Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:04, реферат

Описание

Образование Киевского государства - это длительный, сложный процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца

Работа состоит из  1 файл

repetitor_info_3864069a.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Формирование  феодальных отношений на Руси шло  в  целом по общеевропейскому типу: от государственных  форм к вотчинным. . Но в отличие от Западной Европы на Руси  этот процесс шёл гораздо медленнее.  *Святослав был человеком среднего роста, стройный, с голубыми глазами, плоским носом. Он брил бороду и голову, оставляя на голове длинный пучок волос и длинные усы. В его ухе блестела золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином. Святослав ходил как барс. Во время походов он спал под открытым небом, положив голову на седло. Отправляясь в походы он предупреждал своих противников: "Иду на вы". Святослав воевал с печенегами, которые постоянно угрожали Руси своими набегами. Разгромил хазарский Каганат. Воевал с Византией за Балканский п-ов. По дороге из Византии в Киев Святослав попал в засаду печенегов и был убит. Из черепа Святослава печенежский хан приказал сделать чашу, окованную золотом.

В IX веке формируется  система эксплуатации  лично  свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем  взимания дани "полюдье".  При  княжеском  дворе жила его дружина. С её помощью  князь правил государством. С ней советовался, решал  государственные и военные вопросы, с её  помощью  собирал  дань с населения (деньгами и натурой). Единицей  обложения было  отдельное крестьянское  хозяйство. Население выполняло ряд других  повинностей: военную, транспортную, участвовало  в постройке  крепостей, дорог, мостов. Все главные  вопросы князь решал с Советом бояр. Существовал особый суд князя.В отдельных  частях Руси правили  местные князья, подвластные великому  киевскому князю. Киевский князь  стремился заменить  их своими ставленниками. Отдельные  княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань (областные  управители, назначаемые  князем, назывались "посадниками"). Вначале дань взималась во время "полюдья" -периодических  объездов князя с дружиной подвластных земель. Затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах, были определены места сбора и размер дани.

В X в. возникает  вотчинное землевладение  киевских  князей. В XI в. появляется земельная  собственность у представителей верхушки, служилой знати, бояр и христианской  церкви. В XII- первой половине XIII вв. вотчинное землевладение растёт, но его  роль в  сравнении  с государственно-феодальными формами  остаётся второстепенной. Большинство  крестьян продолжают  быть зависимыми  непосредственно от государственной власти и эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей. Вооружённые силы древнерусского государства состояли из дружины  великого князя, дружин  подчинённых ему князей и бояр и народного  ополчения (воев). Численность войска доходила до 60-80 тыс. человек. Использовались на Руси и войска  наёмников: печенегов, половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманов, но их роль  была  незначительна.

Древнерусский  флот  состоял  из судов, выдолбленных из дерева и обшитых по бортам  досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.

В Киевской Руси еще весьма  сильными были остатки (традиции) первобытно - общинного  строя. Так, например, местное население, городское и сельское, решало  свои  дела на вече (сходках), выбирало своих старост, которые отстаивали их интересы  перед  княжеской администрацией. Решения  вече были   обязательны для всех, включая и местных князей. Были случаи,   когда на вече принималось решение об изгнании того или иного   неугодного народу князя и о призвании другого князя.

В конце X в. на Руси было официально введено христианство. Введение единой  религии способствовало объединению отдельных славянских  земель в единое государство, дальнейшему   развитию феодальных отношений. В дохристианскую эпоху восточные славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы,   верили в добрых и злых духов. Важнейшими их богами были: Перун - бог грома и молнии, войны; Сварог - бог огня; Даждьбог   (он же Ярило, Хорос) - бог солнца и плодородия; Волос - бог   богатства и плодородия; Стрибог - бог грозы и непогоды; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Верес бог, покровитель скотоводства; Семарк - бог подземного мира.

У восточных  славян имелись капища - места, где  происходили  моления и приносились  жертвы идолам. Заметную  роль в   жизни славян играли  кудесники-волхвы, веруны и т.п. Существовал  культ  предков. Останки  умерших  сжигались  и над ними   насыпали курганы. Сначала  устраивали  родовые  усыпальницы,   затем с разложением родового строя и появлением парной семьи   над каждым захоронением стали возводиться отдельные курганы.

Христианство  рано  стало проникать на Русь в среду знати. Еще в IX в. Константинопольский  патриарх Фотий отмечал,   что Русь переменила языческое суеверие на христианскую веру.   Христианами были дружинники князя  Игоря, в 946 г. христианство приняла княгиня Ольга. 5 (*)

Особая роль в принятии христианства  принадлежит  князю   Владимиру Святославичу (Святому).

