Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:53, реферат
Славянские племена принадлежали к индоевропейской языковой семье и на протяжении тысячелетий населяли лесные и лесостепные области Восточной и Центральной Европы. На Восточно-европейской равнине их северными соседями были балтийские и финно-угорские народности, южными - разноплеменные кочевники степной полосы. Контакты как с северными соседями, так и с кочевыми племенами (сперва скифами, сармато-аланами, затем тюркскими кочевниками) сыграли значительную роль в славянской истории и оставили заметный след в языке и быте древних славян.
Поскольку дебаты были длительными и острыми, Екатерина II уже собиралась распустить Комиссию, но в декабре 1768 году началась война с Турцией и Комиссия фактически прекратила свое существование, так и не приняв нового уложения. Позже Екатерина использовала многие подготовленные материалы в законодательной и административной работе. В частности, на их основе в 1770-1780-х годах были проведены некоторые реформы, которые логически вытекали из «Наказа» 1767 года.
После роспуска уложенной комиссии в деятельности Екатерины по реформированию общества прослеживаются два этапа: в области государственного управления усиление централизма и военно-бюрократических начал, в социальной политике опора на дворянство.
На ходе реформ, безусловно, сказалась крестьянская война (1773-1775) под предводительством Е.И. Пугачева. Екатерина постаралась прежде всего подавить очаги напряженности в регионах, заселенных казаками, куда стекались недовольные массы, плохо контролируемые правительством. Она ликвидировала казачье самоуправление на Дону, упразднила Запорожскую Сечь и переселила запорожцев на Кубань, яицких казаков переименовала в уральских и поставила под полицейский надзор, в Башкирии была усилена власть местных феодалов.
В 1775 году была реорганизована система местного самоуправления, прежде всего в целях укрепления правопорядка на местах, а также для предотвращения антиправительственных выступлений. Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, было введено двухзвенное деление — губерния, уезд. Было учреждено 50 губерний (взамен прежних 23) с различной территорией, но с примерно равным количеством душ мужского пола (200-300 тыс.). Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. душ мужского пола.
Во главе каждой губернии императором назначался губернатор, а если объединялись две-три губернии — генерал-губернатор с обширными административными, финансовыми и судебными полномочиями, ему также подчинялись все воинские части и команды, расположенные на этой территории. Уезд возглавлял капитан-исправник, избираемый дворянством на три года. Был учрежден еще и Приказ общественного призрения, который надзирал за школами, больницами, богадельнями и сиротскими домами. Одновременно Екатерина II подписала «Жалованную грамоту городам» (1785), которая определяла сословную структуру городского населения. Но, несмотря на стремление Екатерины развивать «средний род людей», то есть горожан, они в России даже в XIX-XX веках так и не достигли того положения, которое имела буржуазия в Западной Европе к концу XVIII века. И хотя городское самоуправление оставалось неразвитым вплоть до реформ 1860-1870-х годов, в целом вся эта административная система была достаточно прочной и эффективной, если учесть, что она просуществовала вплоть до 1917 года почти без изменений.
Большое внимание уделяла Екатерина II образованию народа, поскольку уровень грамотности в те годы был невысок даже среди дворян, не говоря уже о горожанах и крестьянах. Страна нуждалась в грамотных образованных кадрах, поэтому в 1786 году был издан «Устав народным училищам в Российской империи», по которому в каждом губернском городе открывались четырехклассные народные училища, в уездных городах — малые народные училища, работавшие по единым государственным программам.
Екатерина стремилась обеспечить особые привилегии дворянству как главной силе, обеспечивающей управление страной. В 1785 году она подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», более известную как «Жалованная грамота дворянству». В ней были закреплены все сословные права и привилегии дворянства. Они получали исключительное право владеть крепостными крестьянами и землями, передавать их по наследству, покупать деревни и т.п. Запрещалось конфисковывать дворянские имения за уголовные преступления, имения в таком случае переходили к наследникам. Дворяне были освобождены от телесных наказаний, их могли лишить дворянского звания только по суду. Они освобождались от личных податей и различных повинностей, например, от пребывания войск в их домах. На местах — в губерниях и уездах — вся административная власть находилась в руках дворян.
