Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:50, контрольная работа
«Откуда Русская земля стала есть?» - этот вопрос, заданный древнерусским летописцем еще в XII в., до сих пор не получил однозначного ответа как в учебной, так и в научной литературе, что неизбежно приводит к появлению различных гипотез в поиске прародины и прародителей славян среди племен, населявших в древности территорию Восточной и Южной Европы. Имеющиеся источники позволяют говорить о начале этногенеза наших предков в I тысячелетии до н.э., когда славяне были частью балтико-славянской языковой общности, населявшей территорию к югу от линии Западная Двина – Ока до Десны – Припяти, соседями которой были на севере финно-угорские, на юге – иранские этнокультурные массивы.
1.Теоретическая часть
Древняя Русь
«Откуда Русская земля стала есть?» - этот вопрос, заданный древнерусским летописцем еще в XII в., до сих пор не получил однозначного ответа как в учебной, так и в научной литературе, что неизбежно приводит к появлению различных гипотез в поиске прародины и прародителей славян среди племен, населявших в древности территорию Восточной и Южной Европы. Имеющиеся источники позволяют говорить о начале этногенеза наших предков в I тысячелетии до н.э., когда славяне были частью балтико-славянской языковой общности, населявшей территорию к югу от линии Западная Двина – Ока до Десны – Припяти, соседями которой были на севере финно-угорские, на юге – иранские этнокультурные массивы.
Во II в. н.э. из единой балто-славянской группировки выделилась праславянская. Во время Великого переселения народов (с 375 г.) праславяне заселили огромные территории от Черного моря до Балтики, дошли до Малой Азии, а в последней четверти I тысячелетия распались на три ветви: восточную, западную и южную. В ходе расселения славян на территории Восточной Европы складывались предпосылки для формирования древнерусской народности и государственности.
По вопросу об этногенезе наших предков в исторической науке нет единой точки зрения. В.Н. Татищев считал, что Русь произошла из Финляндии, Н.И. Костомаров – из Литвы, Юревич – из угро-хазар, Л.Н. Гумилев – из междуречья Волги и Камы и т.д. Сегодня ученые считают, что древнерусская народность складывалась в смешении трех субэтнических компонентов: земледельческих славянского и балтийского, охотничье-промыслового финно-угорского при участии германского и кочевого тюркского. Таким образом, древнерусская цивилизация зарождалась на основе соединения региональных хозяйственно-производственных структур (земледельческой, скотоводской и промысловой) и трех типов образов жизни (оседлого, кочевого и бродячего, смешения нескольких этносов при разнообразии религиозных верований).
В VI-VII вв. восточные славяне упоминаются у византийских авторов. Согласно этому виду исторических источников, у них существовали родовые отношения, формировались союзы, господствовала коллективная собственность, отсутствовало заметное имущественное неравенство. Отношения в обществе регулировались родовыми традициями, существовал институт рабства, имевший патриархальный характер.
К IX в. формируются союзы племен (поляне, древляне, словены, дреговичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, вятичи и др.). всего Начальная летопись называет 14 восточнославянских союзов, из которых позднее сложилось Русское государство. Название союзов связано уже с районом расселения, территориальные связи в это время уже преобладали над родовыми.
Восточные славяне занимались экстенсивным земледелием (залежная, подсечная, подсечно-огневая система, сеяли пшеницу, просо, гречиху, ячмень), скотоводством (разводили крупный рогатый скот, свиней), охотой, бортничеством, рыболовством. Большую часть в экономике играла военная добыча. Славянские поселки объединялись в общину – вервь. Древние славяне были язычниками, обожествляли силы природы, приносили жертвы богам. Языческий культ отправляли в помещениях – капищах, где помещали идола. Существовали особые жрецы – волхвы и кудесники. Языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени. Славяне-земледельцы обладали агрономическими знаниями, имели свой народный календарь, основанный на языческих верованиях, культовых действиях и сельскохозяйственных знаниях.
В IX в. у восточных славян появляется государство.
Образование древнерусского государства – Киевской Руси – было подготовлено всем ходом предшествующего развития и мало отличалось от аналогичных раннефеодальных государств Западной Европы. Существуют разные теории происхождения государственности у восточных славян. Норманнская теория приписывает создание русского государства норманнам (скандинавским викингам, варягам). Основанием для этого послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. Варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Нестор первым выступил с концепцией варяжского происхождения имени «Русь».
