Движение народничества российской разночинской интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:14, сочинение

Описание

К 70-м годам народничество стало массовой формой идеологии. Представители разных течений народнического движения без особого труда достигали взаимопонимания в оценке ключевых социальных проблем. Их представления совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому и идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский и тяготевшие к материализму Ткачев и Бакунин в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу.

Работа состоит из  1 файл

Движение народничества российской разночинской интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ веков.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Эссе

    На  тему: Движение народничества российской разночинской интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ веков. 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2011 г.

 

       70-е годы ХIХ века в России связываются с возникновением ряда течений утопического социализма, которое получило название «народничества».

     К 70-м годам народничество стало  массовой формой идеологии. Представители  разных течений народнического движения без особого труда достигали  взаимопонимания в оценке ключевых социальных проблем. Их представления  совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому и идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский и тяготевшие к материализму Ткачев и Бакунин в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу. Движение всех народнических групп шло под общим лозунгом. Различия же проявлялись прежде всего в представлениях о средствах достижения цели:

     Лавров - пропагандистское течение. Считал, что народу нужно объяснить их цели, это сделать должна интеллигенция, но не вся, а лишь критически мыслящие личности. Объединенные такие личности в революционную организацию должны готовить народ.

     Бакунин - бунтарское течение. Считал замену государства - ассоциацией свободных самоуправляемых общин. С помощью бунта хотел создать это. Поэтому задача интеллигенции - бросить кличь и разжечь всероссийской бунт.

     Ткачев - он считал, что хорошо организованная, жестко централизованная, тщательно законспирированная организация профессиональных революционеров-террористов, проведя серию скоординированных террористических актов может полностью дезорганизовать государственный аппарат и он сам собой развалится.

     В 1876 г. возникла организация народников “Земля и воля”. Ее возглавили Михайлов, Морозов, Степняк-Кравчинский, Плеханов и др. Программа организации предполагала равномерное распределение всей земли между крестьянами. В тот период народники отказались от тактики хождения в народ и перешли к тактике длительных поселений в народе под видом учителей, врачей, чтобы лучше узнать народ.

     В 1879 г. “Земля и воля” раскололась  на две организации. “Черный передел” - пропагандистскую группу, которая стояла на прежней позиции, возглавил Г.В. Плеханов. И “Народная воля” - это террористическая организация, ее возглавили Андрей Желябов, Софья Перовская, Кибальчич и др.

     Эта организация вынесла смертный приговор царю и крупным царским сановникам. 1 марта 1881 г. царь был убит. Участники  покушения были казнены и фактически на этом закончилась деятельность народовольцев. 

     1.Идеи  народничества.

     1860-1870-х гг. возникает формирование политического течения русской интеллигенции – народничество. Идея народничества была основана на работах М. А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева.

     Дальнейшее  развитие России они видели в становлении социализма, ликвидация государственных институтов и замена их свободно самоуправляющими организациями. Большая часть населения состояла из крестьян, необходимо было призвать их к борьбе за свои права. Народничество считало, что Россия, в отличие от Западной Европы, может миновать капиталистическую стадию развития. Для становления социализма была возложена большая надежда на крестьянскую общину и недооценивалась роль пролетариата. По своим тактическим взглядам и взглядам на революцию народничество не было однородным. Оно делилось на три основные группы: пропагандистов, анархистов-бунтарей и террористов.  

     2. Взгляды М.А. Бакунина на государство.

     М.А.Бакунин (1814-1876г.) пропагандировал анархистско-бунтарское направление. Необходимо было уничтожить государство как таковое. Бакунина в своих работах писал: «Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо». «Кто говорит государство и власть, тот говорит господство».

     Он  видел становление социализма только через революцию, мечтая построить  федерацию свободных  самоуправляющихся  общин, это, прежде всего вопрос о  самоуправлении народа, идущего снизу  вверх. Свобода личности при этом преподносится как приоритетная концепция. В ее основы входит принцип равенства, справедливости, солидарности. Не следует также забывать, что Бакунин был непримиримым противником всякого угнетения, насилия и фанатично предан идеалам свободы, равенства и братства. Рассматривая революцию как всеобщее разрушение старого. Бакунисты считали, что народ готов к революции, его надо было просто расшевелить. Сподвижники пропагандировали народное движение, выезжая в народ.

     Проанализировав работы Бакунина, получалось, что через личную свободу можно было удовлетворить материальные и духовные потребности, а  также просматривается тесная взаимосвязь между свободой личностной и коллективной.

     “Коллективная свобода и благосостояние реальны  лишь тогда, - утверждал Бакунин в  работе “Кнуто-германская империя”, - когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”. Бакунин видел целью истории-  реальную свободу для каждого, а  высший нравственный закон- уважение достоинства личности. Таким образом, основой его размышлений был коллективизм.

     Он  стремится к организации общества и коллективной собственности снизу  вверх посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться  нормами нравственности. Бакунин  считал, что только таким образом можно будет достичь свободы каждого. “Я становлюсь действительно свободным лишь благодаря свободе других, так что, чем больше количество свободных людей, окружающих меня, чем глубже и шире их свобода, тем распространеннее, глубже и шире становится моя свобода”. Свобода нужна для развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими путем воспитания, научного образования и материального благополучия.

     Отсюда  следует, что свобода, по Бакунину, есть не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого реализацию идеала будущего - анархоколлективистской организации общества.

