Духовный, культурный и научный мир России второй половины XIX – начала XХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание

Общественно-политическая жизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности, оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержание художественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Великие писатели и моралисты Ф.М.Достоевский и
Л.Н.Толстой………………………………………………………………...4
2.Живопись, музыка, театр, архитектура……………………………....5
3.Просвещение и издательское дело…………………………………....11
4.Научные открытия и достижения……………………………………14
Заключение……………………………………………………………..…16
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

конт.работа Microsoft Office Word (3).docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)

музыкального  искусства, организация музыкального образования. Окончательно оформилась национальная музыкальная русская  школа. В 1862 г. в России сложилась  творческая группа композиторов, которую  критик В.В. Стасов назвал "Могучей  кучкой". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А. Балакирев. Н.А. Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П. Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П. Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А. Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В. Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. Оперы Мусорского "Борис Годунов" и "Хованщина", Римского-Корсакова "Садко", "Псковитянка", "Майская ночь" и "Царская невеста", Бородина "Князь Игорь" являются шедеврами русской и мировой музыкальной классики.  
 
Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Другой, московский, центр музыкального искусства  второй половины XIX века представлен  произведениями П.И.Чайковского, который  в своем творчестве развивал интонации  городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского  отличается богатством музыкальных  жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения. Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор вносит изменение в сюжет и психологические характеристики героев. У Пушкина "Герман" - фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная драматургия оперы, отличающаяся стройностью и динамичностью, построена на принципе конфликтного развития. Тема трех карт - тема денег - входит в конфликт с лейтмотивом судьбы Германа и темой любви. Эти темы находятся в контрастном развитии, борьбе и  

9

взаимопроникновении, которые раскрывают эволюцию внутреннего мира героя. Философская проблема смысла жизни - основная тема Шестой "Патетической" симфонии Чайковского. В ней звучит конфликт человека с окружающей действительностью, его стремление к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной борьбы за их торжество. Контрастные темы исполнены трагическим звучанием и высоким гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности.

 
Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем - С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения Г.Я. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными певцами, такими как  Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой.  
 
Большое общественное значение в пореформенную эпоху приобретает театр. Во второй половине XIX-начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы - А.Н. Островского, Л.Я. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького; его   содержание отражало насущные проблемы, волновавшие современников, а сила сценического искусства талантливых театральных коллективов формировала их эстетические вкусы, нравственные принципы и в значительной мере общественные взгляды. В этом смысле пореформенный русский театр все более становился важнейшей частью общественно-культурной жизни страны.  
 
В 60-70-х годах стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1866 г. по инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна в Москве был создан Артистический кружок из числа театральной молодежи. Артист, режиссер и драматург А.Ф. Федотов основал в 1872 г. в Москве "Народный театр", ориентированный на "массового зрителя". 
 
В 1882 г. была отменена монополия казенных ("императорских") театров, что способствовало развитию провинциального театра,
 

                                                             10

возникновению частных и "народных театров".  
 
Главными центрами театральной культуры, как и в первой половине XIX в., оставались Московский Малый и Петербургский Александринский театры. В Малого театра блистала  плеяде талантливых актеров,  особенно выделялись Сергей Шумский, Иван Самарин, а также начавшие в то время свой сценический путь Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский. В Александринском театре играли такие выдающиеся актеры, как Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов.  
 
Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием России. Расширился ассортимент строительных материалов бетон, цемент, металлические конструкции, стекло и т.д.  Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. С одной стороны, все более оказывал влияние стиль модерн, с другой - стремление к стилизации "под старину".  
 
Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и "русского" стиля. Постепенно "русский" стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве.  
 
В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница "Метрополь" (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации, как Казанский вокзал (арх. А.В. Щусев). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И.И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р.И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) - возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

 
Эти тенденции в архитектуре нашли  свое выражение и в скульптуре. Образцом эклектики является композиция М.О. Микешина в Новгороде 
 

                                                             11

"Тысячелетие  России". Крупным культурным и  общественным явлением было открытие  в 1880 г. в Москве памятника  А.С. Пушкину (скульптор   А.М. Опекушин). Выдающимся скульптором второй половины XIX в. был М.А. Антокольский. В 70-80-х годах он создал серию "монументальных личностей": "Иван Грозный", "Петр Великий", "Ермак", "Христос перед судом народа", "Смерть Сократа", "Спиноза", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый".  
 
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

 
3. Просвещение и  издательское дело. 
 
В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники требовали расширения народного образования. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.  
 
Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия Правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.  
 
Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.  

В 1887 г. так называемым «циркуляром  о кухаркиных детях» запрещалось  принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и  тому подобных людей». Без свидетельства  об  

                                                             12

окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации. 

Значительные  сдвиги произошли в системе высшего  образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений, открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения.  В 70- годах XIX в. было положено начало высшему женскому образованию. Всего за эти годы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве было открыто 7 высших женских курсов различного профиля - гуманитарного, естественнонаучного, медицинского.  Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.  
 
В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

 
Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность  пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально-концертные представления.

 
Демократизации высшего образования  способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все  желающие независимо от социального  статуса, материального положения  и вероисповедания. Наибольшую известность  приобрел Московский народный университет  имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г.
 
 

13

Большую роль в популяризации научных  знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских  писателей, букварей, детских книг и  учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует  отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Информация о работе Духовный, культурный и научный мир России второй половины XIX – начала XХ веков