Вначале, исходя из необходимости создания единого  государства, Владимир  сделал попытку  объединить всех языческих   богов  восточных славян, создать единый  пантеон богов в Киеве. В Киев были  привезены деревянная статуя Перуна с серебряной  головой и золотыми  усами, статуя Даждь-бога, Хороса,   Семаргла, Стриборга, Мокши. У статуй  богов состоялась церемония жертвоприношения, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако, попытка объединить  божества,   которым  поклонялись в разных  частях страны, не удалась, но   интересы единства страны требовали принятия общей религии.

Владимир, оценив политическую  роль христианства, решил   сделать его государственной  религией на Руси. Когда крестился  Владимир и где - точно не известно. Существует  несколько   версий. По одной из них Владимир крестился в 987 г. в Киеве.   Летопись указывает и на другую дату.

События  происходили   следующим  образом. Византийское   правительство  обратилось к Владимиру с  просьбой  о  военной   помощи для подавления  восстания в подвластных землях. В от-----------------------------------------------------------Христианство понадобилось Ольге после смерти Игоря. Будучи   язычницей, она обязана была покончить жизнь  самоубийством.   Став  христианкой, она сняла с себя это обязательство, так   как христианская  церковь  считала  самоубийство  величайшим   грехом. Ольга приняла в христианстве имя Елена.  

   вет  Владимир потребовал от Византии  союза с Русью, предлагал   скрепить его своей  женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское  правительство было  вынуждено на это   согласиться. Русское войско быстро ликвидировало восстание в   Малой Азии, но Василий II отказался выполнить условия соглашения. Тогда  Владимир  двинул  свое войско и в 989 г. занял   Корсунь. Василий II  был вынужден  уступить - согласиться на   брак Владимира с Анной. В 990 г. в Корсуне  Владимир  принял   крещение  и женился  на Анне, христианство  было  официально   объявлено религией Киевского государства. В конце лета 990 г.   Владимир возвратился в Киев и крестил жителей на берегу Днепра. Существуют и другие даты принятия  христианства на Руси.   Официальной датой принято считать 988 год.

Христианство, утверждавшее  божественное  происхождение   власти,  укрепляло  власть  князя, территориальное  единство   Древнерусского  государства.  Принятие  христианства   имело   большое международное значение, Русь становилась равной другим христианским странам, связи с которыми  были значительно   расширены. Введение христианства сыграло большую роль в развитии  Русской  культуры, способствовало  приобщению к более   высокой Византийской культуре.

С принятием  христианства  на  Руси  возникла церковь особая феодально-религиозная  организация. Во главе  русской   православной  церкви был  поставлен  митрополит, назначаемый   константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавлялись епископами. Им подчинялись священники в городах.

Всё население  страны  было  обязано  платить  в пользу   церкви "десятину" (десятую часть доходов). Впоследствии размер налога изменился, а название осталось прежнее. Церковные   учреждения  получили большие земельные наделы и вскоре превратились в крупнейших  феодальных собственников. На протяжении XI в.были  основаны епископаты в Юрьеве, Белгороде, Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей (первым в I половине  XI века был основан Киево-Печерский монастырь, получивший  название  от подземных   пещер, в которых селились монахи). Всего в X в. было построено 10 деревянных и 1 каменная  церковь, в  XI в.- 700 деревянных и 19 каменных  церквей, 18 монастырей, в XII в. - 690   деревянных и 69 каменных  церквей, 37 монастырей, в XIII в.110 деревянных, 19 каменных церквей, 35 монастырей. 5 (*)

Народ встречал новую веру не всегда  дружественно, особенно греческих священников  и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происходил довольно сложно. 5 (**)

С образованием государства складывалась правовая система. Сборником письменных законов  Древнерусского государства   является "Русская правда" (конец XI - нач. XII в.), принятая   при Ярославе Мудром и дополненная при его потомках. "Правда   Ярослава" составляла первую часть краткой редакции "Русской   правды". Законы  Ярослава  разбирали споры между свободными   людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинников. "Правда   Ярослава" не отменяла, а только  ограничивала  кровную месть   кругом ближайших родственников.

В конце 60-х - начале 70-х гг. "Краткая  редакция Русской правды" была дополнена  рядом статей, получивших название   "Правды Ярославичей". Цель дополнений - защитить  право феодала на его  вотчину. Из "Правды  Ярославичей" мы  узнаем об   устройстве вотчины. Вотчина - это владение отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий  класс феодалов  сложился из местных  князей и бояр, попавших  в зависимость  от Киева, и из  мужей (дружинников) киевского  князя, которые  получили в держание (или в вотчину) земли. Киевские   князья сами имели  крупные  владения. Центром  вотчины  был   двор, где  находились  хоромы  феодала, жилые  помещения его   дворовой  челяди, конюшни, скотный  двор, а также  ближайшие   земли. Во главе управления  вотчиной стоял управляющий - огнищанин (от слова "огнище" - хозяйство). В состав  вотчинной   администрации входили: конюший, подъездной (сборщик налогов),   тиуны (приказчики), сельские старосты и т.д.