     Он  считал, что политическая власть не может сосуществовать со свободой. Поэтому все властное, все построенное  на принуждении должно безоговорочно отвергаться. Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. И поэтому нет большой разницы между полуварварской всероссийской империей и самым цивилизованным государством Европы.

     В основной массе крестьяне были необразованными. Для достижения наилучшего результата революции, необходимо было их  поддержать идейной интеллигенцией. «Проведя между  общинами живой ток революционной  мысли, воли и дела», заинтересовав революцией «лучших крестьян», сможет «поднять вдруг все деревни». В действительности народникам-бакунистам не удалось поднять не только “все деревни”, но даже отдельные районы. Все попытки бунтарей осуществить немедленно всеобщую социальную революцию без политики окончились неудачей и послужили горьким уроком для русских социалистов. 

     3. Взгляды С. Нечаева на государство.

     С. Нечаев (1847 – 1882 гг.) выступал как анархист-бунтарь  крайнего направления. Идеи, стремления и методы достижения, были очень сходны с идеями М. Бакунина. Нечаеву были не чужды заговорщицкие взгляды.

     В 1869 году Нечаевым была создана конспиративная организация «Народная расправа». Впоследствии его движение ещё называли Нечаевщинной. У этой организации  был жесткий и жестокий девиз: для достижения поставленной цели все способы и средства хороши. Это общество было обречено на провал. Чудовищная смесь революционного фанатизма, политического авантюризма и иезуитства.

      Движение  было в короткие сроки репрессировано полицией. Нечаев бежал за границу, но в 1872 году был выдан России швейцарскими властями и в 1873 году приговорен к 20 годам каторги. Умер он в Алексеевском равелине Петропавловской крепости после 10-летнего заключения.  

     4. Взгляды П.Л. Лаврова на государство. 

       П. Л. Лавров(1823-1900 гг.) развевал пропагандистское направление. Его идея основывалась на крестьянской революции, так же было необратимо участие интеллигентов-революционеров как катализатор, без которой революция была невозможна. В этом были схожи взгляды с Бакуниным, но отличались временными параметрами. Лавров был убежден, что потребуется время  для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, а крестьянство в свою очередь за этот период станет более образованным и осознает идеи революции - время напряженной пропагандистской работы.

       Сподвижники Лаврова так же  шли в народ. Активно вели  пропаганду в деревнях. Старались  быть ближе к крестьянам, переезжали  жить в деревни, работали там  врачами, учителями или сезонными  рабочими.  Наиболее активная  работа по пропаганде идей  велась в Поволжье. Исторически сложилось, что на этой территории народ был издавна склонен к свободе. Немаловажную роль в этом сыграло влияние на местное население восстания Разина и Пугачева.

     Но  вскоре пришло сильное разочарование. Проделанная работа не приносила  свои долгожданные плоды. Понеся большие потери, Лавров так же, как и многие народники - пропагандисты 70-х годов, пришел к общей тенденции на тот момент, революционного заговора и индивидуального террора. 

     5. Взгляды П.Н. Ткачова на государство.

     П.Н. Ткачев (1844-1885 гг.) пропагандировал заговорщическое и террористическое  направление. Идеи Ткачева в чем-то сходились с Лавровым, он так же полагал, что крестьянство не достаточно образованно, чтобы соединится с интеллигенцией в едином порыве революции. За короткие сроки поднять крестьянство на сознательное движение к освобождению невозможно.

     Идея  Ткачева заключалась в следующем - революцию должна провести интеллигенция, захватив тем самым власть и с  верху проводить необходимые  реформы и преобразования. Он считал, что связь между монархом и народом утеряна, и достаточно свергнуть верховную власть, для решения всех проблем. Таким образом, идею можно сформулировать так – захват власти на «верху» и народный бунт «внизу». Неотъемлемой частью своей программы Ткачев считал заговорничество и террор.

     Ткачев  ошибочно считал развитие капитализма  в Росси злом. Это зло было просто необходимо для  основания материальных предпосылок социализма. Потому, что  народ страдал в большей степени  не от развития капитализма, а от слишком  медленного его развития.

     Отличало  Ткачева от Бакунина и Лаврова  то, что они на первое место ставили  экономический переворот, а он политический. Ткачев считал, что итогом революции  будет установление диктатуры заговорщического меньшинства, а не диктатура революционного класса. У этого образованного во всех аспектах меньшинства были преимущества перед трудящимся классом. 

     Таким образом, революционная концепция  Ткачева сводится к следующему: во-первых, признание заговорщической организации  революционного меньшинства; во-вторых, необходимость захвата этим меньшинством государственной власти в целях перестройки жизни на новых, социалистических началах, и, в-третьих, признание диктатуры революционного меньшинства.

     В дореволюционное время взгляды  Ткачева, на ход революции, подвергались большой критике. Его обвиняли в том, что он не смог оказать достаточного влияния на революционную молодежь. Хотя 1923 году в журнале «Пролетарская революция» № 6-7 появилась статья одного из известных революционеров и историков С.И.Мицкевича «Русские якобинцы». В которой он утверждает, что «русская революции в значительной мере произошла по Ткачеву: путем захвата власти в заранее назначенный срок (25 октября) революционной партией, организованной по принципу строгой централизации и дисциплины, и эта партия, захватив власть, действует во многом по тому методу, который рекомендовал Ткачев».  

Информация о работе Движение народничества российской разночинской интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ веков