Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:14, сочинение
К 70-м годам народничество стало массовой формой идеологии. Представители разных течений народнического движения без особого труда достигали взаимопонимания в оценке ключевых социальных проблем. Их представления совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому и идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский и тяготевшие к материализму Ткачев и Бакунин в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу.
Эссе
На
тему: Движение народничества
российской разночинской
интеллигенции на рубеже
ХIХ - ХХ веков.
2011 г.
70-е годы ХIХ века в России связываются с возникновением ряда течений утопического социализма, которое получило название «народничества».
К
70-м годам народничество
Лавров - пропагандистское течение. Считал, что народу нужно объяснить их цели, это сделать должна интеллигенция, но не вся, а лишь критически мыслящие личности. Объединенные такие личности в революционную организацию должны готовить народ.
Бакунин - бунтарское течение. Считал замену государства - ассоциацией свободных самоуправляемых общин. С помощью бунта хотел создать это. Поэтому задача интеллигенции - бросить кличь и разжечь всероссийской бунт.
Ткачев - он считал, что хорошо организованная, жестко централизованная, тщательно законспирированная организация профессиональных революционеров-террористов, проведя серию скоординированных террористических актов может полностью дезорганизовать государственный аппарат и он сам собой развалится.
В 1876 г. возникла организация народников “Земля и воля”. Ее возглавили Михайлов, Морозов, Степняк-Кравчинский, Плеханов и др. Программа организации предполагала равномерное распределение всей земли между крестьянами. В тот период народники отказались от тактики хождения в народ и перешли к тактике длительных поселений в народе под видом учителей, врачей, чтобы лучше узнать народ.
В 1879 г. “Земля и воля” раскололась на две организации. “Черный передел” - пропагандистскую группу, которая стояла на прежней позиции, возглавил Г.В. Плеханов. И “Народная воля” - это террористическая организация, ее возглавили Андрей Желябов, Софья Перовская, Кибальчич и др.
Эта
организация вынесла смертный приговор
царю и крупным царским сановникам.
1 марта 1881 г. царь был убит. Участники
покушения были казнены и фактически
на этом закончилась деятельность народовольцев.
1.Идеи народничества.
1860-1870-х гг. возникает формирование политического течения русской интеллигенции – народничество. Идея народничества была основана на работах М. А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева.
Дальнейшее
развитие России они видели в становлении
социализма, ликвидация государственных
институтов и замена их свободно самоуправляющими
организациями. Большая часть населения
состояла из крестьян, необходимо было
призвать их к борьбе за свои права. Народничество
считало, что Россия, в отличие от Западной
Европы, может миновать капиталистическую
стадию развития. Для становления социализма
была возложена большая надежда на крестьянскую
общину и недооценивалась роль пролетариата.
По своим тактическим взглядам и взглядам
на революцию народничество не было однородным.
Оно делилось на три основные группы: пропагандистов,
анархистов-бунтарей и террористов.
2.
Взгляды М.А. Бакунина на
М.А.Бакунин
(1814-1876г.) пропагандировал анархистско-
Он видел становление социализма только через революцию, мечтая построить федерацию свободных самоуправляющихся общин, это, прежде всего вопрос о самоуправлении народа, идущего снизу вверх. Свобода личности при этом преподносится как приоритетная концепция. В ее основы входит принцип равенства, справедливости, солидарности. Не следует также забывать, что Бакунин был непримиримым противником всякого угнетения, насилия и фанатично предан идеалам свободы, равенства и братства. Рассматривая революцию как всеобщее разрушение старого. Бакунисты считали, что народ готов к революции, его надо было просто расшевелить. Сподвижники пропагандировали народное движение, выезжая в народ.
Проанализировав работы Бакунина, получалось, что через личную свободу можно было удовлетворить материальные и духовные потребности, а также просматривается тесная взаимосвязь между свободой личностной и коллективной.
“Коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, - утверждал Бакунин в работе “Кнуто-германская империя”, - когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”. Бакунин видел целью истории- реальную свободу для каждого, а высший нравственный закон- уважение достоинства личности. Таким образом, основой его размышлений был коллективизм.
