Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:04, реферат

Описание

Образование Киевского государства - это длительный, сложный процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца

Работа состоит из  1 файл

repetitor_info_3864069a.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

В 1951 г.  археологами  впервые были обнаружены в Новгороде  берестяные грамоты.  Найдено более 500 грамот  в Новгороде, Смоленске,  Москве,  Полоцке, Пскове и других городах.   Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

При Ярославе Мудром была открыта  школа  в  Киеве,  где   обучалось более  300 детей.  Получила образование его  дочь Анна - одна из первых грамотных  женщин,  ставшая  королевой   Франции.

От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную  дату написания.  Древнейшая из них - "Остромирово   евангелие", она была переписана в 1056-1057 гг.  для новгородского посадника Остромира.

В то время  писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже.  Текст начинали писать с большой красной   буквы -  заставки.  Книги украшали рисунками - миниатюрами.   Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей.  Книги стоили очень дорого,   их тщательно хранили, передавали по наследству.

Кроме переписки  религиозных текстов, переводов  на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов.  В  отличие от европейских стран,  где латинский язык был признан  государственным,  на Руси писали на родном языке.

В этот период был создан целый ряд выдающихся  произведений. Среди них:  "Повесть  временных лет", "Поучения Владимира  Мономаха", "Моления Даниила  Заточника" и др.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей  в литературе была идея единства  Русской земли. Описаниями  княжеских междуусобиц,  идеей  единой  сильной  великокняжеской   власти полны  "Псковская","Новгородская","Ипатьевская","Лаврентьевская" и др. летописи. Особое место среди произведений   этого периода занимает "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с  письменной литературой широкое  распространение   имело устное народное творчество,  прежде всего  былины,  повествующие о ратном и  созидательном труде нашего народа.

Высокого  уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в.  на Руси не было монументального каменного   зодчества. Постройки были деревянными.

Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в  Киеве  (Десятинная  церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в.  при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор  с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве.  Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - нач.  XII вв.  подобного   стиля.

В период феодальной раздробленности  складывались  различные архитектурные  стили.  Большинство храмов одноглавые.   Мозаичные изображения уступают место фрескам.  Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности.  Так в Новгороде широко   использовался известняк.  Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и  Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.

В отличие  от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской   земле и  Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был   белый камень.  Характерные черты  белокаменной  архитектуры:   изысканность, стройность,  устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников  архитектуры  Владимиро-Суздальской Руси  наиболее  известны  Золотые  ворота,  Успенский и   Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными  красками  по  сырой   штукатурке. В Софийском соборе в  Киеве сохранились изображения  сыновей и дочерей  Ярослава  Мудрого,  бытовые  сцены  с   изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п.

Мозаика - изображение,  выполненное из кусочков  камня,   мрамора, керамики, смальты. Древняя  Русь использовала смальту (специальный  стекловидный материал).  В мозаике  выполнена   огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением  храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами.   Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской  богоматери", выполненная  неизвестным греческим художником на рубеже   XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того  времени  являлись  принадлежностью храмов и   были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.:   Олимпий, Олисей,  Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.

Монументальная  скульптура языческих времен не  получила   распространения, так  как  преследовалась  церковью.  Первые   светские скульптурные памятники  появились  на  Руси  лишь  в   XVIII в.

 

***

Таким образом,  IX-XIII века стали  периодом складывания   русского государства, самого  крупного в  средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных  войн   с кочевниками, нападавшими  с  Востока, с  германо-шведскими   феодалами, наступавшими  с Запада, с  Византией, осевшей  на   южных рубежах. Находясь  на середине  торговых путей СевероЗападной  Европы с Византией и Средней Азией, русское  государство  быстро  развивалось, крепло,  становилось могучим и   влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени  нашествие монголо-татарских  завоевателей   привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой   Ордой, польско-литовскими  князьями  и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.


Информация о работе Древняя Русь