Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:50, контрольная работа

Описание

«Откуда Русская земля стала есть?» - этот вопрос, заданный древнерусским летописцем еще в XII в., до сих пор не получил однозначного ответа как в учебной, так и в научной литературе, что неизбежно приводит к появлению различных гипотез в поиске прародины и прародителей славян среди племен, населявших в древности территорию Восточной и Южной Европы. Имеющиеся источники позволяют говорить о начале этногенеза наших предков в I тысячелетии до н.э., когда славяне были частью балтико-славянской языковой общности, населявшей территорию к югу от линии Западная Двина – Ока до Десны – Припяти, соседями которой были на севере финно-угорские, на юге – иранские этнокультурные массивы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

К XI-XII вв. в Древней Руси формируется феодальное земледелие. В IX – первой половине XI в. князья собирали дань со свободных общинников во время полюдья. Размер дани вначале не фиксировался, что привело, например, к столкновению князя Игоря с древлянами. Летопись сообщает, что княгиня Ольга после этого установила точный размер дани («уроки») и место ее собора («погосты»). Князья делили дань с дружинниками. Таким образом, происходило княжение свободных общинников через обложение их данью, формировалась государственная, «черная» собственность. В результате расслоения соседской общины шло выделение зажиточных и безземельных. Одновременно складывалось боярское (вотчинное) и церковно-монастырское землевладение. Вначале на Руси установилась государственная собственность на землю, что и является особенностью развития здесь феодальных отношений в отличии от западной Европы, где основой феодальных отношений являлась частная собственность на землю. Частное землевладение в Древней Руси появилось во второй половине XI в., когда представители княжеского рода обзавелись собственным хозяйством, а местная племенная знать превратила часть общинных земель в свою собственность. Феодальным собственником стала и церковь. На этой основе развивались вотчинные и монастырские хозяйства, где вместе с натуральной и денежной появилась отработочная рента (барщина). По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадали в феодальную зависимость от владельцев земли. Феодально зависимые, но юридически свободные общинники – смерды. Политический строй Древнерусского государства сочетал институты феодальной формации и первобытнообщинного строя. Во главе государства стоял Великий киевский князь, который был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. При князе была дружина, с которой он советовался по делам государства, совершал походы. Старшие дружинники составляли постоянный совет, назывались боярами, выступали в роли воевод. Младшие дружинники («мечники», «вирники», «отроки», «чадь», «гриди») исполняли обязанности сборщиков штрафов, судебных исполнителей и т.д. Дружинники заменили всеобще народное ополчение, хотя иногда в военных действиях принимали участие и ополченцы. Княжескую власть ограничивало вече – народное собрание, но в XI в. влияние веча падает повсеместно, за исключением Новгорода и Пскова.

На развитие древнерусской цивилизации оказали влияние соседи. Находясь на стыке европейского и азиатского типов цивилизации, они подверглись нападениям прежде всего кочевников, которые стали постоянным внешнеполитическим фактором (в VI в. – тюрки-булгары, в VII в. – авары, в VIII-IX вв. – хазары, в X-XI вв. – печенеги, в XI-XII вв. – половцы и т.д.). например, в 90-е годы X в. Русь воевала с печенегами 16 раз, и целью набегов были не только захват ценностей, грабежи, но в этом видна реакция мусульманского мира на христианизацию Руси.

Не имея непосредственной границы с Византией, Древняя Русь была тесно связана с нею через торговый путь «из варяг в греки», заключая с Византией торговые соглашения, ведя с нею войны (например, русско-византийская война 941-944 гг.), стремясь обеспечить себе равноправное сотрудничество. Византия вынуждена была признать за Русью преобладающую роль в освоении устья Днепра, согласиться с присутствием Руси в районах Северного Причерноморья, примыкающего к Крыму и на Таманском полуострове. А приняв христианство, Киевская Русь укрепила отношения не только с Византией, но и с другими формирующимися в это время европейскими государствами, которые уже не рассматривали ее как «варварское» государство. Устанавливались дипломатические отношения, расширились матримониальные связи. Например, князь Ярослав Мудрый был одновременно тестем королей Норвегии, Франции, Венгрии, Польши. До конца XI в. древнерусская внешняя политика принимает евразийский характер. С ее политикой считались Германская империя, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия.

