Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:18, контрольная работа
Большинство российских государынь восходивших на престол не задумывались о своей политической ответственности: наследие Петра I было для них большей частью пустым звуком. Самодержавно управляя придворными, царицы позволяли своим фаворитам или в лучшем случае лояльным им администраторам от их имени управлять страной.
Тем удивительнее, что Екатерина II, не имевшая никаких прав на российский престол, но в 1762 году преступным путем пришедшая к власти, стала единственной, кого с полным правом можно назвать продолжительницей традиций Петра I.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………………………………5
Глава 2…………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………… ..27
Выступление намеривались осуществить накануне объявления войны Дании: таким путем Петр III надеялся вернуть свои владения в Шлезвиге. Первоначально план переворота подразумевал арест и отречение императора от престола с последующем заключением его в Шлиссельбургскоую крепость. Однако неожиданный арест одного из заговорщиков заставил Орловых начать активные действия раньше.
В ночь на 28 ноября Алексей Орлов
с группой гвардейцев отправился
в Петергоф и ранним утром вывез
Екатерину Алексеевну в столицу.
Она двинулась расположение Измайловского
и Семеновских гвардейских
Между тем, Петр III, обнаружив исчезновение жены из Петергофа, не подозревал о том, что происходит в столице. Только в конце дня по совету престарелого фельдмаршала Миниха император решился отправится в Кронштадт. Но было уже поздно: известие о перевороте дошло до кронштадского гарнизона, и он перешел на сторону Екатерины II.
28 июня императрица, одетая в
мундир капитана
Чтобы оправдать свой поступок, Екатерина
выпускает Манифест, опубликованный
6 июля 1762 года, в котором она изложила
программу своего будущего правления.
В ней говорилось о том, что
политика Петра была не православна
и не национальна, что вступление
Екатерины на престол "есть доказательство
той истины, что где действуют
нелицемерные сердца, там рука Божия
предводительствует", и о "соблюдении
православного закона, укреплении и
защите Отечества, сохранении правосудия,
искоренении зла и всяких неправд
и притеснений".
От своих предшественников - Елизаветы
и Петра II - Екатерина наследовала много
государственных проблем. Первые годы
правления были для неё трудным временем.
Сама она не знала текущих дел и не имела
помощников. Екатерина прилагала все усилия,
чтобы не оттолкнуть как влиятельных,
умудрённых жизнью сановников, служивших
ещё Елизавете Петровне, так и молодых
своих соратников, которые рвались к управлению
государством, не имея опыта и знаний.
Расположение к тем и другим ей приходилось
подкреплять подарками, высокими назначениями
и титулами.
Вступление Екатерины II на престол имеет
много общего с вступлением на престол
Елизаветы в 1741 году. Политика Екатерины
была национальной и благоприятной дворянству,
отличалась разумностью, гуманностью,
использовала старые образцы правления,
но и вела государство вперёд по определённой
политической программе императрицы.
В этом Екатерина II была противоположна
своей предшественнице.
В первые годы правления Екатерина употребляла
все средства, чтобы приобрести доверие
и любовь подданных. У неё действительно
были опасения за свою власть. Возросло
недовольство духовенства после её утверждения
указа Петра III об изъятии церковных имуществ.
Екатерина также утвердила манифест Петра
Фёдоровича, освобождающий дворян от обязательной
государственной службы. Упорно трудясь,
императрица провела первые годы своего
царствования в том, что знакомилась с
Россией и с положением дел, подбирала
советников и укрепляла своё личное положение
во власти.
В 1762 году в своём Манифесте Екатерина
желала, чтобы "каждое государственное
место имело свои законы и пределы".
Поэтому она постаралась устранить дефекты
в положении и деятельности Сената и постепенно
свела его на степень центрального административно-судебного
учреждения, воспретив ему законодательную
деятельность, которая всё более переходила
к императрице. В 1763 году Сенат был разделён
на шесть департаментов с определёнными
полномочиями и компетенцией, как при
Анне Иоанновне. Сенатская реформа улучшила
управление страной из центра.
Все важнейшие мероприятия Екатерина
проводила по своей личной инициативе
и благодаря своему авторитету. Она искала
средства поправить финансовое положение,
занималась крестьянским вопросом. "Намерены
мы помощников при их мнениях и владениях
ненарушимо сохранять, а крестьян в должном
им повиновении содержать". Екатерина
II окончательно закрепостила крестьян,
так как несмотря на свою верность идеалам
Просвещения она предпочла угодить дворянству,
не желая рисковать троном из-за его возмущения.
