Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:10, реферат

Описание

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.

Содержание

Введение - обоснование выбора темы
Приход к власти Екатерины II
"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
Губернская реформа
Судебная реформа
"Жалованная грамота дворянству"
Отношение к крепостному праву
"Жалованная грамота городам"
Другие труды по законодательству и праву
Развитие торговли и промышленности
Расширение народного образования
Организация врачебной помощи населению
Развитие русской науки
Русская литература
Двор Екатерины II
Влияние на взгляды императрицы Французской революции
Историческое значение деятельности Екатерины II (итоги политики просвещённого абсолютизма, сравнение с предыдущими правителями, влияние на судьбу России)
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

План реферата.docx

— 64.91 Кб (Скачать документ)

План реферата

Введение - обоснование выбора темы  
Приход к власти Екатерины II  
"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.  
Губернская реформа  
Судебная реформа  
"Жалованная грамота дворянству"  
Отношение к крепостному праву  
"Жалованная грамота городам"  
Другие труды по законодательству и праву  
Развитие торговли и промышленности  
Расширение народного образования  
Организация врачебной помощи населению  
Развитие русской науки  
Русская литература  
Двор Екатерины II  
Влияние на взгляды императрицы Французской революции  
Историческое значение деятельности Екатерины II (итоги политики просвещённого абсолютизма, сравнение с предыдущими правителями, влияние на судьбу России)  
Список литературы 

Введение

В ряду самодержцев Российской империи  много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная  деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в  целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни  в России, основной толчок которой  дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее  важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица  Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и  укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в  развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни  России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная  деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским  веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. 
Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому в своём реферате я хочу затронуть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия. 
Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное в России правлением Петра I, утвердило и идею строгой законности: для самого Петра I тот закон был наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля. Со временем, однако, в это понимание отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Такова была государственная идея нового, правового или "просвещённого" абсолютизма, ставшего основой модернизации в России во времена правления Екатерины II. Естественно, что при рассмотрении темы, в первую очередь, стоит опираться на рассмотрение реформ и законов, изданных императрицей с целью сформулировать и закрепить самые основные принципы организации государства и правовой политики. 
Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. 
"В первые три года царствования моего, - писала Екатерина II уже на склоне лет, - вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утверждённых. И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два года я и читала, и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней - как всех вообще, так и каждого особенно". 

