Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:36, реферат
Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации. В переводе с латинского языка слово «античность» - означает «древность». Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима – это составные части единой античной цивилизации. Но античность – это не только греко-римская древность. Колыбель античности – северная часть Средиземноморья. Постепенно античная цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, охватила Северную Африку, часть Западной Азии и обширные пространства Европы.
Древний Рим и Древняя Греция как античная цивилизация
Или Греко-Римская
античная цивилизация
Что
такое Античная Цивиллизация
и характерные
черты
Что такое античная цивиллизация
Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации. В переводе с латинского языка слово «античность» - означает «древность». Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима – это составные части единой античной цивилизации. Но античность – это не только греко-римская древность. Колыбель античности – северная часть Средиземноморья. Постепенно античная цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, охватила Северную Африку, часть Западной Азии и обширные пространства Европы.
В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами. Античная цивилизация, еще многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.
Архаическая революция была своего рода социальным изменением, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества. К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете – расцвету античного искусства. Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток–Запад.
Для античной циввилизации характерно качественно иное основание и в экономическом, политическом и социальном отношениях и была более динамичной по сравнению с Древне-Восточными цивиллизаиями.
Древняя
Греция как античная
цивиллизация
Греция находится на юге Балканского полуострова и омывается водами Эгейского и Ионического морей. Плодородной земли в Греции немного. Климат засушливый, крупных рек нет. Поэтому не было необходимости создавать оросительную систему, как, например, в Древнем Египте или Древнем Китае. Земледелие стало основным видом деятельности лишь в отдельных областях страны, потому что почва быстро истощалась и часто хлеба не хватало для всех жителей Греции. Более благоприятными были условия для садоводства и скотоводства. Издавна греки выращивали коз и овец, сажали виноград и оливки.
Также страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, золотом, мрамором. Ещё одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, которые были расположены близко друг от друга, – всё это создавало благоприятные условия для мореплавания и торговли.
Древняя Греция состояла из многих независимых государств. Греки называли каждое государство - полисом, или городом-государством. Полисы достигли своего расцвета в 6 – 5 веках. до н.э. Полис имел своего правителя, военную силу (войско), свои законы, порядки, и территорию. Полис так же включал в себя город и прилегающую территорию. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции – Спарта, а на побережье Малой Греции – Милет.
Территория самых крупных полисов была очень маленькой, а население – небольшим. Центром греческого города был акрополь (верхний город) – высокий холм с обрывистыми склонами, одновременно крепость и святилище, где стояли храмы. Рядом с акрополем располагалась рыночная площадь – агора, на которой проходили народные собрания. В них участвовали не все жители города и окрестных поселений, а только полноправные граждане. Ими были свободные люди – это коренные жители, имевшие в полисе участок земли. Переселенцы и рабы гражданских прав не имели и не могли участвовать в управлении маленьким государством и владеть участком земли.
Примеры
Греческих городов-государств:
Афины:
Афины были главным городом Аттики – области, которая расположена на юге Балканского полуострова. Население Аттики (четыре ахейских племени), постепенно объединялось вокруг Афин (в ходе чего произошел афинский народ). Эта область была богата полезными ископаемыми, но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.
На берегах Аттики было много глубоких и удобных бухт для стоянок кораблей. Поэтому главным источником силы и богатства Афинского полиса были торговля и кораблестроение (Афинский порт назывался Пирей). В результате Афины превратились в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне создали самый мощный в Элладе (Греции) флот и активно вели торговлю с различными государствами.
В Афинах процветали
различные науки и искусство,
огромные средства затрачивались на городское
строительство. В 5 веке до н.э. был построен Акрополь –
вершина древнегреческой архитектуры,
центром которого был храм Парфенон. Он
был посвящён Афине– покровительнице
города. В Афинах жили знаменитые скульпторы,
писатели. Философы Платон и Аристотель
Власть в Афинах принадлежала аристократии - знати. простой народ (демос) – в управлении не участвовал, так как произошол переход от родовой общины к полисной, это сопровождалось обострением конфликтовмежду знатью и простонародьем, что благоприятствовало возникновению личной царской власти, либо власти выборных или же самозваных правителей, именовавшихся тиранами. Социальная структура к тому времени приобрела довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), а к разряду простых сограждан — земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги) и батраки (феты). Был еще многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан. Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ. Афинскими племенами вначале управляли наследственные вожди (базилевсы), военачальники (полемархи) и архонты (поначалу ведали всеми новыми делами, не основанными на традиции). Впоследствии обязанности архонтов расширились значительно. Вначале они занимали должность пожизненно, затем в течение 10 лет и, наконец, не более одного года, как и все другие должностные лица. Государственный совет – ареопаг – заседал на холме, посвящённом богу войны Аресу. Совет ежегодно выбирал 9 архонтов (архонт – судья), которые были судьями, военачальниками, жрецами. Так же было
народное собрание — экклесия, состоявшее из взрослых мужчин, способных нести военную службу.
