Дворянская политика российских монархов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:15, реферат

Описание

В XIII веке в России оформился сословный строй. В 1714 г. Указ о единонаследии оформил объединение двух форм феодального землевладения – поместья и вотчины. Поместье, как и вотчина, становилось наследственной собственностью. Оно передавалось одному из сыновей, а остальные сыновья должны были служить на военной или гражданской государственной службе. Указ о единонаследии стал шагом к объединению различных групп феодалов в единое сословие - дворянство.

Работа состоит из  1 файл

Дворянская политика российских монархов.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

     Попытка решения крестьянского вопроса Александром не могла не отразиться и на правах дворян. По указу 1801 г. покупка земли разрешалась не только дворянам, но и купцам, мещанам и казенным крестьянам. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. дал возможность крепостным крестьянам с землей выкупать свободу по обоюдной договоренности с помещиком. Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков. Указами 1808-1809 гг. было запрещено продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь.

     Но все эти преобразования не умалили влияния дворянства на политику. Из-за мощной дворянской консервативной оппозиции не был воплощен в жизнь план государственного преобразования России М.М.Сперанского. Единственное, что было осуществлено из этого плана, это утверждение Государственного совета как законосовещательного органа           1 января 1810 г.

     В  1818 г. нескольким царским сановникам было поручено разработать проекты отмены крепостного права. Один из таких проектов подготовил А.А.Аракчеев, который предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян в казну. Но Александр, встретив сопротивление реакционного дворянства, не решился пойти на выработанные авторами весьма умеренные и даже выгодные для помещиков условия освобождения крестьян.

    Указами 1822-1824 гг. крестьянам запрещалось жаловаться на жестокость помещиков, восстанавливалось право последних ссылать крестьян в Сибирь. Таким образом, при Александре дворяне сохранили наибольшее количество прав и привилегий, приобретенных до Павла I.

Николай I

     Во время царствования Николая I дворянство продолжало занимать привилегированное положение по отношению к другим сословиям. Перед Николаем предстала острая необходимость решения крестьянского вопроса, но до тех пор, пока у дворян была сила на то, чтобы оказывать влияние на политику, проводимую императором, решить этот вопрос было невозможно. В связи с этим Николай I мог только в некоторой степени смягчить крепостное право, слегка ограничив власть помещиков над крестьянами. С этой целью было издано свыше 100 указов (например, запрет продавать крестьян без земли, разъединять крестьянские семьи при продаже их с публичного торга, переводить их в дворовые и т.п.), но из-за незаинтересованности в них помещиков они находили весьма малое применение. Наибольшее применение получили указ 1842 г. об «обязанных крестьянах» и так называемая инвентарная реформа. По указу 1842 г. крестьянин мог получить с согласия помещика личную свободу и свой надел в пользование, за которые должен был отбывать те же повинности, что и прежде, но помещик уже не мог их увеличивать, а также не мог отобрать надел. Инвентарная реформа же сводилась к составлению описаний помещичьих имений («инвентарей»), с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей, которые впредь нельзя было изменять. Никаких  особых мер, которые бы кардинально изменили положение дворянства в обществе, при Николае I предпринято не было.

Александр II

     Перед вступившим на престол Александром II встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь крестьянской. Впервые о необходимости проведения реформы крепостного права было официально заявлено в речи Александра перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Указав на опасность дальнейшего сохранения крепостного права, император призывал помещиков к проявлению инициативы в этом деле. Началась подготовка реформы. 3 января 1857 г. был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, он действовал нерешительно.

     В  1858 г. секретный комитет был  переименован в «Главный комитет  о помещичьих крестьянах, выходящих  из крепостной зависимости». В  1859 г. при Главном комитете  были учреждены Редакционные  комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления закона об освобождении крестьян.

     Отношение  помещиков к готовящейся реформе было различным. Большинство выступало за сохранение крепостных порядков, остальные соглашались, выдвигая разные условия, такие как барщина и оброк или выкуп с крестьян за их личную свободу и небольшой земельный надел в пользование.

