Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:10, реферат
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Введение - обоснование выбора темы
Приход к власти Екатерины II
"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
Губернская реформа
Судебная реформа
"Жалованная грамота дворянству"
Отношение к крепостному праву
"Жалованная грамота городам"
Другие труды по законодательству и праву
Развитие торговли и промышленности
Расширение народного образования
Организация врачебной помощи населению
Развитие русской науки
Русская литература
Двор Екатерины II
Влияние на взгляды императрицы Французской революции
Историческое значение деятельности Екатерины II (итоги политики просвещённого абсолютизма, сравнение с предыдущими правителями, влияние на судьбу России)
Список литературы
Отношение к крепостному праву
Какие
бы свободолюбивые идеи ни исповедовала
Екатерина II, как бы ни было велико её
желание искоренить в России "крепостное
рабство", пойти на радикальные
меры она не решалась. Императрица
понимала, что тем самым противопоставит
себя опоре трона - дворянству, не готовому
поступиться собственными привилегиями.
Она пыталась действовать окольными
путями и предложила членам российского
Вольного экономического общество публично
обсудить положение крестьян, надеясь
заставить своих подданных хотя
бы осознать политическую опасность
и аморальность крестьянского права.
Екатерина допустила обсуждение
этого вопроса не только в правительственных
кругах, но и в сфере общественной
жизни. Таким образом, именно в век
Екатерины общественная мысль обратилась
к теоретическому обсуждению крепостного
права.
Екатерина предпринимала более решительные
меры и на практике. Она запретила свободным
людям и отпущенным на волю крестьянам
вновь вступать в крепостную зависимость.
По её распоряжению для вновь учреждённых
городов правительство выкупало крепостных
крестьян и обращало их в горожан. Дети
крепостных, принятые на государственное
попечение в воспитательные дома, становились
свободными. Екатерина готовила указ,
согласно которому дети крепостных, родившиеся
после 1785 года, считались вольными. Мечтала
она осуществить и другой проект - он привёл
бы к постепенному освобождению крестьян
при переходе имений из одних рук в другие.
Но опубликован этот проект не был, так
как императрица опасалась дворянского
недовольства. Кроме того, при всём своём
свободолюбии и пристрастии к республиканским
идеалам Екатерина II никогда не собиралась
ограничивать государственную власть
монарха: она рассчитывала на те огромные
возможности, которые предоставляли ей
положение самодержицы для проведения
в стране реформ, и совсем не желала рисковать
троном из-за возмущения дворянства, которое
было бы лишено своего главного богатства
- крепостных крестьян.
"Жалованная грамота городам"
Одновременно
с Жалованной грамотой дворянству была
издана Грамота на права и выгоды
городам Российской империи или
Жалованная грамота городам. Подобно
дворянскому, городское общество рассматривалось
как юридическое лицо, пользующееся корпоративными
правами, главным из которых являлось
право самоуправления. Его первичным органом
было городское собрание, избиравшее городского
главу и представителей судебных учреждений.
Распорядительным органом сословного
самоуправления становилась общая городская
дума, собиравшаяся раз в три года. В ней
были представлены городской голова и
так называемые гласные (депутаты) от шести
разрядов городского населения ("настоящих
городовых обывателей", то есть владельцев
недвижимой собственности в черте города);
купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников;
русских и иностранных специалистов; "именитых
граждан" - большой группы лиц, отслуживших
по выборам, коммерсантов, интеллигенции,
посадских. В промежутке между собраниями
городской думы её функции передавались
исполнительному органу - шестигласной
думе, включавшей по одному гласному от
каждого разряда населения. По сравнению
с дворянским самоуправлением выборные
городские органы имели гораздо меньше
прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической
опеке.
Сопоставление всех трёх документов (Жалованной
грамоты дворянству, Жалованной грамоты
городам и неопубликованной Жалованной
грамоты государственным крестьянам)
позволяет считать, что императрица не
столько стремилась поддержать то или
иное сословие, сколько заботилась об
усилении государства, основой которого
были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского
типа. Именно при Екатерине II начинает
складываться гражданское общество, основанное
на усилении сословий.
