Екатерина II личность и государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:37, реферат

Описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать как личность Екатерины Великой помогает ей в управлении государством. Для этого необходимо:

-детство и юность Императрицы

-начало царствования

-реформы, проведенные Екатериной Великой

- итоги правления

- мнения современников.

Содержание

Введение……………………………………………………….… 3 стр.

I.Детство и юность будущей императрицы…..……………….. 5 стр.

II.Восшествие на престол и начало царствования………..…… 9 стр.

III.Царствование Екатерины II………………………………… 10 стр.

IV.Итоги царствования Екатерины Великой…………………. 14 стр.

Заключение……………………………………………………... 18 стр.

Список литературы……………………………………………. 20 стр.

Работа состоит из  1 файл

Екатерина 2 личность и гос деятель.docx

— 42.56 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Нижегородский Государственный  Лингвистический  Университет                им. Н.А.Добролюбова 
 
 
 

Реферат по истории отечества

Тема: «Екатерина II – личность и государственный деятель» 
 
 
 
 

                                                                                                                         Выполнил:

   студентка 1курса 

                                                                                                   группа  11МЗ

                                                                                                     Турканова И.В.

Проверила:

                                                                                                         Сенюткина О.Н.

                                                                                                                                 

Нижний  Новгород

2011 

                                                            Содержание

Введение……………………………………………………….… 3 стр.

I.Детство и юность будущей императрицы…..……………….. 5 стр.

II.Восшествие на престол и начало царствования………..…… 9 стр.

III.Царствование Екатерины II………………………………… 10 стр.

IV.Итоги царствования Екатерины Великой…………………. 14 стр.

Заключение……………………………………………………... 18 стр.

Список литературы……………………………………………. 20 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Ведение 

          «Золотой век» Екатерины Второй – один из интереснейших этапов российской истории. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», о в свершениях второй половины XVIII в. «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое» ( С.М. Соловьев). Суть происходивших перемен образно передал видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой в словах, обращенных к императрице: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». И в этом одна из основ той стабильности общества, которая отличала царствование Екатерины II. Как писал Н.М. Карамзин, следствием очищения самодержавия от «примесов тиранства» были «спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума».

            Цель моей работы заключается в том, чтобы показать как личность Екатерины Великой помогает ей в управлении государством. Для этого необходимо:

-детство и  юность Императрицы

-начало царствования

-реформы, проведенные  Екатериной Великой

- итоги правления

- мнения современников.

Только получив  ответы на все эти вопросы, возможно, проанализировать влияние личности Императрицы на управление.

     Исходя  из поставленных задач, моя работа имеет  следующую структуру: введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Детство и юность будущей императрицы. 

            Анхальт-Цербстская принцесса родилась 21 апреля 1729 года в Штеттине (Померания). По лютеранскому обычаю, девочку назвали в честь ее теток тройным именем София-Августа-Фредерика.

     Ни  мать, ни отец не замечали в своей  старшей дочери ни особых достоинств, ни большого ума, потому что она их не демонстрировала. До 15 лет  её   звали   Софья   Фредерика   Августа,  а   ребёнком родители  и друзья называли её Фике или Фикхен. Она выросла в скромной семье  незначительного принца, строгого протестанта  и отца, Екатерина получила некоторое  образование, увеличенное собственной  её наблюдательностью                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           и восприимчивостью. Уже тогда она своей живостью и способностями обращала на себя внимание наблюдательных лиц.

       Никто из её учителей и воспитателей  не отметил в ней особого  дарования или чего-либо необыкновенного.  Однако некоторые качества, характерные  и в будущем для Екатерины,  были ими тогда уже отмечены. Её воспитательница мадемуазель  Кардей жаловалась на некоторую  её своенравную строптивость  и недостаток почтения. Умная  француженка обратила также внимание  на привычку, характерную и для  юной принцессы, и для императрицы  – «слушать одно и думать  при этом о другом». Уже тогда проявились некоторые мужские черты её характера; как заметила её воспитательница, Фике особенно любила мальчишеские игры. К огорчению немецкого учителя музыки, она была не только совершенно немузыкальна, но и абсолютно не понимала музыку. Камеристка её матери, баронесса фон Принтцен, которая до отъезда принцессы постоянно её сопровождала и по праву могла утверждать, что знает её как никто другой, характеризовала её как «обычное явление», как молодую девушку «с серьезным, расчетливым, холодным рассудком», который, однако, «был далёк от всего выдающегося, блестящего, а также от всего того, что могло считаться заблуждением, чудачеством и легкомыслием».

       Её молодая, эгоцентричная и  слегка авантюристичная мать, как  считают позднейшие историки, на  благо дочери мало заботилась  о её воспитании и предоставляла  ей весьма много свободы. Так  что  четырнадцатилетняя дочь  прусского генерала и принцесса  никогда не воспитывалась для  той роли, которую она должна  была играть в громадной Российской  империи, но она оказалась неплохо  к этому подготовленной .Фике мечтала о короне ещё с 7 лет.