Она запретила учить мужиков грамоте.
До Екатерины нельзя было продать крестьян
отдельно от земли, также была запрещена
продажа членов одной семьи в розницу.
Екатерина сама продавала крестьян и разрешила
продавать их как угодно. Крестьянин стал
называться в эпоху Екатерины рабом. Дворяне
имели право продавать крестьян в рекруты
и ссылать их в Сибирь без суда. "Конечно,
раб не персона, - говорила Екатерина, -
но всё-таки его надо и скотом признавать,
а со скотами надо обращаться человеколюбиво".
Начиная с Петра Великого, все преемники
пытались создать новый законодательный
кодекс, но эта задача ими не была решена.
Екатерина серьёзно задумалась об обработке
русского законодательства в строгую
систему. Изучая положение дела в России,
Екатерина желала познакомиться с самой
Россией. Она предприняла ряд поездок
по государству: в 1763 году ездила из Москвы
в Ростов и Ярославль, в 1764 году - в Остзейский
край, в 1764 году проехала по Волге до Симбирска.
Тогда же, в ноябре 1764 года, для покрытия
бюджетного дефицита был повышен "соляной
налог", отмена гетманства на Украине
послужила ликвидацией автономии Украины.
Екатерина II была первая государыня, которая
предпринимала путешествия по России
с правительственными целями.
Глава 2.
Правление и реформы Екатерины II.
Уложенная комиссия и «Наказ» Екатерины II
Предпринятые в 1763 году реформы показались Екатерине II неудачными. Она решила, как некоторые из ее предшественников на троне, обратиться к обществу, созвать комиссию из депутатов, выбранных народом во всех губерниях, и поручить этой комиссии разработку необходимых стране законов. При этом Екатерина II чувствовала потребность в некоем обобщающем теоретическом документе, который осмыслял бы все необходимые перемены и предназначался для этой Комиссии. И она засела за работу. Наказ Комиссии для сочинения нового Уложения, написанный самой императрицей в 1764—1766 годах, представлял собой талантливую компиляцию из работ французских и английских правоведов и философов. В основу сочинения были положены идеи Ш. Монтескье, Ч. Беккариа, Э. Люзака и других французских просветителей.
Почти сразу же в Наказе утверждается, что для России с ее пространствами и особенностями народа никакой иной формы, кроме самодержавия, быть не может. При этом провозглашалось, что государь должен править в соответствии с законами, что законы должны опираться на принципы разума, здравого смысла, что они должны нести в себе добро и общественную пользу и что все граждане должны быть равны перед законом. Там же было выражено первое в России определение свободы: «право все то делать, что законы дозволяют». Впервые в России провозглашалось право преступника на защиту, сказано было о презумпции невиновности, о недопустимости пыток и о допущении смертной казни лишь в особых случаях. В Наказе сказано, что право собственности должно быть защищено законом, что подданных нужно воспитывать в духе законов, христианской любви.
В Наказе были провозглашены такие идеи, которые были новыми в тогдашней России, хотя теперь они кажутся простыми, известными, но, увы, подчас не исполняемыми и до сих пор: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам»; «Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют»; «Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою закона»; «Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные»; «Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись». И хотя в Наказе не говорилось о необходимости отмены крепостного права, мысль о естественном праве людей на свободу от рождения в Наказе проведена довольно отчетливо. Вообще же, некоторые идеи Наказа – произведения, написанного самодержицей, были необыкновенно смелы и вызвали восторг многих передовых людей.
Реформируемая по идеям Екатерины
II система государственных
Наказ не стал официальным документом, законом, но его влияние на законодательство было значительным, так как это была программа, которую Екатерина II хотела бы воплотить в жизнь.
В Европе Наказ принес Екатерине
II славу либерального правителя, и
во Франции Наказ был даже запрещен.
Наказ, как уже сказано, был предназначен
для созванной со всей страны Комиссии
для сочинения Уложения. Именно в
ее деятельности первоначально предполагалось
реализовать идеи Наказа. Нельзя сказать,
что сама мысль о Комиссии была
особенно новой. Такие комиссии почти
непрерывно существовали в течение
XVIII века. Они рассматривали
Однако созданная Уложенная
комиссия не имела особого успеха.
