Екатерина II личность и государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:37, реферат

Описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать как личность Екатерины Великой помогает ей в управлении государством. Для этого необходимо:

-детство и юность Императрицы

-начало царствования

-реформы, проведенные Екатериной Великой

- итоги правления

- мнения современников.

Содержание

Введение……………………………………………………….… 3 стр.

I.Детство и юность будущей императрицы…..……………….. 5 стр.

II.Восшествие на престол и начало царствования………..…… 9 стр.

III.Царствование Екатерины II………………………………… 10 стр.

IV.Итоги царствования Екатерины Великой…………………. 14 стр.

Заключение……………………………………………………... 18 стр.

Список литературы……………………………………………. 20 стр.

Работа состоит из  1 файл

Екатерина 2 личность и гос деятель.docx

— 42.56 Кб (Скачать документ)

      В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток ,предшествующего царствования, Екатерина II  проявила великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II  любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться. 
 
 
 

                    Царствование Екатерины II

                                                              «Любить мой народ и быть матерью

                                                                                                                                            его – обязанность  моя».

                                                                                                                    (Слова Императрицы  ЕкатериныII.)1 

       Еще проживая в Москве, после  Коронации, Императрица Екатерина  ознаменовала начало своего царствования  великим и добрым делом: она  основала так называемый Воспитательный  Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Не было и нет человека, который не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело.

       В Польше жило много православных. Древняя русская православная  страна, Белоруссия, была под властью  Польши. Православным людям во  всех этих местах жилось очень  тяжело. Католики употребляли все усилия, чтобы заставить православных принять их веру. Сначала польские священники склоняли их добровольно принять эту веру. Когда слова не действовали, обращались к грубой силе. Могла ли Государыня спокойно смотреть на все это? Конечно же, нет. И вот она решает, во что бы то ни стало, помочь православным, дать им возможность жить спокойно. Она избрала себе в помощь русского вельможу. Это был князь Репнин.  Он отличался большим умом и трудолюбием. Ему Государыня поручила все дело о православных в Польше и Белоруссии. Сама она постоянно давала Репнину указания, где и как поступить, и руководила им. Много было хлопот и огорчений, долго нельзя было добиться уступок от поляков. Но дело было сделано. Не в одном православном храме и доме вознесена была горячая молитва за Государыню. На неё только и надеялись, и она оправдала надежды!

1Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. – стр. 3

      

Больше  двух лет трудилась Императрица  над составлением «Наказа»1. Много она для этого читала, много беседовала с людьми, знающими дело, много присматривалась и наблюдала. Иностранцы хвалили Русскую Императрицу за ее ум и познания. Подданные с благоговением и радостью узнавали ее истинно человеколюбивые мысли, которые должны были войти в законы. В прежнее время наказания отличались большой суровостью. Императрица Екатерина требует смягчения их. Она говорит: «Любовь к отечеству, стыд, и страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений».2 В прежнее время допускались наказания, которые могли даже изуродовать человеческое тело. Императрица Екатерина потребовала отмены таких наказаний, говоря: «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить».3 Чтобы заставить обвиняемого сознаться в проступке, часто употребляли пытки. Императрица Екатерина считала пытку вредной и пожелала отменить ее. Она говорила, что слабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь бы избавится от мучений; а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается в преступлении и избегнет наказания.

Чтобы было удобнее управлять столь  большим государством, как Россия, она увеличила число губерний.  На  губернию  положено было не больше 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались из русских вельмож самой Императрицей. Они действовали по ее указам. Губернии делились на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе – высший суд. Обвиненный мог

1 «Наказ» - значит наставления, правила, которыми должны были руководствоваться депутаты, чтобы действовать согласно с видами Государыни. Но так как введение законов принадлежит только Государю, то комиссия должна была составить не само уложение, а его проект, иначе – план, предположения.

2 Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. – стр. 7

3 Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. – стр. 7

принести  жалобу и в Сенат. Государственные  доходы ведала Казенная Палата. Чтобы  удобнее было взносить подати, в  каждом уездном городе было открыто Казначейство. Дворянство было признано особым главным сословием. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство.  Дворяне  должны   были  нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане – заниматься торговлей и промышленностью.

       Из «Наказа» было видно, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространить всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещенный человек не пойдет на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. В Петербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Передают, что девочки этого училища не знали большей радости, чем принимать Государыню. Они спешили к ней навстречу, обнимали ее, лезли к ней на колени. Взаимно они получали чисто материнские ласки.

       Как истинно образованная женщина,  любившая просвещение и желавшая  его распространения, Императрица  Екатерина покровительствовала  всем писателям и ученым. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский ученый Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился при ней больших милостей.

В своих сочинениях Императрица Екатерина изображает пороки современного ей общества. Она осмеивает ханжество, суеверие, безделье, жестокое обращение с крестьянами, нежелание учиться. Делает это Императрица, желая исправить людей, заставить их избегать пороков, которые ей осмеиваются. Значит, в этих сочинениях Императрица Екатерина тоже имела в виду воспитание, только уже не детей, а взрослых, которые дурно воспитаны с детства и нуждались в исправлении.

       Главные войны, веденные Россией  в царствование Императрицы Екатерины,  были первая и вторая турецкие. Разорение Балты было сделано  без ведома русского правительства.  Не смотря на это, враги наши  стали кричать, что пролита  Турецкая кровь. Они уверяли,  что Россия сделала это умышленно,  и говорили, что Турция должна  отомстить. Русский посланник  в Константинополе был арестован.  Императрица Екатерина не желала  войны. Поэтому она предлагала  нетрудные условия. Она готова  была наказать разоривших Балту,  и требовала только, чтобы русский  посланник был освобожден от  ареста, и чтобы был наказан  визирь1 , арестовавший посланника. Но Султан был уверен в победе, и предложений не принял. Война была объявлена. Государыня сама начертала план войны и сама избрала полководцев. Эта первая турецкая война была очень долгая и очень трудная. Тянулась она почти шесть лет. Императрица Екатерина неусыпно следила за ее ходом.