Другие труды по законодательству и праву
Важную
роль в формировании гражданского общества
Российской империи играли и другие
труды по законодательству и праву,
разработанные Екатериной II в 1770-1780
годах. В 1777 году по инициативе императрицы,
переданной через Вольтера, и на
её деньги научное общество в Берне
объявило конкурс на проект лучшего
кодекса "просвещённого времени".
Не предполагая участвовать в
конкурсе, но побуждённая своей затеей,
Екатерина взялась за разработку
собственного Уголовного уложения. Она
детально изучила петровское законодательство,
составила для себя много тематических
выписок из Уложения 1649 года, Воинских
артикулов, Морского устава (основных
источников уголовных законов в действовавшем
праве). Но своё уложение императрица задумала
построить по правилам "Наказа". Это
означало, что жестокие наказания должны
быть отменены, что наказание должно быть
соразмерно содеянному, что оно должно
не только обеспечивать интересы общества,
но и исправлять преступника. Вообще императрица
отчётливо сознавала, что сокращение преступности
весьма мало зависит от мягкости или жестокости
уголовной репрессии. "Буде предлежит
в деле избрать между кротостью и строгостью,
да изберут кротость, наипаче в уголовном
наказании или казни, - напишет она в позднем
проекте, оставшемся в рукописях. - Смертная
казнь совершенно недостаточна остановить
преступление - следовательно излишня;
разве в таком случае, где все иные способы
не суть достаточны для предупреждения
законного исполнения, сохранения всеобщего
покоя и собственности"1. А в проекте
Уголовного уложения она записала: "Чтоб
наказание воздержало прочих людей от
преступления, надлежит, чтоб наказание
не превосходило преступление, и для того
казнь, ссылка и вечное заключение не должно
употребить инако, как тогда, когда преступник
числом преступлений или поступков, более
или менее тягостных, признан за неисправимого".
Проект Уголовного уложения не был доработан.
Тогда же Екатерина II занялась другими
проектами: о переустройстве тюрем, об
изменении розыскного порядка. Из Уложения
вырос только небольшой указ 1781 года об
изменении ответственности за разные
виды воровства. Одновременно Екатерина
составила обширный устав благочиния,
обнародованный в 1782 году. В Уставе были
определены принципы реформирования учреждений
полиции в стране, новые задачи полицейских
учреждений - не только по розыску преступников
и охране порядка, но и по регулированию
вообще социальной жизни в городах. Устав
включил и Уголовный кодекс (поскольку
в полномочия было внесено право не только
отдавать под суд, но и самой определять
наказания за малозначительные преступления).
Развитие торговли и промышленности
Из
отдельных мероприятий
В ноябре 1775 года для развития торговли
и промышленности был издан Манифест о
свободе заведения промышленных предприятий
("станов"), объявлена свобода предпринимательства.
Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей,
освобождались от подушной подати и платили
сбор в один процент с капитала; освободиться
от рекрутской повинности представитель
купеческого сословия мог заплатив 360
рублей. Также в 1775 году императрицей был
принят льготный таможенный тариф для
черноморских портов и отменены промышленные
и торговые монополии. Освоение южной
России сделало возможной торговлю зерном
на Чёрном море; в России закладывались
новые города, была построена военно-морская
база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые
Екатериной в экономической политике
России, способствовали расширению экспорта
и совершенствованию различных отраслей
промышленности.
Расширение народного
К
важным результатам деятельности правительства
"просвещённого абсолютизма" относятся
меры, предпринятые Екатериной II относительно
народного образования. С Петра I
образование в России носило практический
характер - усвоение знаний для потребностей
деятельной службы государству и
непосредственно для применения
в жизни, быту. Екатерина II в своём
"Наказе" первая заговорила о воспитательном
значении образования и стала затем
заботиться об учреждении различных воспитательных
заведений. Для того чтобы воспитать русское
общество, Екатерина лучшим средством
считала "произвести сперва способом
воспитания, так сказать, новую породу
или новых отцов и матерей", нравственно
совершенных. Эта "порода людей" должна
была вырасти в воспитательных училищах
под надзором опытных педагогов, в полном
разобщении с семьёй и обществом. Таким
воспитательным училищем являлся, в первую
очередь, воспитательный дом в Москве
И. И. Бецкого. В правилах Дома было записано,
что "все воспитанные в сём доме обоего
пола, и дети их, и потомки… останутся
вольными…". Сам Бецкой внимательно
следил за тем, чтобы дети, переданные
на воспитание в деревни, не попали в крепостную
зависимость. Образование в Московском
воспитательном доме финансировалось
членами императорской фамилии, дворянами.