Антинорманисты считали, что восточные славяне к IX в. созрели для создания государства, и факт призвания варягов не играл существенной роли. Современные историки вообще связывают слово «варяг» со славянским племенем, проживавшим в Приильменье и варившим соль.
К концу IX в. по «Повести временных лет» прослеживается факт противостояния двух центров формирующейся русской государственности – Новгорода и Киева. Объединение началось с севера, когда в 882 г. преемник Рюрика новгородский князь Олег (879-912) начал подчинение восточнославянских племен за пределами Новгорода, захватил Киев, сделал его столицей, объединив северных и южных славян. Он первым из русских князей начал «ставить города» - опорные пункты на подвластной территории и «уставлять дани» славянским племенным княжествам – словенам, кривичам, древлянам, северянам, радимичам. В итоге образовался военно-политический союз – Русь, а его объединенное войско уже в 907г. совершило успешный поход на Византию, в результате которого состоялось дипломатическое «признание» и появился первый известный международный акт Древнерусского государства – договор с греками. В этом же документе упоминаются и нормы русского обычного права – Закона Русского, вошедшие позднее в «Правду Русскую».
Российская государственность развивалась от установления даннической зависимости до утверждения киевской власти на местах посредством назначения туда наместников, формирования новой общности, основанной на территориально-общинных принципах. Относительное единство земель держалось на силе киевского князя, этническом родстве, общности геополитических интересов, единстве княжеского года, сходстве общественного устройства, церковной организации.
Важную роль в объединении сыграло христианство. До середины X в. Русь была языческой, хотя христианство приняла княгиня Ольга, но крещение всего населения произошло при князе Владимире.
К X в. в основных странах Европы утвердились монотеистические религии. Киевский князь Владимир Святославович (980-1015) принял христианство, хотя среди славян к этому времени распространились и другие религии. Причины принятия христианства прежде всего прагматические: необходимость укрепления государственности, власти великого князя и необходимость установления связей с христианскими государствами Европы, в том числе с Восточной Римской империей – Византией. Крещение, принимаемое от Византии, было, с одной стороны, более удобным для молодого Русского государства, так как исключало вмешательство в его внутренние дела римского первосвященника, претендовавшего на наднациональную власть. С другой стороны, в 988 г. несмотря на ряд существенных различий между западной и восточной ветвями, христианство представляло собой еще единую, принимая которую, Владимир преодолевал международную изоляцию Киевской Руси, вводя ее в «братскую семью» христианских народов. Конфессии определяли цивилизационный облик, синтезировали народы, племена, общества, интегрировали многообразие культур вокруг фундаментальных ценностей.
С усложнением общественной жизни, социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновывать происходившие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные отношения строились в соответствии с родоплеменными. В 980 г. Владимир осуществил церковную реформу, пытался утвердить общерусским культ бога Перуна, первого среди богов, чтобы упрочить идеи единодержавия, целостность государства. Однако реформа не дала результата. Официально христианство было принято в 988 г., но процесс христианизации затянулся, не везде проходил мирно, что во многом связано с варварскими методами введения новой религии. Утверждение христианства как государственной религии упрочило связи Киевской Руси с Византией и Западной Европой, ускорило изживание местных, племенных различий, способствовало этнической консолидации.
Православные институты придавали характер богустановленности раннефеодальному государству и власти киевского князя. На основе христианских ценностей стали формироваться новые отношения, развивалась новая культурная жизнь. Но христианство было принято в византийском варианте, что в последствии (после окончательного разделения в 1054 г. на православие и католичество) стало одним из источников политического, культурного отчуждения от латинской Европы, утверждения иной модели исторического развития. Западная церковь начала осваивать и приобщать античность к христианству. Киевская Русь восприняла ценности Восточной церкви, которая не прерывала традиций поздней античности. Византия была тесно связана с древневосточным цивилизационным процессом, с наследниками азиатских цивилизаций. Восточные славяне воспринимали разные черты от христианства и античности: имперское сознание, произвол, деспотизм – от Рима, аскезу, нетерпимость, акцент на начальной греховности человеческого рода и человека – от христианства. Церковь и церковная иерархия заняли важное место в древнерусском обществе.