Дискуссии часто выливались в
ссоры. Выступавшие, заботясь о своем
сословии, часто не думали об общем
деле. Одним словом, депутаты были не
в состоянии преодолеть разногласия
и искать согласие ради выработки
общих принципов, на которых бы и
строились законы. Проработав полтора
года, Комиссия не утвердила ни одного
закона. В конце 1768 года, воспользовавшись
началом войны с Турцией, Екатерина
II распустила Комиссию. Однако ее материалы
императрица-законодательница долгие
годы широко использовала в своей
работе. Комиссия так и не приняла
нового Уложения. Возможно, причина
неудачи крылась в организации
работы Комиссии, точнее – в отсутствии
рабочей атмосферы, которую было
трудно создать в таком грандиозном
и пестром собрании представителей
разных социальных, региональных и
национальных групп делегатов, раздираемых
противоречиями. Да и собравшиеся
в Кремле законодатели не были подготовлены
к сложной работе. Возможно, что
и вообще для таких универсальных
сводов законов прошло время. Нужна
была уже иная, целостная система
правовых кодексов, которые объединяла
бы одна генеральная идея. По этому
пути и пошла Екатерина II. Подготовка
к работе Уложенной комиссии и
сама работа ее, ничем не закончившаяся,
оказали Екатерине II большую услугу:
дали пищу для законодательной работы
самой императрице, которая с
тех пор профессионально
Губернская реформа
Губернские учреждения императрицы
Екатерины II составили целую эпоху
в истории местного управления России.
В 1775 году вышел в свет обширный законодательный
документ "Учреждение для управления
губерний". В соответствии с этим
документом вступило в силу новое
административно-
Все вновь образованные губернии и уезды
получили единообразное устройство, основанное
на строгом разделении административных,
финансовых и судебных дел. Во главе губернии
стоял назначаемый правительством губернатор
со своим заместителем - вице-губернатором.
Иногда две или три губернии объединялись
под управлением наместника - генерал-губернатора.
Страна была разделена на 50 губерний; провинции
были упразднены, каждая губерния делилась
на 10-12 уездов. В основе такого деления
лежал принцип численности податного
населения. Для губерний и уездов было
установлено определённое количество
жителей: по 300-400 тысяч и по 20-30 тысяч человек
соответственно.
С изменением границ прежних административных
территорий возникли новые уездные и губернские
центры. Система местной власти была реорганизована.
Слабость прошлой местной власти проявлялась
в её неспособности собственными силами
подавить антиправительственные выступления.
Это убедительно доказали события московского
"чумного бунта" 1771 г. (широкого выступления,
вызванного строгостями карантина), а
особенно восстание Пугачёва. Теперь в
распоряжении центральной власти находились
многочисленные административные учреждения,
любое вооружённое выступление встретило
бы скорый и жестокий отпор.
Екатерина II выработала свои положения
о губерниях, стремясь, в первую очередь,
увеличить силы администрации, разграничить
ведомства и привлечь к управлению земские
элементы. В каждом губернском городе
были установлены: губернские правления
во главе с губернатором (имело административный
характер, представляло правительственную
власть и являлось ревизором всего управления),
уголовная и гражданская палаты (высшие
органы суда в губернии), казённая палата
(орган финансового управления), верхний
земской суд (судебное место для дворянских
тяжб и для суда над дворянами), губернский
магистрат (судебное место для лиц городского
сословия по искам и тяжбам на них), верхняя
расправа (судебное место для одноверцев
и государственных крестьян), приказ общественного
призрения для устройства школ, богаделен
и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный
характер и считались сословными, но реально
вся власть принадлежала губернатору.
В каждом уездном городе находились: нижний
земский суд (ведал делами уездной полиции
и администрации, состоял из исправника
и заседателей), уездный суд (для дворян,
подчинялся Верхнему земскому суду), городской
магистрат (судебное место для горожан,
подчинялось губернскому магистрату),
нижняя расправа (суд для государственных
крестьян, подчинялся верхней расправе).
Судебная реформа
Очень сложно было судоустройство. Впервые
в России появился суд, отделённый от
исполнительной власти, хотя и зависимый
от неё. Деятельность новых органов
приобрела черты
Судебная реформа отнюдь не означала ослабления
мощной и разветвлённой системы центрального
управления: её лишь "разгрузили"
от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам,
мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно.
Таким образом, реформа 1775 года сделала
большой шаг вперёд в разделении административных,
судебных и финансовых дел.