При Екатерине II крепостное право распространилось и на те территории Украины, где до этого времени еще сохранялась казацкая вольница. Усиливалась личная зависимость крестьян от помещиков. С 1765 года помещикам было разрешено сдавать провинившихся крестьян в каторжные работы, а в 1767 году Екатерина II запретила крестьянам подавать жалобы в государственные органы на своих помещиков.
Сохранить статус великой державы,
участвовать в европейских
В результате трех разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией, этой позорной страницы европейской дипломатии, к России отошли Правобережная Украина, Белоруссия, Прибалтика, Литва, Курляндия. Присоединив Белоруссию и часть Украины, Россия вернула земли Древней Руси. Русские первопроходцы дошли до Тихого океана, основали первые поселения на Аляске, Курильских и Алеутских островах. За счет естественного прироста и присоединенных территорий значительно выросло население страны: с 13 млн. человек в конце первой четверти XVIII века до 40 млн. человек в начале XIX века.
С 1789г. все большее внимание Екатерины приковывали революционные события во Франции. Она побуждает Австрию и Пруссию к интервенции. После казни короля Людовика XVI в 1793г. Россия порвала дипломатические отношения с Францией. В 1796г. она снарядила против Франции 60-тысячный корпус Суворова. Но смерть Екатерины помешала претворению ее планов в жизнь.
Екатерина II наиболее последовательно продолжала петровские преобразования. Россия становилась все более мощным государством, с которым были вынуждены считаться европейские державы.
Тема 6: Российская империя в первой половине ХIХв.
Екатерина II мечтала передать престол своему внуку Александру, но после ее смерти императором становится ее сын Павел I (1796 -1801). Политика проводимая Павлом вызывала недовольство со стороны дворянства, что явилось причиной заговора против императора и его смерти в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Дворцовый переворот 1801 года был последним в истории императорской России. Вступивший на престол Александр I сразу же объявил, что будет следовать законам Екатерины II. Царствование Александра I условно можно поделить на два периода: первый был отмечен духом либерализма и стремления к прогрессивному, более демократическому правлению, второй начиная с 1819-1820 гг. носит характер реакционного.
В начале своего царствования Александр I восстановил отмененные Павлом I «Жалованные грамоты» дворянству и городам, отменил телесные наказания для дворян и другие реакционные и карательные указы, введенные за годы правления Павла I. Разрешалось открывать частные типографии, ввозить иностранную литературу из-за границы, был снова разрешен свободный выезд российских граждан за границу
Для социально-экономического реформирования страны новый император образовал в 1801 году так называемый Негласный комитет из молодых родовитых дворян: П. Строганова, В. Кочубея, А. Чарторыйского, Н. Новосильцева. При непосредственном участии этих советников в России были проведены некоторые либеральные преобразования, и прежде всего в аграрном секторе. Так, при вступлении на престол Александр 1 провозгласил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян в частные руки, которая была очень распространена в XVIII веке. Таким образом был положен конец расширению крепостного права по территории страны. По указу 1801 года была разрешена долгожданная покупка земли недворянам: купцам, мещанам, казенным крестьянам.
20 февраля 1803 года был издан указ «О вольных хлебопашцах», который предусматривал возможность выкупа на волю крепостных крестьян с семьей с земельными наделами, целыми деревнями или поселениями, но при обязательном согласии помещика. За все годы действия этого указа (1803-1858) им смогли воспользоваться лишь 152 тыс., или примерно 1,5% крепостных.
В 1802-1811 годах была проведена реформа высших органов управления. Первоначально были созданы 8 министерств взамен старых петровских коллегий, позже их количество увеличилось до 12. Вся ответственность за решаемые дела ложилась единолично на министров, что было более удобно для управления. Но вместе с тем усилилась бюрократическая сущность государственного аппарата. Данная министерская система просуществовала в России без изменений до 1917 года.