Преобладающие технологии материального производства, городской характер «титульной» культуры, высокий уровень милитаризованности и агрессивности политической идеологии и практики, единообразие многих ценностных ориентаций и установок сознания (особенно в элитном слое) – все это сближало Древнерусскую цивилизацию «киевского периода» с аналогичной раннефеодальной западноевропейской цивилизацией.

С XI в. начинают проявляться отличия, вызванные рядом факторов:

1) утверждение особой формы христианства после разделения его в 1054 г. на католичество и православие;

2) жесткая зависимость экономики от природных условий. Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду деятельности стране. Основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством («слободской» характер русских городов);

3) христианство хотя и охватывало все слои общества, и государство опиралось на него как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни, но уровень христианизации массы населения был поверхностным (формально-обрядовым), формировался особый тип русского массового православия, которое Н. Бердяев назвал «православием без христианства», формального, синтезированного с языческой мистикой и практикой.

На рубеже XI-XII вв. Киевская Русь распалась на ряд полусамостоятельных земель.

Распаду государства на отдельные княжества, уже не зависимые от Киева, предшествовали междукняжеские усобицы, вызываемые очередным порядком княжения. Власть принадлежала Киевской династии и по обычаю, введенному князем Владимиром, переходила по старшинству от брата к брату. На практике генеалогическое старейшинство нередко уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брало стремление передать его не брату, а сыну, что вело к распрям внутри княжеского дома. С 1169г, складывался новый порядок, что связано с именем владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Андрей Боголюбский захватил Киев, получил официально титул Великого князя киевского, но не переехал туда, жил во Владимире, а Киев передал младшему брату. Падает престиж и значение Киева как центра Древнерусского государства. Русь распадается на множество княжеств, число которых не было постоянным, но главными, наиболее мощными, значимыми были Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское), Новгородская земля. На обломках Киевской Руси возникли разные виды государственности: сильная княжеская власть во Владимиро-Суздальском княжестве, прообраз республики в Новгороде (вече и боярство доминировали над князем), противостояние сильного боярства и княжеской власти в Галицко-Волынском княжестве. Различия оказали влияние на дальнейшее развитие русских земель.

Причины феодальной раздробленности:

1.Отсутствие прочных экономических связей, господство натурального хозяйства, появление и распространение феодального землевладения (княжеского и частного - боярского), постепенное оседание дружины на землю, когда эксплуатация зависимых крестьян становиться основой экономической мощи князей и боярства.

2.Рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева.

Последствия феодальной раздробленности:

1.Выделение и развитие новых центров, новых городов, упрочнение феодальных отношений.

2.Ослабление обороноспособности русских земель, что выявилось в конце XII в. – в борьбе с половцами, в начале XII в. – с монголо-татарами, шведами, немецкими, литовскими, польскими, датскими рыцарями.

Тем не менее и на пике раздробленности сознание единства русской земли не было утрачено. Иногда князья объединялись для борьбы с врагами, сохранялось религиозное единство – единый митрополит, удельные князья продолжали жить по законам Русской Правды. Единый язык, единые традиции, единая вера – все это создавало почву для последующего воссоединения и возрождения государства.

 

2. Тестовая часть

 

1.              3

2.              4, 2, 1, 3

3.              1 – а, 2 – г, 3 – б, 4 – в

4.              4

5.              1

6.              4

7.              3

8.              1

9.              2

10.          2

 

Список литературы:

 

1.          Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. – 1024с.: ил.

2.          Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2008. – 912с.: ил.

3.          История России: Учеб. для вузов/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – 479с.

4.          Отечественная история: Учебно-методический комплекс. – Н.: НГУЭУ, 2008новременно тестем королей Норвегии, Франции, Венгрии, Польши.  присутствием Руси в районах Северногоы шло внников через обложение их данью, формировалась государственная, "о и для установлени

2

 



Информация о работе Древняя Русь