Знатные люди (аристократы) владели лучшими землями, которые были расположены в долине. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. В неурожайный год крестьяне брали в долг зерно или серебро у знатного соседа. Так крестьяне становились должниками у аристократов. На участке земледельца ставили долговой камень. Должник отдавал аристократу свой урожай, а себе оставлял только 1/6 часть. Если он не мог вернуть долг, то у него отбирали участок. Крестьянин и его семья становились рабами. Поэтому большая часть простого народа в Аттике была в долговом рабстве у аристократов. Неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса. Простой народ требовал от власти свои права. В полисах стала развиваться демократия.
Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (между 640 и 635 – около 559 г. до н.э.). В 594 г. до н.э. его избрали архонтом. Цель его реформ – прекратить кровавые раздоры и спасти отечество. Прежде всего, Солон запретил долговое рабство для афинян, он объявил прежние долги бедняков недействительными. Бедняки стали полноправными гражданами.
Солон поощрял частную собственность, он разрешал покупать, продавать и делить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения. При Солоне возросло значение Народного собрания, где решались важные государственные дела. Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые высокие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими государствами, избирало должностных лиц и проверяло их работу.
Народное собрание созывали около 40 раз в году. На собрании все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать своё мнение, а также все должностные лица, избирались голосованием или по жребию и отчитывались перед народным собранием. Окончательно афинская демократия сложилась к середине 5 века до н.э. Многие принципы демократии, которые были разработаны 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.
Спарта:
В 10 века до н. э. народ, который называл себя дорийцами, вторгся в Лаконию – область Южной Греции. Дорийцы покорили местных жителей и основали государство Спарта. Местное население, которое они захватили, было превращено в рабов-илотов. Но это были не обычные рабы, потому что Илоты жили в деревнях со своими семьями и работали на земельных участках как крестьяне. Несколько семей илотов были закреплены за одной спартанской семьёй. Но спартанцы не имели права продавать своих илотов, так как они принадлежали к Спартанскому государству, а не к каждому спартанцу по отдельности. На спартанцев ещё работали периэки – они жили не в городе, а около города. Они были свободными, но платили дань. Вся жизнь в Спарте строилась по древнейшим законам, введённым царём Ликургом.
Гражданами (спартанцами)
могли быть только мужчины, которые родились
в Спарте. В эту группу посторонние не
допускались.
В группе было 9 тысяч человек. Все спартанцы
служили в армии и могли голосовать в Народном
собрании. Никто из них не работал на полях
или в ремесленных мастерских. Это было
запрещено. Поэтому на полях работали
илоты, а периэки занимались торговлей
и ремеслом. Поэтому Спарта оставалась
земледельческим полисом с замкнутой
экономикой, в котором не могли развиваться
товарно-денежные отношения.
Спартанцы называли свой полис «община равных». Среди них не было ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Каждый себя считал равным каждому. Они жили в одинаковых, скромных жилищах, носили одинаковую, простую одежду без украшений. Золотые и серебряные деньги в Спарте были запрещены. Вместо них применяли железные бруски.
Царь Ликург ввёл совместные трапезы (общий стол, общий приём пищи), но каждый должен был внести свою долю (продуктами или деньгами).
Младенцев, которые имели физические недостатки, уничтожали.
Мальчики с 7 до 20 лет получали суровое воспитание. Когда им исполнялось 20 лет, их зачисляли в войско, и они служили до старости.
Жизнь в Спарте была строго регламентирована. Необходимо было выполнить одну цель – сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.
Но равенства среди спартанцев не было. Управляло государством не Народное собрание. Его созывали редко. Голосовали криком: избранным считался тот, за кого громче кричали.
Все вопросы решались Советом старейшин, который назывался герусия. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев), которых выбирали пожизненно. Они должны были быть жителями Спарты и не моложе 60 лет. Также в Совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Они выполняли обязанности военачальников, судей и жрецов. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения Совета старейшин.
Таким образом,
в Спарте не было ни демократии, ни царской
власти. Её государственное устройство
называлось олигархическим (олигархия –
это власть немногих).
Противостояние Афин и Спарты:
В VI в. до н.э. грекам стали угрожать персы, которые пришли из Ирана. Персы пытались захватить греческие земли. Многие города-государства Греции покорились персам, но Афины и Спарта одержали победу над армией персидского царя Ксеркса и отстояли независимость.
Информация о работе Древний Рим и Древняя Греция как античная цивилизация