Приход к власти Екатерины II

Екатерина II, до брака София Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине. Отец её, принц Христиан-Август Ангальт-Цербстский, состоял на прусской службе и был комендантом, а затем по назначению прусского короля Фридриха Великого - губернатором Штеттина. Женой принца Христиана стала урождённая Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская, происходившая из старинного герцогского дома. 
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. Из записок Екатерины известно, что родители дали ей образование - у неё в детстве была гувернантка и два учителя: капеллан и преподаватель чистописания; учили её и музыке. Благодаря своей гувернантке Екатерина II познакомилась с произведениями Расина, Корнеля, Мольера; учитель немецкого языка старался внушить ей любовь к немецкой литературе. Путешествуя с матерью, принцесса София в раннем детстве побывала в городах Брауншвейге, Цербсте, Гамбурге, киле и Берлине. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал её матери: "Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу её три короны". Принцесса Иоанна недоверчиво посмотрела на собеседника и почему-то рассердилась на дочь. 
Другая важная встреча произошла, когда Софии было уже десять лет: её познакомили с мальчиком по имени Пётр Ульрих. Спустя несколько лет его тётка Елизавета Петровна стала русской императрицей и, сослав маленького царя Иоанна Антоновича Брауншвейгского с родителями в Архангельскую губернию, выписала своего племянника в Россию, окрестила его в православную веру и назначила наследником престола под именем Петра Фёдоровича. Когда цесаревич вырос, императрица пожелала женить его и подыскивала ему невесту среди дочерей и сестёр европейских герцогов и принцев. Прусский король выдвинул первой кандидаткой принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, и она получила приглашение приехать в Россию на смотрины благодаря широким политическим связям матери Иоанны.  
9 февраля 1739 года мать с дочерью прибыли в Москву в сопровождении нескольких слуг, сохраняя строгое инкогнито. На территории России их встретила пышная и многочисленная свита, доставившая дорогие подарки от императрицы. В Петербурге София была представлена императрице. К принцессе вскоре приставили двух учителей: Симеона Полоцкого, для обучения её Закону Божию, и Ададурова, преподавателя русского языка. С необычайным упорством она учила русский, латынь; читала Тацита, Вольтера, Дидро. Елизавета Петровна благоволила к ней: подарила ей огромную сумму денег в личное пользование, отвела роскошные апартаменты и назначила к принцессе пышную свиту статс-дам и камергеров. Теперь София зажила с необыкновенной роскошью. Она наделала много долгов, отправляя деньги матери. Вскоре мать наследницы престола была выслана Елизаветой Петровной из России за участие в политических интригах. Императрица запретила Софии вести переписку с родными и выслала всех иностранцев, окружавших её, в Германию. После отъезда матери юная принцесса впервые испытала на себе переменчивый нрав Елизаветы, неуравновешенность жениха, пренебрежение и коварство окружающих. В 1745 году состоялась её свадьба с Петром Фёдоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя - великая княгиня Екатерина Алексеевна. Но счастья и уверенности в будущем у неё не было. Она часто ссорилась с мужем. Императрица, которой Екатерина внушала опасение своим честолюбием, мечтами о власти, окружила княгиню доносчиками и шпионами, боясь популярности Екатерины и дворцового переворота. Но Екатерина сумела купить шпионов Елизаветы, научившись от лакеев народным пословицам и выражениям, которыми так любила щеголять; эта народность сделала её потом популярной среди преображенцев и семёновцев.  
В 1754 году у Екатерины родился долгожданный сын - наследник Павел, а спустя некоторое время и дочь. Детей немедленно забрала под свою опеку императрица, полагая, что лишь она может воспитать их разумно и достойно. Екатерина перестала играть важную роль и была предоставлена сама себе. Но она не хотела быть в стороне от дел и, продолжая заниматься политикой, вела тайную переписку с немецким двором. Екатерина вела дневник, овладев русским языком, читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей и отцов Церкви. Под впечатлением от всего прочитанного и услышанного великая княгиня думала, что страна может стать могучей и богатой только в руках мудрого и просвещённого государя. О своём стремлении к такой власти она писала: "Я желаю только добра стране, куда Бог меня привёл; слава страны составляет мою собственную".  
В сравнении с капризной, стареющей императрицей, слабовольным и непредсказуемым в поступках Петром Федоровичем Екатерина много выигрывала во мнении большинства придворных; уже в то время она проявила себя государственным деятелем, укрепив авторитет безопасности Российского государства в глазах иностранных дипломатов. Елизавета оценила её твёрдый ум и гордость и часто прибегала к её советам в Европейской политике. И сам Пётр Фёдорович видел в ней свою опору, советуясь с ней в затруднительных случаях. Но в то же время по восшествии на престол после смерти Елизаветы он боялся авторитета жена. До Екатерины доходили слухи, что Пётр хочет избавиться от неё, заточив в монастырь, а их сына Павла объявив незаконнорожденным. Во время своего короткого правления Пётр провёл некоторые реформы по упразднению тайной канцелярии, изъятию владений у православного духовенства и отмене обязательной службы дворянства. 
Уже при Елизавете дворянство становится привилегированным классом, получив имущественные права, каких не имели другие общественные классы; освобождая его от личной государственной службы, Пётр III создаёт привилегии, чуждые другим классам. Таким образом, ко времени Екатерины II дворянство становится уже вполне привилегированным сословием. 
Несмотря на проведение достаточно важных мероприятий, политику Петра III отличала нерешительность и медлительность, непродуманность действий, что и погубило его. Деятельность Петра вызывала народное негодование, все хотели перемены на престоле и говорили об этом открыто. Пётр ко всему относился легко, что и помогло развитию заговора, созревшего при дворе и в гвардии. 
О существовании заговора знали самые высокопоставленные лица при дворе (генерал-прокурор Глебов, начальник полиции Корф, К. Разумовский, Н. Панин и другие), но они не предали заговорщиков. Они следили за развитием заговора. Екатерина в лице Г. Орлова и его четырёх братьев имела сильных приверженцев, которые завоевали ей симпатии всех гвардейских полков. Летом 1762 года в России был совершён дворцовый переворот в пользу Екатерины II. Гибель Петра Фёдоровича окончательно освободила ей дорогу к власти. 
Чтобы оправдать свой поступок, Екатерина выпускает Манифест, опубликованный 6 июля 1762 года, в котором она изложила программу своего будущего правления. В ней говорилось о том, что политика Петра была не православна и не национальна, что вступление Екатерины на престол "есть доказательство той истины, что где действуют нелицемерные сердца, там рука Божия предводительствует"2, и о "соблюдении православного закона, укреплении и защите Отечества, сохранении правосудия, искоренении зла и всяких неправд и притеснений". Екатерина II была провозглашена императрицей в Казанском соборе ранее, чем возникли толки о правах на престол её сына Павла. 
От своих предшественников - Елизаветы и Петра II - Екатерина наследовала много государственных проблем. Первые годы правления были для неё трудным временем. Сама она не знала текущих дел и не имела помощников. Екатерина прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудрённых жизнью сановников, служивших ещё Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. Расположение к тем и другим ей приходилось подкреплять подарками, высокими назначениями и титулами. 
Вступление Екатерины II на престол имеет много общего с вступлением на престол Елизаветы в 1741 году. Политика Екатерины была национальной и благоприятной дворянству, отличалась разумностью, гуманностью, использовала старые образцы правления, но и вела государство вперёд по определённой политической программе императрицы. В этом Екатерина II была противоположна своей предшественнице. 
В первые годы правления Екатерина употребляла все средства, чтобы приобрести доверие и любовь подданных. У неё действительно были опасения за свою власть. Возросло недовольство духовенства после её утверждения указа Петра III об изъятии церковных имуществ. Екатерина также утвердила манифест Петра Фёдоровича, освобождающий дворян от обязательной государственной службы. Упорно трудясь, императрица провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла своё личное положение во власти. 
В 1762 году в своём Манифесте Екатерина желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы"2. Поэтому она постаралась устранить дефекты в положении и деятельности Сената и постепенно свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность, которая всё более переходила к императрице. В 1763 году Сенат был разделён на шесть департаментов с определёнными полномочиями и компетенцией, как при Анне Иоанновне. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра. 
Все важнейшие мероприятия Екатерина проводила по своей личной инициативе и благодаря своему авторитету. Она искала средства поправить финансовое положение, занималась крестьянским вопросом. "Намерены мы помощников при их мнениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать"3. Екатерина II окончательно закрепостила крестьян, так как несмотря на свою верность идеалам Просвещения она предпочла угодить дворянству, не желая рисковать троном из-за его возмущения. Она запретила учить мужиков грамоте. До Екатерины нельзя было продать крестьян отдельно от земли, также была запрещена продажа членов одной семьи в розницу. Екатерина сама продавала крестьян и разрешила продавать их как угодно. Крестьянин стал называться в эпоху Екатерины рабом. Дворяне имели право продавать крестьян в рекруты и ссылать их в Сибирь без суда. "Конечно, раб не персона, - говорила Екатерина, - но всё-таки его надо и скотом признавать, а со скотами надо обращаться человеколюбиво". 
Начиная с Петра Великого, все преемники пытались создать новый законодательный кодекс, но эта задача ими не была решена. Екатерина серьёзно задумалась об обработке русского законодательства в строгую систему. Изучая положение дела в России, Екатерина желала познакомиться с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 году ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 году - в Остзейский край, в 1764 году проехала по Волге до Симбирска. Тогда же, в ноябре 1764 года, для покрытия бюджетного дефицита был повышен "соляной налог", отмена гетманства на Украине послужила ликвидацией автономии Украины. Екатерина II была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями.

