Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа
Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Великие писатели и моралисты Ф.М.Достоевский и
Л.Н.Толстой………………………………………………………………...4
2.Живопись, музыка, театр, архитектура……………………………....5
3.Просвещение и издательское дело…………………………………....11
4.Научные открытия и достижения……………………………………14
Заключение……………………………………………………………..…16
Список литературы………………………
Министерство образования и науки
Федеральное агенство
по образованию
Российский государственный торгово-экономический
Университет
Контрольная работа
по дисциплине Отечественная история
Тема: Духовный, культурный и научный мир России
второй половины XIX
– начала XХ веков.
Выполнил:
Преподаватель:
Студент 1 курса,
ФУ-13
Чебаненко
В.И.
проф. Долаева С.Д.
Содержание
Введение…………………………………………………………
………….3
1.Великие писатели и моралисты Ф.М.Достоевский и
Л.Н.Толстой…………………………………………………
……………...4
2.Живопись, музыка, театр, архитектура……………………………....5
3.Просвещение и издательское дело…………………………………....11
4.Научные открытия и достижения………………………
……………14
Заключение……………………………………………………
………..…16
Список литературы……………………………………………………
…18
3
Введение.
В истории русской культуры весь ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в первой половине ХIХ в., получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Она выражалась также и в том, что творчество многих деятелей русской науки, литературы и искусства пришлось как на дореформенную, так и пореформенную эпохи. Таким образом, эти деятели культуры в своем творчестве как бы воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлись хранителями традиций своих предшественников или старших современников.
Однако русская культура пореформенного периода имеет и свои особенности, обусловленные объективными факторами исторического развития страны. В первую очередь изменилась сама историческая обстановка. Реформы 60-70-х годов ХIХ века явились настоящим переворотом, вследствие которого произошли кардинальные изменения в экономической, социальной, политической сферах и вообще во всей народной жизни, что не могло не отразиться на развитие культуры и самого быта.
Падение крепостничества произвело не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и вместе с тем и возможности их удовлетворять. Неизмеримо расширился и круг лиц интеллигентного труда - носителей культуры.
Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий.
Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.
Пореформенная эпоха характерна дальнейшим расширением
4
культурных связей России с другими странами и народами; шло взаимное обогащение культурными достижениями. Весь ХIХ век справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.
Великие писатели и моралисты Ф.М. Достоевский и Л. Н. Толстой.
Художественная литература второй половины XIX начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.Н. Островский, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др.
Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В своих произведениях он изобразил почти вековую полосу русской жизни - от начала XIX-го до начала XX вв. В знаменитой эпопее "Война и мир" и в "Севастопольских рассказах" писатель показал национальный характер русского народа, его героизм в борьбе с внешними врагами, поставил философские проблемы о постижению внутренней сущности личности и поисках нравственного идеала. В романах "Анна Каренина" и "Воскресение" им раскрыты противоречия пореформенной жизни России, фальшь и разложение дворянского общества, комедия царского суда, лицемерие церкви и светских властей. В повестях, драмах и рассказах о народном быте он ярко отразил настроения миллионов крестьян, их стихийный протест против угнетения и произвола. В начале 80-х годов происходит разрыв Толстого с той средой, к которой он принадлежал по своему происхождению и воспитанию, отказ от прежнего образа жизни. Он обосновывает свое миропонимание в "Исповеди", "Критике догматического богословия", "Соединении и переводе четырех евангелий" и особенно в трактате "В чем моя вера?" Толстой создает свою религиозно-философскую систему, получившую наименование "толстовства". Оно вызвало в России и за рубежом религиозно-утопическое общественное движение последователей Толстого. Толстовство призывало к преобразованию общества путем морально-религиозного самоусовершенствования, отказа от всякого насилия, проповедуя тезис "непротивления злу насилием". Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России, Западной Европе, в Индии, Японии и др. странах. Он много сделал и как просветитель: в своем тульском имении Ясная Поляна основал школу для детей, по его инициативе и на его
5
средства в 1884 г. в Москве было основано просветительское издательство "Посредник", выпускавшее массовыми тиражами и доступные по цене для народа художественную и научно-популярную литературу, а также книги для детей.