Богатство вотчины  составляли земли. Княжеская межа охранялась законом, за её нарушение  платили чрезвычайно  высокий штраф. На земле  работали  феодально-зависимые  смерды,   холопы, челядь. Руководили работами ратанные (пашенные) старосты. В вотчине имелись также ремесленники.

Рост  феодальной  вотчины шёл  за счет  крестьян. Земля,   ранее  являвшаяся  крестьянской  собственностью, попадала  в   собственность  феодала. Крестьян называли  смердами, людьми,   сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших  дань   в княжескую казну, постепенно уменьшалось. Крестьяне разными   путями  попадали в зависимость  от феодалов. Одних крестьян,   лишенных средств производства, феодалы закабаляли, используя   их  нужду в орудиях  труда, инвентаре, семенах и т.д. Другие   крестьяне  принуждались  Киевским князем  силой к переходу с   землёй под вотчинную власть феодалов.

По мере расширения вотчин и закабаления  смердов термин "челядь", ранее  обозначавший рабов, стал распространяться на всех зависимых от феодалов  крестьян. Смерды  имели  свой  инвентарь ( соху, рало и   т.п.), незначительное количество скота: лошадь, корову, дветри овцы на крестьянский двор. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество переходило   к феодалу.

За побег  от феодала зависимые  крестьяне превращались в   рабов (холопов), лишенных  всяких  прав. Феодал  имел  право   бить своих  крестьян. Крестьяне  платили феодалу  оброк (натурой) и отрабатывали на него барщину.

"Правда Ярославичей"  отменила  кровную  месть, усилила разницу  в плате за убийство различных   категорий  населения,   отразив   тем  самым заботу феодального  государства о жизни и   имуществе  феодалов. Самый большой штраф  платился за убийство   старших  дружинников, огнищан, княжеских подъездных - 80 гривен. Жизнь свободных людей (мужей) оценивалась в  40 гривен,   жизнь сельских и ратанных старост, а также ремесленников - в   12 гривен, смердов, находившихся в феодальной зависимости, и   рабов - в 5 гривен. Формы социального протеста народных масс   против феодального закрепощения были разнообразными: от бегства от феодала до вооруженного "разбоя", от нарушений границ феодальных имений (перепахивание межей, уничтожения зарубок на деревьях) до открытого восстания. Средством  защиты   крестьян служила община (мир, вервь), которая  брала под защиту  своего  крестьянина, заплатив  за него  штраф " дикую"   (коллективную) виру. Массовые народные восстания прокатились   по Руси в 1068-1078 гг., в 1113г.

Наиболее сильным было  восстание в Киеве в 1068  г. Оно   вспыхнуло в результате  поражения, которое потерпели сыновья   Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод от половцев  на реке   Альте. В Киеве состоялось вече, киевляне обратились с просьбой к киевскому князю  Изяславу выдать  оружие, чтобы снова   сразиться с половцами. Ярославичи  отказали им в этом. Тогда   народ разгромил княжеский дворец, дворцы  богатых бояр. Изяслав  бежал в Польшу и только с помощью  поляков вернулся на   Киевский престол в 1069 г., учинив  кровавую расправу с восставшими. Массовые  народные  выступления  произошли также в   Новгороде, Ростово-Суздальской земле.

В 1113 г. вспыхнуло еще одно крупное  восстание в Киеве.   Причиной восстания явилась ростовщическая деятельность Киевского  князя  Святополка (1093-1113 гг.). Он скупал  соль, а   затем продавал её по повышенной цене. После его смерти в Киеве вспыхнуло восстание. Восставшие  разгромили дворы тысяцкого, бояр, ростовщиков, духовенства. Напуганная  знать пригласила  княжить  в Киев  Владимира Всеволодовича Мономаха   (1113 - 1125 гг.), переяславского князя. 5 (*) 0 Мономах был вынужден пойти на уступки народу, издав "Устав Владимира Мономаха". Устав упорядочил  взимание  процентов ростовщиками,   улучшил правовое  положение купечества, регламентировал запись в холопство. Устав  Владимира  Мономаха  вошел в состав   " Пространной  редакции "Русской  правды "  XII - XIII вв. В   "Пространной редакции" имелись новые статьи о купле-продаже,   займе, закладе, наследовании, опеке.

Информация о работе Древняя Русь