Дому приносили прибыль принадлежащие
ему харчевни, кузницы, мельницы, сдававшиеся
внаём, а также находившиеся на его территории
частные дома, пивоварни, харчевни, бани,
перевоз и пристань на Москва-реке. Среди
доходов Дома были не только деньги. Например,
Дому был подарен замечательный кабинет
истории; из кладовых Кремлёвского дворца
и Академии художеств музею и библиотеке
Воспитательного дома были переданы картины,
скульптуры, иконы, книги.
Для детей, воспитывавшихся в крестьянских
семьях, Дом организовывал обучение грамоте
и арифметике. Если они заболевали, их
отправляли лечиться в больницы дома.
Усыновлять воспитанников позволялось
лишь бездетным государственным крестьянам
в том случае, если у них было свидетельство
о хорошем поведении и они могли содержать
питомца. Заранее оговаривалось условие,
что, если в семье появлялись родные дети,
приёмыш должен был иметь равные с ними
права.
Детей, возвращённых из деревень в Дом
для обучения ремёслам, с восьмилетнего
возраста отдавали на воспитание мастерам
- мальчиков на шестнадцать, а девочек
на двенадцать лет. Воспитанники становилась
садоводами, лесоводами, фельдшерами.
Получившие технические специальности
работали на столичных заводах.
При основании Дома в 1763 году ему были
переданы каменные корпуса, оставшиеся
после пожара бывшего императорского
Слободского дворца в Москве. Их перестроили
и разместили там ремесленное училище
с шестилетним сроком обучения, где преподавали
алгебру, тригонометрию, практическую
механику, физику, химию и черчение. После
окончания обучения и трёх лет практики
выпускники получали аттестаты учёных
мастеров, мастеров или подмастерьев.
Воспитательный Дом в Москве впоследствии
оказал огромное влияние на развитие различных
отраслей российской промышленности.
Помимо воспитанников Дома, становившихся
крестьянами и мастерами промышленных
предприятий, особо выделялась группа
детей, обладавших большими способностями
к наукам и искусствам. После обучения
в Доме они становились домашними учителями,
бухгалтерами или письмоводителями. Наиболее
способные поступали в университеты или
Медико-хирургическую академию, чтобы
продолжить образование.
В самом Доме учредили мужской и женский
институты для воспитания и образования
сирот чиновников и военнослужащих. Позднее
мужской институт был преобразован в Сиротский
кадетский корпус, а женский - в Александровский,
а потом в Николаевский сиротский институт,
где готовили домашних наставниц, получавших
дипломы Московского университета, а также
домашних учительниц с правом обучения
началам наук, языков, искусств и преподавания
в гимназии. Выпускники Дома, начавшие
работать, ещё в течение шести лет продолжали
получать от него пособие. Воспитательный
дом гарантировал своим питомцам заботу
и поддержку в течение всей их жизни. Потеряв
работу, заболев или оказавшись на пороге
одинокой старости, бывшие воспитанники
имели право возвратиться в Дом, быть там
на содержании и иметь отдельную комнату.
Благотворительная деятельность И. И.
Бецкого не осталась незамеченной: указом
императрицы Екатерины II он был произведён
в действительные тайные советники, а
сенат наградил его большой золотой медалью
"За любовь к отечеству". Деятельность
Бецкого и его соратников нашла отклик
в сердцах людей разного общественного
положения и материального достатка, и
в городах России их стараниями стали
создаваться воспитательные дома и детские
приюты, институты, кадетские корпуса.
В соответствии с "Генеральным учреждением
о воспитании обоего пола юношества"
И. И. Бецкого были открыты училище при
Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот
благородных девиц (1764 г.) с отделениями
для мещанских девиц, коммерческое училище
(1772 г.)