       Когда Екатерину с матерью  вызвали в Россию, для неё не  была секретом цель поездки,  и бойкая девочка сумела с  большим тактом сделать свои  первые шаги при русском дворе.  Отец написал ей в руководство  ряд правил благоразумной сдержанности  и скромности. Екатерина к этим  правилам присоединила свой собственный  такт и замечательное практическое  чутьё и обворожила Елизавету,  завоевала симпатии двора, а  затем и народа. Не старше 15-ти  лет, она вела себя лучше  и умнее, чем её руководительница  мать. Когда мать ссорилась и  сплетничала, дочь старалась приобрести  общее расположение. Она усердно  занялась русским языком и  православным вероучением. Блестящие  способности позволили ей оказать  в короткое время большие успехи, и при церемонии крещения она  так твёрдо прочла символ веры, что всех этим удивила. 

       Первая встреча с будущим супругом (троюродным братом) произошла в  замке епископа Любекского, где  принцесса услышала первые нелестные  отзывы о нем. Тетушки говорили, что этот одиннадцатилетний мальчик  «упрям и вспыльчив» и «уже  напивается с лакеями...»

       После объявления Петра наследником  русского престола, Король Фридрих  II раньше всех подумал о том,  что русскому двору вскоре  понадобится невеста. Ему нужна  была такая принцесса, которую  не жаль было бы отправить  в варварскую Россию, но которая  соблюдала бы его интересы. На Фике выбор пал потому, что он хорошо знал ее мать и был осведомлен о симпатиях Елизаветы к Голштинскому роду. Приглашение приехать в Россию пришло зимою 1744 и 10 января принцесса Фике с матерью тайно выехали в Россию

       Венчание состоялось через полтора  года, когда невесте было шестнадцать,  жениху - семнадцать. Обоим предстояло  стать русскими. Первые семь-восемь лет брак был формальным. За эти годы между ними возникло не только отчуждение, но и взаимная неприязнь. У Екатерины одна за другой следуют две беременности, окончившиеся неудачно, но в третий раз беременность протекает нормально и 20 сентября 1754 года Елизавета получает долгожданного внука. Очень долго общество волновал вопрос о том, кто же истинный отец ребенка - Петр Федорович или Сергей Салтыков, который был в это время любовником Екатерины. Ей не дали возможности стать настоящей матерью для своего сына, его унесли сразу же после рождения и за год показали всего три раза. Даже во время болезни, когда младенец едва не умер от молочницы, ее не допустили к нему.

        Не любя ни мужа, ни Елизаветы,  Екатерина тем не менее держала  себя в отношении их очень  хорошо. Она старалась исправлять  и покрывать все выходки мужа  и не жаловалась на него  никому. К Елизавете же она  относилась почтительно и как бы искала её                                                                                           одобрения. В придворной среде она искала популярности, находя для каждого ласковое слово, стараясь примениться к нравам двора, стараясь казаться чисто русской набожной женщиной. В то время, когда её муж оставался голштинцем и презирал русских, Екатерина желала перестать быть немкой и отказалась после смерти родителей от всяких прав на свой Ангальт-Цербст. Её ум и практическая осмотрительность заставляли окружающих видеть в ней большую силу, предугадывать за ней большое придворное влияние. И действительно, с годами Екатерина заняла при дворе видное положение; её знали с хорошей стороны даже в народной массе. Для всех она стала виднее и симпатичнее своего мужа.

        Екатерина была умна и наблюдательна  и рано сделала вывод, что  если нуждаешься в ком-то, то  полезнее замечать не слабые  стороны другого человека, чтобы  ими воспользоваться, а сильные,  чтобы на них опереться. В  отличие от «русских барынь»  она была трудолюбива, с удовольствием  сама себя обслуживала, например, стирала, варила себе кофе, могла  растопить камин, любила работать  в саду, искусно вышивала, иногда  занималась резьбой по слоновой  кости. Она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи и т.д. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Екатерина сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстейрше: полно ее учить, она и без того умна».

             Екатерина сознавала, что нравится мужчинам и сама была неравнодушна к их красоте и мужественности. «Я получила от природы великую чувствительность и наружность, если не прекрасную, то во всяком случае привлекательную. Я нравилась с первого раза и не употребляла для этого никакого искусства и прикрас». В первые годы своей женской жизни Екатерина вела себя очень сдержано. Возможно потому, что ее чувственность еще не пробудилась, возможно, ее сковывали моральные принципы, привитые воспитанием. Но так или иначе к тридцати годам женщина в ней начинает властно заявлять о себе. Она уже не может жить без любви, без мужского поклонения и сохранит эту потребность до последнего своего часа. «Человек не властен в своем сердце, он не может по произволу сжимать его в кулак и потом опять давать ему свободу» - оправдывалась она перед собой и перед потомками.  

Восшествие  на престол и начало царствования.

     В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III.

     Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен переворот в пользу Екатерины.

     28 июня 1762 от лица Екатерина II был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. И уже 29 июня 1762 Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако, среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина II  позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерины II . Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22 сентября 1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II  хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

Информация о работе Екатерина II личность и государственный деятель