У историков нет единой точки зрения на политический строй Древней Руси. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин отмечали наличие на Руси сильной монархической власти. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский считали, что единовластия на Руси не было, так как великокняжеская власть принадлежала всему роду князей. Советские историки подчеркивали классовую природу политического строя Древней Руси, определяли ее как раннефеодальную монархию с единовластием великого князя, который лишь совещался со знатью.
О социально-политическом строе Древнерусского государства можно судить по ряду источников, прежде всего – по Русской Правде.
Н.М. Карамзин считал, что киевские князья с момента образования Киевского государства издавали законы, Русская Правда – памятник одного князя – Ярослава Владимировича (1019-1054).
Киевская Русь XI в. была раннефеодальной монархией. Это отразилось на системе права. Стали развиваться элементы феодального права, права-привилегии, приобрели значение законодательство и судебная практика. Первые законы касаются, прежде всего, уголовного права. Так, в Русской правде краткой редакции из 43 статей значительная часть посвящена наказаниям за уголовные преступления. По статье 1 за убийство разрешалась месть брата, сына за отца, а «если никого не будет, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого». Статьи 1-8 устанавливали единую систему наказаний, т.е. единый размер виры за убийство и другие виды преступлений по всему пространству Киевской Руси. Феодалы защищали от посягательств свое имущество, устанавливали новые составы преступлений, заинтересованы были в ликвидации всяких самоуправных действий. Например, за убийство дворецкого или княжеского подъездного убийца платил 80 гривен. Денежное вознаграждение в разном размере полагалось за воровство княжеского коня, смерда, коровы или посягательство на другое имущество князя. Таким образом, Русская Правда содержала унификацию наказаний, установление штрафов в пользу князя. Это начало борьбы с самоуправством.
В ней также упоминаются разные слои тогдашнего общества: русин, гридин (младший член княжеского двора), мечник, ябетник – должностные лица князя; купец, изгой. Русская Правда Пространной редакции – уже более сложный законодательный документ. По ней можно судить о правовом положении различных групп населения. Прежде всего, статья 2 говорит о том, что после смерти Ярослава его сыновья отменили мщение смертью за убийство, установив денежный выкуп. О неравенстве сословий говорит статья 3: «Если кто злоумышленно убьет княжа мужа, а убийцу люди не будут искать, то виру в 80 гривен платит вервь, в которой найден труп убитого; если же убитый простолюдин, то 40 гривен».
К XI в. в Древней Руси постепенно формировалась «политическая элита»: князья, бояре, дружина, посадники, тиуны и т.д. Они осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. В Русской Правде раскрыты некоторые аспекты правового статуса феодалов. За убийство княжеских слуг устанавливался двойной штраф (статьи 11-14). Ряд статей Русской Правды защищает их собственность. Городское население состояло из ремесленников, торговцев, купечества.
По подсчетам М.Н. Тихомирова, на Руси до нашествия монголов существовало около 300 городов. Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды. На них распространялись все статьи о защите чести, достоинства, жизни. Крестьянское население Древней Руси составляли свободные «люди», «смерды».
Зависимой группой крестьянства было «закупничество». Закуп – обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение к господину, взяв у него лошадь, или инвентарь, или деньги, отрабатывал проценты с долга. Закуп, сохраняя частичную правоспособность, мог выступать свидетелем по небольшим тяжбам; его нельзя бить без «вины», закон охранял его имущество. За побег от хозяина закуп превращался в холопа. За кражу, совершенную закупом, нес ответственность хозяин, а закуп обращался в холопа. Владимир Мономах (1113-1125) облегчил положение должников. В случае необоснованной продажи в холопы закуп становился полностью свободным. С именем Владимира Мономаха связано составление нового свода законов – так называемой Пространной редакции «Русской Правды», в котором отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, произошедшие к началу XII в. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранять мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими «волостями», как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новгород, Владимир-Волынский, Туров.
Таким образом, Русская Правда является важнейшим источником права в Древней Руси. Она свидетельствует, что Древняя Русь обладала огромным культурным потенциалом, высокоразвитой юридической сферой, развивалась в тот период в том же направлении, что и европейские страны. Русская Правда имеет огромное значение не только для установления основных моментов в развитии права Киевской Руси, но и для установления основных черт ее общественно-экономического строя, для истории русского литературного языка.