Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:18, контрольная работа
Большинство российских государынь восходивших на престол не задумывались о своей политической ответственности: наследие Петра I было для них большей частью пустым звуком. Самодержавно управляя придворными, царицы позволяли своим фаворитам или в лучшем случае лояльным им администраторам от их имени управлять страной.
Тем удивительнее, что Екатерина II, не имевшая никаких прав на российский престол, но в 1762 году преступным путем пришедшая к власти, стала единственной, кого с полным правом можно назвать продолжительницей традиций Петра I.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………………………………5
Глава 2…………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………… ..27
Отношение к крепостному праву
Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала
Екатерина II, как бы ни было велико её
желание искоренить в России "крепостное
рабство", пойти на радикальные
меры она не решалась. Императрица
понимала, что тем самым противопоставит
себя опоре трона - дворянству, не готовому
поступиться собственными привилегиями.
Она пыталась действовать окольными
путями и предложила членам российского
Вольного экономического общество публично
обсудить положение крестьян, надеясь
заставить своих подданных хотя
бы осознать политическую опасность
и аморальность крестьянского права.
Екатерина допустила обсуждение
этого вопроса не только в правительственных
кругах, но и в сфере общественной
жизни. Таким образом, именно в век
Екатерины общественная мысль обратилась
к теоретическому обсуждению крепостного
права.
Екатерина предпринимала более решительные
меры и на практике. Она запретила свободным
людям и отпущенным на волю крестьянам
вновь вступать в крепостную зависимость.
По её распоряжению для вновь учреждённых
городов правительство выкупало крепостных
крестьян и обращало их в горожан. Дети
крепостных, принятые на государственное
попечение в воспитательные дома, становились
свободными. Екатерина готовила указ,
согласно которому дети крепостных, родившиеся
после 1785 года, считались вольными. Мечтала
она осуществить и другой проект - он привёл
бы к постепенному освобождению крестьян
при переходе имений из одних рук в другие.
Но опубликован этот проект не был, так
как императрица опасалась дворянского
недовольства. Кроме того, при всём своём
свободолюбии и пристрастии к республиканским
идеалам Екатерина II никогда не собиралась
ограничивать государственную власть
монарха: она рассчитывала на те огромные
возможности, которые предоставляли ей
положение самодержицы для проведения
в стране реформ, и совсем не желала рисковать
троном из-за возмущения дворянства, которое
было бы лишено своего главного богатства
- крепостных крестьян.
"Жалованная грамота городам"
Одновременно с Жалованной грамотой
дворянству была издана Грамота на
права и выгоды городам Российской
империи или Жалованная грамота
городам. Подобно дворянскому, городское
общество рассматривалось как
Сопоставление всех трёх документов (Жалованной
грамоты дворянству, Жалованной грамоты
городам и неопубликованной Жалованной
грамоты государственным крестьянам)
позволяет считать, что императрица не
столько стремилась поддержать то или
иное сословие, сколько заботилась об
усилении государства, основой которого
были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского
типа. Именно при Екатерине II начинает
складываться гражданское общество, основанное
на усилении сословий.
Развитие торговли и промышленности
Из отдельных мероприятий
В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.
Вместе с тем историки невысоко
оценивают успехи в области образования
и науки. А.Труайя указывает, что
работа академии строилась в основном
не на выращивании собственных
В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.
Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».
Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.
Екатерина считала себя «философом
на троне» и благосклонно относилась
к эпохе Просвещения, состояла в переписке сВольтером, Дидро, д'Аламбером
Вместе с тем, многие историки указывают
на односторонний характер такого покровительства
со стороны Екатерины. Деньгами и
наградами щедро одаривались
в основном иностранные деятели
науки и культуры, которые разносили
за рубежом славу о Екатерине
II. Особенно разителен контраст в
отношении отечественных
Как отмечает Н. И. Павленко, «поэт Г. Р. Державин за всю жизнь службы при дворе получил
лишь 300 душ крестьян, две золотые табакерки
и 500 руб.» (хотя являлся не только литератором,
но и чиновником, выполнявшим различные
поручения), в то время как иностранные
писатели, ничего особенного не делая,
получали от неё целые состояния. В то
же время, хорошо известно, какую «награду»
получил от неё ряд русских писателей Радищев, Новиков, Кр
Как пишет К.Валишевский, Екатерина окружила себя «посредственностями из иностранных художников» (Бромптон, Кениг и др.), бросив на произвол судьбы талантливых русских художников и скульпторов. Граверу Скородумову, изучавшему свое искусство во Франции и выписанному Екатериной оттуда в 1782 г., не нашлось работы при дворе её величества, и он был вынужден работать в качестве плотника или подмастерья. Скульптор Шубин и художник Лосенко не получали заказов от императрицы и её придворных и пребывали в нищете; Лосенко с отчаяния отдался пьянству. Зато когда он умер, и выяснилось, что он был великим художником, пишет историк, Екатерина «охотно присоединила его апофеоз к своему величию». «В общем, национальное искусство, — заключает Валишевский, — обязано Екатерине только несколькими моделями Эрмитажа, послужившими для изучения и подражания русским художникам. Но, кроме этих моделей, она не дала ему ничего: даже куска хлеба».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При Екатерине II Россия вошла в союз европейских государств. Расположение России искали все без исключения властители, страна вышла по всем желанным морям, расцвела в искусстве, покрылась сетью школ.
Время Екатерины стало
не только золотым веком
Желая преуспеть везде, она ничего не забывала. Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастье, свободу.
Она легко прощала
и ни кому не питала злобы.
Она любила искусство и
Список используемой литературы.