"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно  работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст  будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне. 
К маю 1766 года был готов почти завершённый текст - в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили "Наказ", хотя и порекомендовали некоторые исправления. Исправления были учтены Екатериной при окончательной доработке текста летом 1766 года. Также она сделала некоторые сокращения в разделах о крепостном крестьянстве и церковной политике и прибавила две главы о городах и правах так называемого "среднего рода людей" (не дворян и не крестьян). Завершив свой труд, Екатерина решила созвать из представителей основных сословий тогдашней России особое Собрание по выработке свода новых законов, которое разработает это Собрание представителей. 
В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов. 
Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал. 
Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина II развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения). Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно" . Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии. 
В стране должны существовать подчинённые монарху "правительства" - учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем ходатайствовать о выявлении недостатков этих законов. Особым учреждением с особыми правами был Сенат, существовавший в России ещё во времена Петра I. На Сенат возлагались функции конституционного контроля за действиями других властей "сходственно с законами, во основании положенными, и с государственными установлениями". 
Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны "предохранять безопасность каждого особого гражданина". Все равны перед государственным законом, что и провозглашалось в "Наказе": "Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам". Чрезмерное же понимание равенства, стремление к стиранию различий между бедными и богатыми, между разными чинами и званиями, "когда всяк хочет быть равный тому, который законом поставлен был над ним начальником" - это "умствование" разума, гибельное для общества. Законы должны сохранять и "вольность" гражданина, которая, однако, заключается в том, "чтоб делать всё, что кому угодно". В правильном государстве "вольность" есть право делать то, что "законы дозволяют". 
Главы 6 и 7 в общей форме фиксировали правила построения такого законодательства, где "вольность" граждан уживалась бы с самодержавным правлением.  
Следуя мысли Монтескье, "Наказ" отмечал, что законы в обществе связаны со многими факторами: верой, климатом, политикой правительства, правами. Всё это формирует исходное "народное умствование". Правильные законы должны следовать этому духу народа. "Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу". Если народ делает что-либо без принуждения, значит, делает это охотно и хорошо - в этом главное правило лучшей государственной политики. Однако в "Наказе" отмечалось, что не всегда самые полезнейшие дела и разумные меры находят ответ в народных умах. Такое острое противоречие между властью и осознанными потребностями нации следует решать путём всемирного просвещения. "Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить". 
Главы 9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы законодательства в сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина. И так как суд действует в реальном сословном обществе, то в нём гарантии судебной справедливости должны заключаться в участии выборных представителей от сословий в рассмотрении дел. 
Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно. 
Последние, 19 и 20 главы "Наказа" устанавливали некоторые правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, запрещались не предусмотренные законом суды. 
Правительство придавало "Наказу" особое значение. Однако сама работа Комиссии Уложения затягивалось. Путаница, несовершенство организации Комиссии создавали препятствие для успешного ведения дела. Наряду с неумелой постановкой самих задач другим препятствием к успеху дела являлось смешение подготовительных работ с прямой обязанностью. В конце 1767 года Комиссию перевели в Петербург, где её деятельность также ничего не достигла. В конце 1768 года члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Екатерина понимала неуспех дела и, оценив обстановку, распустила общее собрание, оставив некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года. Но и они работали немногим лучше. Таким образом, вследствие отсутствия подготовительных работ, непрактичности и неопределённости внешней организации дела и практического неумения руководителей Комиссия Уложения была упразднена. 
Несмотря на полную неудачу Комиссии, она всё-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины II. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 гг. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как сословий, так и отдельно избранных ими лиц о предметах, интересовавших императрицу, были высказаны. Был собран огромный фактический материал, отразивший картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, равенстве всех подданных перед лицом Закона. Комиссия показала, что именно надо исправить и к чему нужно приложить эти принципы. После роспуска Комиссии Уложения Екатерина II начала собственную разработку серии законодательных актов, составивших реформу "просвещённого абсолютизма", основой для которой стали принципы и правила ранее изданного "Наказа". Особенно важное значение имела реформа местного самоуправления.

