Движение народничества российской разночинской интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:14, сочинение

Описание

К 70-м годам народничество стало массовой формой идеологии. Представители разных течений народнического движения без особого труда достигали взаимопонимания в оценке ключевых социальных проблем. Их представления совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому и идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский и тяготевшие к материализму Ткачев и Бакунин в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу.

Работа состоит из  1 файл

Движение народничества российской разночинской интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ веков.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

     6. Взгляды П.А. Кропоткина на  государство.

     П.А. Кропоткин  разработал концепцию  анарх-окоммунизма. Это происходило  в 70-90-е годы прошлого века. Идеалом будущего видел союз вольных коммун, без центральной государственной власти. Превратить в жизнь он собирался с помощью крестьян и городских рабочих, пролетариата. Он считал, что восстание должно произойти в первую очередь в самом крестьянстве и среди городских рабочих, только тогда можно рассчитывать на успех. 

     Среди молодежи тех лет анархизм был  наиболее популярной формой протеста против монархии. Это видно из первых политичесско - репрессивных больших  судов над революционерами (процессы 50-ти и 193-х), обвиняемые были горды, называться анархистами. Система Крапоткина привлекали внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью, он пытался урегулировать все максимально мирным путем, стремлением объяснить явления в области общественной жизни объективными законами природы.

     Кропоткин, так же как и многие, считал народ  не готовым к быстрому революционному выступлению. Ставил вопрос о создании анархической партии для неторопливой подготовке идейной основы для революции. Революция, по его мнению, бала неотвратимым процессом в становлении обновленной России. Она должна была привести к полному уничтожению всех институтов власти и государственных учреждений. Отрицалось и необходимость в революционном правительстве, диктатуре, т.к. в таком случае есть вероятность перерождения свободы в произвол и деспотизм.

     Были  сделаны шаги к усилению роли анархизма  в общественно-политической жизни  страны, к сожалению, это было возможно только за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов. 1903 г. там же создали группу анархистов-коммунистов Хлеб и Воля, принесшую известность Российскому анархизму. Хлебовольцам при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать первый российский анархический печатный орган за границей -  газету «Хлеб и Воля».

     Июльский  политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным  разгромом анархических организаций. В этот лидером борьбы вновь становится Кропоткин. Он привлек внимание не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшихся использовать в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во Временное правительство. Крапоткин отказался. Но позднее, после долгих раздумий, стал участником в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г. Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь идеи классового примирения всех сил, правых и левых, действующих в революции. Возможно, это был ход политика считавшего, что достичь царства анархии можно только в условиях мира и демократии.

     Некий распад и колебание различных  частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и  властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты, окунувшись в стихию борьбы и разрушения, участвовали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.

     Но  для большевиков, утвердившихся  у власти, анархизм, который продолжал  борьбу за свободу личности и против государственных институтов, начинал  портить планы большевиков, занимающихся строительством государства. Большевики опасались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их единомышленников были использованы все методы: от обвинения их в поддержке буржуазных контрреволюционеров, в организации пьяных погромов до попыток формирования ими собственных отрядов.

     Верхушка  движения не имевшая после смерти П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько  частей. Многие анархисты заявило  о кризисе движения и желании трудится на благо большевиков. Другая часть духовному гнету и лжи предпочла иммиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшиеся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу, но их было ничтожно мало.

     Движение  всех народнических групп шло  под общим лозунгом “Земля и воля”. Различия же проявлялись, прежде всего, в представлениях о средствах  достижения цели: Лавров считал главным  средством пропагандистскую работу интеллигенции в народе, Бакунин  - крестьянские бунты, Ткачев - активные действия революционеров-профессионалов «революционного меньшинства».

     Основополагающее  положение народничества – «не  только для народа, но и посредством  народа» - было общим для Лаврова  и Бакунина. Русская субъективная школа во главе с Лавровым и Кропоткиным ставили цели, как развитие общинной обработки земли и общинное пользование ее продуктами, хотел сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя. Эти цели органически продолжали теорию “русского социализма” Герцена и под, которым подписался бы и Бакунин.

 

      Литература 

  1. Кони, А. Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич, М., 1956.
  2. Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
  3. Юзов-Каблиц, «Основы народничества»;
  4. Михайловский, «Записки Профана» и «Литература и Жизнь» (в «Русском Богатстве»),
  5. Пыпин, «История русской этнографии»; том 1, том 2
  6. В. В. (В. П. Воронцов), «Наши направления» (СПб., 1894);
  7. Струве, «Критические заметки» (СПб., 1894);
  8. Волгин, «Обоснование Н. в трудах В. П. Воронцова» (СПб., 1 896);
  9. Южаков, «Социологические этюды» (т. II).
  10. История России. 1861—1917. Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2001

Информация о работе Движение народничества российской разночинской интеллигенции на рубеже ХIХ - ХХ веков