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский был непревзойденным мастером психологического романа. Мировую известность получили его романы "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Бесы", "Подросток", в которых писатель показал глубокий психологизм и трагизм личности, поиски героями романов общественной и человеческой гармонии, дал свое философское осмысление нравственных и социальных контрастов. Произведения Достоевского проповедуют высокие нравственные ценности, исполнены болью за "униженных и оскорбленных", за судьбы "бедных людей" и вместе с тем верой в духовные силы человека. Достоевский выступал в печати также как блестящий публицист, литературный критик и религиозный мыслитель, переводчик лучших произведений западноевропейских писателей.
В 60-70-х годах в русскую литературу вошла плеяда молодых писателей-демократов - Ф.М. Решетников, Н.Г. Помяловский, В.М. Гаршин, И.В. Федоров, Г.И. Успенский, в творчестве которых получило реалистическое изображение жизни и быта русской деревни, мелкого чиновничества, городского мещанства, духовенства, интеллигенции.
Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).
2. Живопись, музыка, театр, архитектура.
В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.
В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге свою "Артель". В 1870 г. ими было создано "Товарищество передвижных художественных выставок". И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и другие стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие.
6
И.Е. Репин (1844 - 1930), был прозван "Ильей Муромцем русской живописи". Для творчества Репина характерны выразительность и монументальность его произведений, широкий диапазон разнообразных жанров и сюжетов - исторических, мифологических, бытовых. Им создана серия полотен, показывающих могучие силы и духовную красоту простого народа, - "Бур лаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Проводы новобранца", "В волостном правлении". Образы революционеров-народников представлены им в картинах "Сходка", "Арест пропагандиста", "Под конвоем", "Не ждали", "Отказ от исповеди". Широко известны картины Репина, написанные на исторические сюжеты, - "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и особенно "Иван Грозный и его сын Иван", которая явилась крупным общественным событием и воспринималась зрителем как протест против деспотизма. Репин создал также галерею замечательных портретов своих выдающихся современников - Л.Н. Толстого, А.Ф. Писемского, Н.И. Пирогова, В.В. Стасова, М.П. Мусорского, А.К. Глазунова, П.А. Стрепетовой.
В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос, его представляли В.И. Суриков, В.М. Васнецов.
В.И. Суриков был выдающимся мастером исторической живописи. Его первое значительное полотно "Утро стрелецкой казни" сразу обратило внимание художественной общественности и принесло автору известность. В своих исторических картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории и известные исторические личности, как правило, с сильными характерами, действовавшие в экстремальных условиях. Таковы его картины "Меншиков в Березове" - изображение всесильного временщика Петра I в опале, "Боярыня Морозова" - монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с "никонианством", героизм и фанатичность главного персонажа - Морозовой, "Покорение Сибири Ермаком" - отражение двух противоборствующих народных стихий. Драматизм момента, мужество и героизм русского солдата переданы в картине "Переход Суворова через Альпы", написанной к столетию этого события. Полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита отличается его кар тина "Взятие снежного городка" - описание народной игры на масленичной неделе. Последним значительным произведением Сурикова была картина "Степан Разин", в которой воспроизведены народные представления о вожде крестьянского восстания ХVII в.
7
Ярким представителем русской батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В. Верещагин. Известны серии его картин об Отечественной войне 1812 года, о русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., "туркестанская коллекция". Художник сам бывал в районах военных действий на Балканах и в Средней Азии, подвергаясь всем опасностям военной обстановки. Его картины, изображавшие без прикрас тяготы войны, неприглядные военные сцены, являлись осуждением войны
вообще.
Видными художниками-жанристами были И.М. Прянишников, В.М. Максимов, А.К. Савицкий, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский. Русская пейзажная живопись была представлена крупнейшими художниками-реалистами, воспевавшими русскую природу, И.И. Шишкиным, А.К. Саврасовым, А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, Ф.А. Васильевым, И.И. Левитаном.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.).
На рубеже XIX--XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них -- красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII -- начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.
В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.
Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Широкого развития достигают музыкальная критика, теория
8
Информация о работе Духовный, культурный и научный мир России второй половины XIX – начала XХ веков