Губернская реформа

Губернские  учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории  местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный  документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое  административно-территориальное деление, были внесены большие изменения  местного управления. Эта система  просуществовала почти столетие. 
Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором. Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на 10-12 уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по 300-400 тысяч и по 20-30 тысяч человек соответственно. 
С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована. Слабость прошлой местной власти проявлялась в её неспособности собственными силами подавить антиправительственные выступления. Это убедительно доказали события московского "чумного бунта" 1771 г. (широкого выступления, вызванного строгостями карантина), а особенно восстание Пугачёва. Теперь в распоряжении центральной власти находились многочисленные административные учреждения, любое вооружённое выступление встретило бы скорый и жестокий отпор. 
Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору. 
В каждом уездном городе находились: нижний земский суд (ведал делами уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (судебное место для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе).

Судебная реформа

Очень сложно было судоустройство. Впервые  в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый  от неё. Деятельность новых органов  приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали  участие местные жители. Новые  суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения  и для тех крестьян, которые  не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам  помещик). Главная роль в этой новой  судебной системе принадлежала помещикам. Каждые три года все уездные дворяне  должны были съезжаться в центральный  город уезда, чтобы выбирать из своей  среды местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей  в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого  уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда. 
Судебная реформа отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь "разгрузили" от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел. 
Вследствие областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Появились 216 новых городов за счёт упразднения автономии окраин (в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь, упразднено казачье самоуправление на Дону, ликвидирована автономия Эстляндии и Лифляндии). 
Таковы были главные меры, предпринятые Екатериной II относительно управления государством. В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.

"Жалованная грамота дворянству"

В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней  подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне Иоанновне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости. При Петре III с дворян была снята служебная повинность и они получили некоторые личные права. 
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство до 1785 года не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, которая давала дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Каждые три года для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплочённым обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. 
Так как большое число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредотачивалось в руках дворянства. Дворянство из своих родов поставляло главных деятелей в центральные управления. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городских магистратов) стала управляться дворянством: вверху оно действовало в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В "Учреждениях для управления губерниями" организация, данная дворянству, и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В изданной 21 апреля 1785 года Жалованной грамоте дворянству начала сословного самоуправления рассматриваются уже как сословные привилегии наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве, и в ней было добавлено признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года был завершён процесс сложения и повышения дворянского сословия. 
При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным". 
К таким результатам пришло дворянство к концу XVIII века. Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков.

Информация о работе Екатерина II