Он
стремится к организации
Отсюда следует, что свобода, по Бакунину, есть не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого реализацию идеала будущего - анархоколлективистской организации общества.
Он считал, что политическая власть не может сосуществовать со свободой. Поэтому все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться. Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. И поэтому нет большой разницы между полуварварской всероссийской империей и самым цивилизованным государством Европы.
В
основной массе крестьяне были необразованными.
Для достижения наилучшего результата
революции, необходимо было их поддержать
идейной интеллигенцией. «Проведя между
общинами живой ток революционной
мысли, воли и дела», заинтересовав
революцией «лучших крестьян», сможет
«поднять вдруг все деревни». В действительности
народникам-бакунистам не удалось поднять
не только “все деревни”, но даже отдельные
районы. Все попытки бунтарей осуществить
немедленно всеобщую социальную революцию
без политики окончились неудачей и послужили
горьким уроком для русских социалистов.
3.
Взгляды С. Нечаева на
С. Нечаев (1847 – 1882 гг.) выступал как анархист-бунтарь крайнего направления. Идеи, стремления и методы достижения, были очень сходны с идеями М. Бакунина. Нечаеву были не чужды заговорщицкие взгляды.
В
1869 году Нечаевым была создана конспиративная
организация «Народная
Движение
было в короткие сроки репрессировано
полицией. Нечаев бежал за границу, но
в 1872 году был выдан России швейцарскими
властями и в 1873 году приговорен к 20 годам
каторги. Умер он в Алексеевском равелине
Петропавловской крепости после 10-летнего
заключения.
4.
Взгляды П.Л. Лаврова на
П. Л. Лавров(1823-1900 гг.) развевал пропагандистское направление. Его идея основывалась на крестьянской революции, так же было необратимо участие интеллигентов-революционеров как катализатор, без которой революция была невозможна. В этом были схожи взгляды с Бакуниным, но отличались временными параметрами. Лавров был убежден, что потребуется время для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, а крестьянство в свою очередь за этот период станет более образованным и осознает идеи революции - время напряженной пропагандистской работы.
Сподвижники Лаврова так же
шли в народ. Активно вели
пропаганду в деревнях. Старались
быть ближе к крестьянам, переезжали
жить в деревни, работали там
врачами, учителями или
Но
вскоре пришло сильное разочарование.
Проделанная работа не приносила
свои долгожданные плоды. Понеся большие
потери, Лавров так же, как и многие народники
- пропагандисты 70-х годов, пришел к общей
тенденции на тот момент, революционного
заговора и индивидуального террора.
5.
Взгляды П.Н. Ткачова на
П.Н. Ткачев (1844-1885 гг.) пропагандировал заговорщическое и террористическое направление. Идеи Ткачева в чем-то сходились с Лавровым, он так же полагал, что крестьянство не достаточно образованно, чтобы соединится с интеллигенцией в едином порыве революции. За короткие сроки поднять крестьянство на сознательное движение к освобождению невозможно.
Идея
Ткачева заключалась в
Ткачев
ошибочно считал развитие капитализма
в Росси злом. Это зло было просто
необходимо для основания материальных
предпосылок социализма. Потому, что
народ страдал в большей
Отличало Ткачева от Бакунина и Лаврова то, что они на первое место ставили экономический переворот, а он политический. Ткачев считал, что итогом революции будет установление диктатуры заговорщического меньшинства, а не диктатура революционного класса. У этого образованного во всех аспектах меньшинства были преимущества перед трудящимся классом.
Таким
образом, революционная концепция
Ткачева сводится к следующему: во-первых,
признание заговорщической
В
дореволюционное время взгляды
Ткачева, на ход революции, подвергались
большой критике. Его обвиняли в том, что
он не смог оказать достаточного влияния
на революционную молодежь. Хотя 1923 году
в журнале «Пролетарская революция» №
6-7 появилась статья одного из известных
революционеров и историков С.И.Мицкевича
«Русские якобинцы». В которой он утверждает,
что «русская революции в значительной
мере произошла по Ткачеву: путем захвата
власти в заранее назначенный срок (25 октября)
революционной партией, организованной
по принципу строгой централизации и дисциплины,
и эта партия, захватив власть, действует
во многом по тому методу, который рекомендовал
Ткачев».