       Екатерина часто говорила: «Без  причины я не начну войны». И это верно. Вступив на престол,  она тотчас отказалась от участия  в семилетней войне, в которой  раньше Россия помогала королю  Прусскому. И теперь Государыня  не желала войны, но ее объявили  Турки.      
 
 
 

1 Визирь – первый Министр в Турции, главнейшее лицо после Султана.

       Итоги царствования Екатерины Великой. 

      Оценивая правление Екатерины II, прежде всего следует сказать, что и внутренняя, и внешняя политика России в целом отвечала потребностям общества. Именно это и обеспечивало внутриполитическую стабильность екатерининского царствования.

       Последовательная, без резких колебаний  политика императрицы более импонировала  дворянству и городским состояниям. Введенные ею сословные суды, как и органы местного самоуправления, были поставлены под контроль  дворянства.  Екатерина осуществила  административную реформу, укрепившую  начала законности в управленческих  структурах. Качественно иным стало  при Екатерине II народное образование: к концу XVIII столетия в стране насчитывалось 193 народных училища, в которых обучалось около 14 тыс.    человек.     Этим      было      положено     начало    созданию    системы общеобразовательной школы.

       Царствование Екатерины II отмечено впечатляющими результатами во внешнеполитической сфере. Во всех своих практических действиях императрица исходила из убеждения, что «истинное величие империи состоит в том, чтобы быть великою и могущественною не в одном только месте, но во всех местах, всюду проявлять силу, деятельность и порядок». То прямо касалось и проводимого ею внешнеполитического курса страны. Здесь Екатерина была весьма «неподатливой»: «Дела свои поведет не иначе, как по своему   разумению»  и   никто «на свете не заставит ее поступить иначе, чем как она поступает».  Плоды твердой и последовательно проводившейся ею политики «защиты» национальных интересов Российской империи были таковы, что в ее время, как не без гордости говорил граф А.А. Безбородко,  ни  одна пушка в Европе не могла выстрелить без согласия на то России.

       За годы екатерининского правления  границы империи на западе  и юге в результате разделов  Польши и присоединения Крыма  существенно расширились. Значительно приросло население страны – с 23,2 млн (по третьей ревизии 1763 г.) до 37,4 млн (по пятой в 1796 г.). Только на отвоеванных у Турции и Польши землях проживало около 7 млн человек. Россия в 60-е гг. стала самой населенной страной в Европе: на ее долю приходилось до 20% населения всего Европейского континента. Несколько увеличилась и плотность населения – с 1,6 человека на 1 км2 в 1762 г. до 2,3 – в 1796 г. (понижала показатели плотности населения Сибирь, где на 1 км2 во второй половине XVIII в. Приходилось 0,1 человека).

       Что касается этнического состава  населения России, то вследствие  территориальной экспансии он  стал ещё более пестрым. При  этом в многонациональной империи  численность государствообразующей  нации неуклонно уменьшалась.  Если в 1762 г. русские составляли  чуть более 60%, то в 1795 г. –  уже менее 50%. Вторым по численности  народом были украинцы – около  15 и 20% соответственно. В составе  империи насчитывалось до 200 больших  и малых народов, различавшихся  по языку, религии, быту и  культуре.

      При Екатерине II впервые (1769) появились российские бумажные деньги – ассигнации, что потребовалось для покрытия расходов на войну с Турцией. Правда, весомость финансовых успехов правительства в этот период снижалась из-за растущей эмиссии ассигнаций, один рубль которых в 1796 г. равнялся 68 коп. серебром, а также вследствие того, что треть доходной части бюджета составлял так называемый «питейный сбор» - в царствование Екатерины этот сбор увеличен почти в 6 раз. Но все-таки сделать бюджет бездефицитным не удалось, и сумма оставленных ею государственных долгов превышала 200 млн руб., что равнялось доходу последних трех с половиной лет царствования. 

       Приобретенные в Северном Причерноморье  и Приазовье территории – целинные  плодородные степи, стимулируемые  интересами дворянства, осваивались скоро, и к концу столетия около одного миллиона человек обрабатывали благодатную пашню, занимались ремеслами и торговлей в городах Николаеве, Херсоне, Екатеринославе, Мариуполе, Севастополе и других, а также обслуживали российские торговые корабли на Черном море. Все это в первую очередь нужно поставить в заслугу Г.А. Потемкину, выдающемуся государственному деятелю.

        В XVIII в. Россия сохранила статус аграрной страны. В 1796 г. горожане составляли 2290 тыс. человек, или 6,3% всего населения. Причем с 1730 г. Отмечено увеличение абсолютной численности городского населения при снижении его доли в общем составе населения. В 1780г. в стране было 543 города, из них малых городов (с населением 5 тыс. человек) – 391, средних (от 5 до 25 тыс. человек) – 146, больших (свыше 25 тыс.) – 6. Основное население страны было сельским, большую его часть составляли помещичьи крестьяне.

        Из-за отсутствия конкретных количественных  показателей судить о реальных  результатах развития сельского  хозяйства затруднительно. Можно  лишь констатировать, что надежды,  возлагавшиеся на совершенствование  методов земледелия и скотоводства  посредством пропаганды достижений  агрономической науки со страниц  «Трудов» Вольного экономического  общества, не оправдались. 

Информация о работе Екатерина II личность и государственный деятель