Одним из выдающихся государственных деятелей первых лет правления Александра I, несомненно, был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). В 1808 году по поручению Александра I М.М. Сперанский приступил к работе над обширным планом государственных преобразований. При этом он предполагал использовать некоторые нормы французского законодательства из так называемого Кодекса Наполеона. К октябрю 1809 году проект был разработан и представлен Александру I под названием «Введение к уложению государственных законов». Основной целью данного документа было упорядочить устаревшее и хаотичное законодательство, а также приблизить правовые нормы к требованиям развивающихся рыночных отношений с учетом европейских перемен того времени. Конечно, предполагалось, что реформирование будет проводиться сверху, в интересах самодержавной власти.
В проекте документа не ставился вопрос об отмене крепостного права, но предполагалось ввести ограничения власти помещиков. Так, наказание крестьян следовало осуществлять лишь по решению суда, а объем феодальных повинностей должен был определяться по закону или по взаимным договоренностям. Все эти предложения имели целью приблизить Россию к новым экономическим отношениям. Самым большим достоинством проекта М. М. Сперанского было то, что он разработал стройную систему центральных и местных учреждений по принципу разделения всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Предполагалась полная независимость судебной системы, а также ответственность исполнительной власти перед законодательной.
Для эффективной законодательной работы предусматривалось создание двухпалатного парламента, состоящего из Государственного Совета и Государственной Думы. В случае принятия проекта преобразований в России открывался путь быстрого перехода к буржуазной монархии. Александр I был готов утвердить проект Сперанского. Но в результате интриг высших придворных лиц, которые считали проект чрезвычайно радикальным, документ был отклонен государем. Александр I решил пойти только на создание законосовещательного Государственного Совета (1810), в который вошли все министры и высшие сановники, назначаемые им самим.
Далее судьба была неблагосклонной к М.М. Сперанскому Особое недовольство «поповичем», как его звали при дворе, возросло из-за указа 1809 года, по которому запрещалось продвижение по государственной служебной лестнице без университетского образования или сдачи специального экзамена. Причиной скорой отставки Сперанского также было введение в стране новых размеров прямых налогов: подушная подать с крестьян и мещан увеличивалась с рубля до двух рублей, был также введен налог на дворянские имения, на земли помещиков. Это вызвало раздражение среди различных слоев населения. В начале 1812 года по ложному доносу он был отстранен от должности, сослан сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Позже с него была снята опала, в 1821 году он был возвращен в столицу, назначен членом Государственного Совета, но уже больше не играл заметной роли в управлении государством.
Некоторые преобразования произошли в начале века в сфере просвещения. Во всех учебных заведениях провозглашался принцип бессословности и бесплатности обучения на низших ступенях. Формировалась стройная система образования из четырех ступеней: приходские одноклассные школы, уездные училища, гимназии и университеты. В 1811 году в Царском Селе был открыт знаменитый лицей. Университетский устав 1803 года обеспечивал высшим учебным заведениям широкие права и независимость во внутренней жизни: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела этих учебных заведений и т.д.
После успешного окончания
До начала 1820-х годов внутренняя политика Александра еще не ощущала на себе явного ужесточения. В 1818 году нескольким сановникам было поручено подготовить проекты указов по отмене крепостного права на достаточно умеренных и выгодных для помещиков условиях. Но крепостное право было отменено лишь в Остзейском крае (Латвия, Эстония).
Постепенно Александр I начал переходить от весьма либеральной к жесткой внутренней политике, и самым примечательным событием этого периода было создание военных поселений (1816). Этот шаг был вызван большими финансовыми трудностями государства. Для снижения расходов на армию солдат селили на землю, чтобы они вместе с военной службой занимались земледелием и обеспечивали себя, прежде всего продовольствием и фуражом.