Вследствие областной реформы был усилен
полицейско-дворянский надзор за населением,
увеличено число чиновников. Появились
216 новых городов за счёт упразднения автономии
окраин (в 1775 г. была уничтожена Запорожская
Сечь, упразднено казачье самоуправление
на Дону, ликвидирована автономия Эстляндии
и Лифляндии).
Таковы были главные меры, предпринятые
Екатериной II относительно управления
государством. В результате императрица
усилила состав администрации, правильно
распределила ведомства между органами
управления и дала широкое участие земству
в новых учреждениях. Но недостатком местного
учреждения 1775 г. явилась прежняя система
в центральном управлении, обязанность
руководства и общего наблюдения. За исключением
двух учреждений (совестного суда и приказа
общественного призрения) все остальные
были органами какого-либо одного сословия.
Самоуправление получило строго сословный
характер: оно не было нововведением для
горожан, но было крупной реформой для
дворянства.
"Жалованная грамота дворянству"
В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную
грамоту дворянству и в ней
подтвердила все его права, полученные
от прежних государей, наделив новыми.
При Петре I дворянин обладал обязанностью
бессрочной службы и правом личного
землевладения, причём это право
принадлежало ему не исключительно
и не вполне. При императрице Анне
Иоанновне дворянин облегчил свою государственную
службу и увеличил землевладельческие
права. При Елизавете он достиг первых
сословных привилегий в сфере
имущественных прав и положил
начало сословной замкнутости. При
Петре III с дворян была снята служебная
повинность и они получили некоторые
личные права.
Становясь привилегированным и обособленным
сословием, дворянство до 1785 года не имело
ещё сословной организации, а с уничтожением
обязательной службы могло потерять и
служебную организацию Учреждения 1775
года, которая давала дворянству самоуправление
и внутреннюю организацию. Каждые три
года для избрания должностных лиц дворяне
должны были съезжаться всем уездом, избирали
уездного предводителя, капитана-исправника
и заседателей в различные учреждения.
Дворянство каждого уезда становилось
целым сплочённым обществом и через своих
представителей управляло всеми делами
уезда; и полиция, и администрация находились
в руках дворянского учреждения (нижний
земский суд). По своему сословному положению
дворяне становились с 1775 года не только
землевладельцами уезда, но и его администраторами.
Так как большое число чиновников принадлежало
к дворянству, то не только уездное, но
и губернское управление вообще сосредотачивалось
в руках дворянства. Дворянство из своих
родов поставляло главных деятелей в центральные
управления. Таким образом, с 1775 года вся
Россия от высших до низших ступеней управления
(кроме разве городских магистратов) стала
управляться дворянством: вверху оно действовало
в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей
дворянских самоуправляющихся обществ.
Такое значение имели для дворянства реформы
1775 года, они дали ему сословную организацию
и первенствующее административное значение
в стране. В "Учреждениях для управления
губерниями" организация, данная дворянству,
и её влияние на местное самоуправление
рассматриваются как факты, созданные
в интересах государственного управления,
а не сословий. В изданной 21 апреля 1785 года
Жалованной грамоте дворянству начала
сословного самоуправления рассматриваются
уже как сословные привилегии наряду со
всеми правами и льготами, какие дворяне
имели раньше. Таким образом, Жалованная
грамота 1785 года явилась подтверждением
закона о дворянстве, и в ней было добавлено
признание дворянства уже не одного уезда,
но и целой губернии за отдельное общество
с характером юридического. Грамотой 1785
года был завершён процесс сложения и
повышения дворянского сословия.
При Екатерине II дворянин стал членом
губернской дворянской корпорации, привилегированной
и державшей в своих руках местное самоуправление.
Грамота 1785 года установила, что дворянин
не может иначе, как по суду, лишиться своего
звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался
от податей и телесных наказаний, владел
как неотъемлемой собственностью всем,
что находилось в его имении, освобождался
окончательно от обязательной прежде
государственной службы, но не мог принимать
участие в выборах на дворянские должности,
если не имел офицерского чина. Лишение
дворянского достоинства могло производиться
лишь по решению Сената с высочайшим утверждением.
Имения осуждённых дворян не подлежали
конфискации. Дворянство отныне именовалось
"благородным".
К таким результатам пришло дворянство
к концу XVIII века. Политика императрицы
дала дворянскому сословию исключительные
личные права, широкое право сословного
самоуправления и сильное влияние на местное
управление. Эти привилегии дворянства
способствовали дальнейшему закрепощению
крестьян, ограничению их прав и усилению
над ними господства помещиков.