     28 января 1861 г. проект «Положений  о крестьянах», подготовленный  Редакционной комиссией, поступил  на рассмотрение Государственного  совета. Александр II потребовал скорейшего принятия проекта, сказав, что все, что можно было сделать для сохранения выгод помещиков, было сделано. Но члены Государственного совета внесли еще один пункт в проект о праве помещика предоставить крестьянам в собственность немедленно и бесплатно четверть высшей нормы надела (такой надел назывался «четвертной» или «дарственный»).

     19 февраля 1861 г. были подписаны  царем и получили силу закона  «Положения о крестьянах, выходящих  из крепостной зависимости» и манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Это положение распространилось на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось112 тыс. помещичьих имений с 22,6 млн. крестьян обоего пола.

     Если крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась на 20 лет.

     Определенные  экономические условия освобождения  крестьян фиксировались в уставных  грамотах, которые должны были  составить помещики при содействии  проводящих на местах реформу  в жизнь мировых посредников  (назначаемых из местных помещиков), а крестьяне – удостоверить их своими подписями. Однако более половины этих грамот вводились в действие без их согласия.

     Важное  место в реформе 1861 г. отводилось  аграрному вопросу. Ставилась  задача предоставить крестьянам  землю в таком количестве, чтобы они были привязаны к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего – к помещичьему хозяйству. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Чтобы стать собственником своей земли крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Дело выкупа взяло на себя государство, что решало важные социальные и экономические проблемы. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами.

     Но  даже такие меры со стороны  государства не могли покрыть  помещикам ущерб, принесенный  реформой. Личное освобождение крестьян  ликвидировало монополию помещиков  на эксплуатацию дарового крестьянского труда; реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу с раздражением, надеясь, что изданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. На дворянских собраниях вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон.

     Крестьянская  реформа, несмотря на ее противоречивость, имела огромное прогрессивное  значение.  Конечно же, дворянство  потеряло множество своих привилегий, связанных с крепостным правом, но рабский труд уже изжил себя и не мог больше положительно влиять на развитие страны, а, напротив, крепостничество являлось главной причиной отсталости страны на международной арене.

Александр III

      Большое влияние на политику Александра III оказало убийство прежнего императора. Боясь за свою жизнь и стараясь нормализовать обострившуюся обстановку в стране, Александр решил восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную в результате реформы 1861 г. С этой целью было издано «Положение о земских участковых начальниках». В 40 губерниях России создавалось 2200 «земских участков», во главе которых были поставлены земские начальники – исключительно из местных потомственных дворян. Прерогативы земского начальника были очень широки, он осуществлял административные и полицейские функции в деревне. Его решения считались окончательными и не подлежащими обжалованию, что обеспечивало ему полную бесконтрольность действий.

     Затем  последовали контрреформы местного  самоуправления. 12 июня 1890 г. было издано новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Оно было направлено на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Помимо дворянской политики Александр III проводил и реформы в пользу крестьян. Итогом его деятельности стали успехи в экономическом развитии страны. Его курсу намеревался следовать и вступивший в 1894 г. на престол его сын Николай II. Но в противоположность своим намерениям стал проводить политику в пользу простого населения страны. На этом и завершилась дворянская политика российских монархов.

                                                                                   
 

Крестьянская  политика российского  самодержавия  до 1861 год 

Иван  IV

     После становления Ивана IV самодержавным правителем и по окончании его опричной политики страна находилась в разоренном состоянии.

      В этих условиях государство  и феодалы увеличивают налоги  и повинности. Ответом на это  стало массовое бегство крестьян  на окраины страны, что вело к уменьшению тяглово-надельной пашни и количества тягловых дворов. Такая ситуация вынудила государство пойти по пути создания государственной системы крепостного права. В 1581 г. были введены «заповедные годы», когда запрещался переход крестьян в Юрьев день. Введение «заповедных лет» стало первым шагом на пути создания системы крепостного права. Запрет перехода распространялся не только на владельческих, но и на черносошных, дворцовых крестьян и на посадское население. В 1581 г. начинается валовое описание земель и составление писцовых книг. 
     К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1597 г. был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. По этому указу розыску подлежали крестьяне, бежавшие с 1592 по 1597 гг. Этих крестьян возвращали прежним владельцам в соответствии с записями в писцовых книгах. Если за 5 лет беглый не был найден, то он оставался у нового владельца. Это вызывало недовольство дворян центральных уездов, и было на руку помещикам южных уездов.