Среди созданных Бецким учебно-воспитательных
заведений одно имело особое значение
в истории русской школы и просвещения
- это Общество благородных девиц (Смольный
монастырь, или смольный институт). Оно
положило начало женскому среднему образованию
в России. Воспитанницы делились на четыре
возраста: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 лет. Каждому возрасту
соответствовали платья своего цвета:
коричневого, голубого, сероватого и белого.
Приём в первый класс производился раз
в три года. Учебная программа включала
русский и иностранные языки, арифметику,
географию, историю, стихотворство, геральдику,
архитектуру, рисование, музыку и танцы.
Давали девушкам и некоторые знания в
области домашней экономии.
Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные
заведения охватывали слишком малое количество
детей. В 1782 году для проведения более
масштабной школьной реформы была образована
Комиссия об учреждении училищ. Основные
документы и план реформы были разработаны
австрийским педагогом Ф. И. Янковичем,
который хорошо знал русский язык. По этому
плану в губернских городах возникают
главные, а в уездных - малые народные училища.
Эти училища являлись всесословными и
содержались за счёт государства. В малых
училищах изучались чтение, письмо, чистописание,
арифметика, катехизис, а в главных - Закон
Божий, русский язык, география, история,
естественная история, геометрия, архитектура,
механика и физика, иностранный язык. В
Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове
при содействии государыни и попечении
общественности предполагалось учредить
университеты.
Главной заслугой Екатерины II в области
просветительских преобразований можно
считать первый опыт создания в России
системы общего начального образования,
не ограниченного сословными преградами
(за исключением крепостных крестьян).
Значение этой реформы очень высоко, ведь
речь шла о создании общероссийской системы
образовательной школы.
Организация врачебной помощи населению
Примечательно
и то, что при Екатерине II организация
врачебной помощи населению возлагалась
на власти. Заботы о народном здоровье
и гигиене вызвали при
Развитие русской науки
Большой
шаг вперёд делает русская наука.
В 1783 году была основана особая Российская
академия для изучения языка и
литературы. Существовавшая с петровских
времён Академия наук за 1768-1774 годы провела
пять географических экспедиций, которые
внесли ценный вклад в изучение географии
страны. Академия наук начала публикацию
русских летописей, вышли в свет
двадцать пять томов древних русских
документов. В 1765 году возникает Вольное
экономическое общество, предназначенное
для популяризации передовых
агрономических знаний и содействия
помещичьему
Книга, журнал, газета становятся элементом
повседневного быта всё большего числа
людей. В Петербурге была открыта первая
в России публичная библиотека. Книготорговцы
начинают открывать при лавках платные
библиотеки. К концу 80-х годов существовало
пятнадцать государственных библиотек,
растёт число частных книжных собраний.
Положительные изменения произошли и
в организации научно-исследовательской
работы. В 1783 году директором Российской
академии наук была назначена княгиня
Е. Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности
на административном поприще. За двенадцать
лет её пребывания на этом посту были приведены
в порядок академическое хозяйство и академические
учебные заведения, налажена работа общедоступных
курсов по основным отраслям наук, активизировалась
издательская деятельность Академии.
Так, было предпринято первое издание
сочинений Ломоносова, основаны два периодических
издания - литературно-художественный
и исторический журнал "Собеседник
любителей российского слова" и "Новые
ежемесячные сочинения". Данное учреждение,
собравшее выдающихся писателей и учёных,
было задумано как гуманитарный научный
центр, специализирующийся главным образом
на изучении русского языка, упорядочении
его грамматики, стилистики и произношения.
В русле решения этой задачи был подготовлен
шеститомный "Словарь Российской Академии",
содержавший объяснение 43 тысяч слов русского
языка.
Русская литература
Развитие
шло и в русской литературе.
Во второй трети XVIII века в России складывается
первое литературное направление - классицизм.
Российский классицизм формировался,
с одной стороны, под влиянием
всеобъемлющих преобразований первой
четверти XVIII века, а с другой - идеологии
европейского Просвещения. Условия
формирования определили и наиболее
характерные черты нового направления:
культ государственной власти, проповедь
ценности государственного служения,
вера в творческие силы разума.
