прямой преемственности между центрами союзов племенных княжеств и центрами волостей? А. В. Куза, обобщая археологические данные о древнерусских укрепленных поселениях, установил, что из 181 укрепленного поселения, существовавшего в IX- начале XI в., к началу XII столетия 104 (т. е. 57,5%) прекратили свое существование, причем в большинстве случаев это произошло на рубеже X-XI вв. Для значительной части восточнославянских союзов племенных княжеств (дреговичи, радимичи, кривичи, волыняне, хорваты) рубеж X-XI вв.- это время, непосредственно следовавшее за ликвидацией их

 

смысл этой теории связан с  представлением В. О. Ключевского о  торговле как движущей силе возникновения  ранних русских городов. Недаром  в своей работе Ключевский «возникновение древнейших больших городов на Руси»  относит к VIII в. «Эти города, - пишет  он, - возникли, как сборные места  русской торговли, пункты склада и  отправления русского вывоза. Каждый из них был средоточием известного промышленного округа, посредником  между ним и приморскими рынками. Но скоро новые обстоятельства превратили эти торговые центры в политические, а их промышленные округа в подвластные  им области». Какой же характер имели  древнейшие русские города? Ответ  на этот вопрос даётся Ключевским несколько  неопределённо и неоднородно. В  одном месте он говорит о «вооружённом торговом городе», в другом - отмечает, что «города, возникшие на главных  торговых путях, по большим рекам, вырастали  в большие торжища, которые стягивали  к себе обороты окрестных городских  рынков».

В новом издании своей  книги «Киевская Русь» Б. Д. Греков ставит вопрос о причинах возникновения  русских городов, но ограничивается только констатацией, что они возникли «уже в классовом обществе», в  наиболее прогрессивных участках Руси «процесс вызревания городов падает на VII-VIII века»

 

Внешний облик городов

Достаточно уверенно можно говорить о городском характере в то время лишь Киева и Новгорода. Здесь первые укрепления были окружены кварталами с усадебной настройкой, улицами п переулками. И конце X в. в Киеве возводится знаменитая Десятинная церковь, а в Новгороде 12-главын дубовый Софийский собор. Нам предшествовали языческие капища. Находки денежных кладов, отдельных монет и привозных вещей свидетельствуют о дальних торговых связях. Обнаружены бесспорные следы ювелирного, кузнечного, гончарного, костерезного и других ремесел. Уже в материалах второй половины X — начала XI в. наблюдается имущественная дифференциация жителей этих городов.

            К Киеву п Новгороду близок Полоцк рубежа X— XI ив. Именно тогда отстраивается па новом месте детинец с уличшь усадебной планировкой, где в середине XI в. закладывается Софийский собор. Этим же временем можно датировать расширение укрепленной площади древнего Витебска. Во второй половине X в. появляется каменная крепость в Ладоге. В конце X — начале XI в. складывается усадебно-уличная застройка древнейшего поселения в Нолнозере

Таким образом, вторая половина X в. была временем активного градообразования на Руси. Особенно интенсивно этот процесс протекал в Среднем Поднепровье, на юго-западе и северо-западе страны. Складывается типичная плановая структура древнерусского города: крепость и обширная неукрепленная часть. Территория, защищенная укреплениями в отделенная ими от остального поселения, становится его общественно-политическим и культурным центром.

            Симптоматично, что среди первых городов присутствуют почти все памятники, попавшие па страницы письменных источников с событиями конца IX—X в. Не менее существенно, что все они к этому времени уже были или в недалеком будущем стали важнейшими социально-политическими п экономическими центрами Руси. На рубеже X—XI в., суля по рассказам летописи, горожане активно действуют как самостоятельная, социально организованная военно-политическая и общественная сила. С их участием в Киеве решаются вопросы выбора веры, они — званые гости па пирах князя Владимира. Жители Белгорода па вече обсуждают возможность дальнейшего сопротивления печенегам. Новгородцы санкционируют, финансируют и своим ополчением поддерживают Ярослава со Спятополком. Следовательно, на Руси складывались особые городские общины, пользовавшиеся по только инвестым самоуправлением, но и правом голоса в решении общегосударственных дел.

          В источниках по раннему периоду истории Руси есть важные свидетельства об уже тогда разнообразных функциях, выполняемых городами. Во-первых, города всегда выступают в роли центров управления обширными областями. В них сидят князья или княжеские наместники, олицетворяющие государственную власть. Вообще организация власти неразрывно связывается с основанием новых городов. Изгнав варягов, словене, кривичи, меря и чудь «пачаще кладете сами собе и городы ставнтн» . Захватив Киев и объединяя вокруг него восточнославянские земли, Олег и Игорь ставят города и уставляют дани

во-вторых, города — военный оплот государства. В них сосредоточены вооруженные силы, они формируют ополчения земель. Защита Руси от печенегов требует массового строительства городов

            В-третьих, города — идеологические и культурные центры. Утверждая христианство, Владимир строит в городах церкви, ставит попов и организует школы для детей «нарочитой чади»

          Наконец, в городах концентрируется феодализирующаяся знать. Вновь построенные крепости по приказу Владимира населяют «нарочитыми мужами» изо всех городов словен, кривичей, чуди и вятичей

Данные археологических исследований позволяют судить об экономической жизни первых городов. Именно здесь процесс обособления ремесла от сельского хозяйства шел наиболее быстрыми темпами. Особенно показательно становление специализированного гончарного производства. И па юге (Киев) и па севере (Новгород) в середине X в. гончарная керамика многократно преобладает над лепной. Обратная картина вплоть до конца X в. наблюдается на упомянутых выше крупных поселениях, еще не достигших городского уровня развития. Крепнущие торговые связи городов документированы находками денежных кладов и различных привозных вещей (оружие, украшения, утварь).

 

 

Археологические раскопки в русских  городах IX- XII вв. подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Крайне интересны в этом отношении  находки, сделанные в Райковецком городище (поблизости от Киева). На его территории обнаружены 22 плуга и сошника. В жилых домах и в хозяйственных постройках

 были найдены большие запасы обгорелой ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса, гороха, льна, конопли и пр. Часть зерна была переработана в муку и крупу. Это позволило исследователю райковецких древностей В. К. Гончарову сделать справедливый вывод, что «земледелие являлось производственной базой населения городка» .

Непременной принадлежностью хозяйства  горожан были огороды и сады. В  Киеве огороды окружали город  и тянулись от Золотых до Лядских ворот. Во время военных действий под Киевом в 1151 г. ратные люди причинили много вреда, в том числе уничтожили огороды («и огороды все посекли»). Местность перед Золотыми воротами в Киеве так и определялась в XII столетии как лежавшая «в огородах» . В Смоленске князю принадлежал огород на горе; его возделывал «капустник с женою и с детьми». Капуста считалась лакомой пищей и входила в состав пошлины, получаемой духовенством на праздник Иванского ста в Новгороде, вместе с хлебами и уксусом . Огородные семена, найденные при раскопках древнерусских городов, не редкость. В упомянутом ранее Райковецком городище обнаружены были семена мака, огурцов, косточки вишен и слив.

 Крупное злачение в хозяйстве горожан имело животноводство. Археологические исследования обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д. В одной новгородской берестяной грамоте XII в. речь идёт о тяжбе из-за коровы («чья... есть корова») Большое развитие животноводческого хозяйства в древнерусских городах объясняет особое внимание летописцев к заготовке сена. Новгородский летописец отмечает подъём воды в Волхове («сено и дрова разнесло»), говорит о дождях, помешавших заготовить сено

Информация о работе Древнерусский город