Борис Годунов

      Борис Годунов издал указ «об  урочных летах» 1597 г. - запрете переходов  крестьян в Юрьев день. Правитель  Годунов провел «посадское строение». Черные посадские тяглецы, заложившиеся в «белые слободы», насильственно возвращались в «государево тягло». Государство тем самым увеличивало поступление денег в казну и шло навстречу посадским людям. В 1597 г. был издан указ о кабальных холопах. Уплатив долг, холопы не получали свободу, а оставались ими до смерти своего владельца. 
     Политика Годунова была направлена на экономическую поддержку средних и мелких землевладельцев.

     В  1601 голодном году Годунов установил  предельные цены на хлеб. Но спекуляция им усиливалась. В 1601 году появился указ, разрешавший помещичьим крестьянам, спасаясь от голода, уходить в Юрьев день от своих владельцев. Эта мера не касалась вотчин знати и монастырей, но именно они начали переманивать крестьян и вывозить их из поместий служилых дворян, что вызывало их недовольство этой мерой Годунова. 
     В 1602 голодном году цены на хлеб возросли в 100 раз. К голоду прибавились эпидемии. Вновь был издан указ, разрешавший крестьянам выход в Юрьев день.
 

Лжедмитрий I

     В правление Лжедмитрия I была предпринята попытка создания нового Судебника, где бы разрешался переход крестьян, но довести дело до конца не удалось. Боярская дума, взяв царя под свою плотную опеку и жесткий контроль, гасила его реформаторский пыл. Крестьяне и посадские люди не получили того, что ожидали от царя-избавителя. Его законодательство не разрушало основ крепостничества, налоги стали еще больше, а не меньше, как хотелось и ожидалось. 

Василий Шуйский

     При  Василии Шуйском крестьяне и посадские люди не получили облегчения своего положения. Наоборот, увеличились налоги, повинности и барщина. В ответ на это усилилось бегство крестьян и холопов. А позже такая политика русских царей привела к началу крестьянских восстаний.

Лжедмитрий  II

     Меры, проводимые Лжедмитрием II, только усугубили положение крестьянства. Он раздавал своим приверженцам вотчины и поместья с крестьянами, т.е. его политика была направлена на привлечение на его сторону бояр и дворян. 

Алексей Михайлович

     Главной  задачей Алексея Михайловича было наведение порядка после Смуты. Для этого требовались средства, а получить их можно было только за счет увеличения государственных налогов и повинностей, результатом чего было дальнейшее обнищание тяглового населения страны.

      В 1646 г. были составлены переписные  книги (подворная перепись мужского  населения «тяглых» дворов с  указанием возраста и родственных  отношений). Они стали основой  при введении в 1679 г. подворной  системы налогообложения.

     Крайне тяжелое финансовое положение государства вынуждало его идти по пути увеличения прямых налогов.

     Помимо  поземельного налога, правительство  прибегало к чрезвычайным денежным  сборам – «пятинным деньгам», которые собирались с 1613 по 1644 г. семь раз. Сильно возрос  самый тяжелый прямой налог на содержание войска – «стрелецкие деньги».

     Увеличение  налогов вело к уменьшению  платежеспособности населения. Тогда  правительство боярина Морозова  пошло по пути введения косвенных  налогов, введя повышенный налог  на соль. Повышая цены на соль, правительство пошло на отмену наиболее тяжелых прямых налогов. Введение соляного налога еще более усилило недовольство тяглых людей. В 1647 г. этот налог был отменен.

Информация о работе Дворянская политика российских монархов