К середине XVIII века относится зарождение
просветительства - прогрессивной антифеодальной
идеологии, связанной с отрицательной
оценкой крепостного права, отстаиванием
интересов широких масс народа, последовательной
защитой просвещения и всесторонней европеизации
России. Основоположником просветительского
направления в России был М. В. Ломоносов
(1711 - 1765 гг.). Выходец из поморских крестьян,
одолевший трудный путь к вершинам знания,
Ломоносов добивался доступности образования
- вплоть до университетского - для всех
сословий. В меру своих возможностей он
пытался обратить внимание властей на
положение податных сословий в государстве.
Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал
на просвещённый абсолютизм. Идеалом государственной
деятельности для него являлись реформы
первой четверти XVIII века, а образцом просвещённого
монарха - Пётр I, которого он сравнивал
с богом.
Русская литература второй половины XVIII
века была отмечена поисками идейно-эстетических
систем, наиболее соответствующих возросшей
общественной роли художественного слова.
Система классицизма с её жёсткими канонами
и частой подменой настоящего предмета
изображения должным или желательным
уже перестала удовлетворять многих авторов.
Ломка законов классицизма заметно проявилась
в жанре комедии (например, комедии А. П.
Сумарокова и Д. И. Фонвизина). В конце XVIII
века в русской литературе складывалось
новое направление - сентиментализм, который
обращался к внутреннему миру человека,
его психологии и переживаниям (наивысшее
развитие получил в творчестве Н. М. Карамзина).
Художественная литература оказывалась
тесно связанной с общественными идеями
века Просвещения. Все ни выросли на благодатной
почве идей европейской философии Просвещения
и рационализма, по-разному трактуя и переосмысливая
их. Общей для всех мыслителей этого периода
являлась идея медленного, постепенного
развития. Но принципиально различались
точки зрения на последовательность мер
призванных привести к созданию нового,
справедливого устройства общества. Сторонники
умеренного направления считали, что сначала
следует заняться просвещением подданных,
их воспитанием и таким образом подготовить
к обретению свободы. Приверженцы демократического
направления предлагали начать с отмены
правителем крепостного состояния своих
подданных, а уже затем просвещать и воспитывать
их.
Автором и выразителем официальной охранительной
идеологии стала сама Екатерина II. В основу
её теоретических построений легли идеи
Ш. Монтескье, автора знаменитого сочинения
"О духе законов". Просвещённая императрица
воспринимала государство как высшую
ценность и видела в заботе о его процветании
главную цель мудрого правителя и каждого
отдельного подданного. Благо государства
вбирало в себя всю совокупность личных
прав и свобод всех подданных и становилось
"всеобщим благом".
Считая себя наследницей и продолжательницей
дела Петра I, Екатерина II внимательно
изучала и анализировала его реформаторскую
деятельность. Главную заслугу первого
российского императора она видела в превращении
России в мощную европейскую державу.
В то же время, озабоченная идеалом справедливого
законодателя, центральным в концепции
просвещённого абсолютизма, Екатерина
II негативно оценивала жестокость тех
методов, к которым прибегал Пётр I, создавая
регулярное государство, а также некоторую
непоследовательность и неспешность преобразований.
Принципиально важным во взглядах императрицы
являлось её убеждение, что стабилизация
государственного порядка возможна лишь
путём постепенной правовой модернизации,
осуществляемой самодержавной властью,
и путём регулирования всех сторон общественной
жизни.
Екатерина II эволюционировала в своих
взглядах на историческую роль и значение
самодержавия, законотворчества, крепостного
права. На первый план в её воззрениях
постепенно выдвинулась мысль об особой
исторической миссии русского народа,
о его превосходстве над другими народами.
Став с годами истинной патриоткой, Екатерина
II пришла к убеждению, что России нет необходимости
заимствовать что-либо у Запада. Напротив,
Европе следует во многом брать пример
с России.
Эти идеи особой исторической миссии русского
народа, идеи естественных прав человека,
свободы и равенства развивала и зарождающаяся
"разночинная" интеллигенция. Всё
более заметные очертания приобретал
процесс формирования русской национальной
культуры, вбирающей в себя достижения
и традиции культуры, созданной многовековой
деятельностью народа, всех его слоёв,
но в первую очередь - крестьянства, и новой
культуры, творившейся, главным образом,
образованными слоями общества.