Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:18, контрольная работа

Описание

Большинство российских государынь восходивших на престол не задумывались о своей политической ответственности: наследие Петра I было для них большей частью пустым звуком. Самодержавно управляя придворными, царицы позволяли своим фаворитам или в лучшем случае лояльным им администраторам от их имени управлять страной.
Тем удивительнее, что Екатерина II, не имевшая никаких прав на российский престол, но в 1762 году преступным путем пришедшая к власти, стала единственной, кого с полным правом можно назвать продолжительницей традиций Петра I.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………………………………5
Глава 2…………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………… ..27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.03 Кб (Скачать документ)

 

Отношение к крепостному  праву

Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные  меры она не решалась. Императрица  понимала, что тем самым противопоставит  себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными  путями и предложила членам российского  Вольного экономического общество публично обсудить положение крестьян, надеясь  заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность  и аморальность крестьянского права. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных  кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век  Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного  права. 
Екатерина предпринимала более решительные меры и на практике. Она запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 года, считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект - он привёл бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект не был, так как императрица опасалась дворянского недовольства. Кроме того, при всём своём свободолюбии и пристрастии к республиканским идеалам Екатерина II никогда не собиралась ограничивать государственную власть монарха: она рассчитывала на те огромные возможности, которые предоставляли ей положение самодержицы для проведения в стране реформ, и совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян.

"Жалованная грамота  городам"

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота  городам. Подобно дворянскому, городское  общество рассматривалось как юридическое  лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право  самоуправления. Его первичным органом  было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская  дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской  голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых  обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному  органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда  населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские  органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической  опеке. 
Сопоставление всех трёх документов (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.

Развитие торговли и  промышленности

Из отдельных мероприятий просвещённого  правительства Екатерины II выделяется также покровительство императрицы  русской торговле, доказательством  чего является Жалованная грамота городам 1785 года. На таком отношении Екатерины  к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы  от западноевропейских идей. В этом её экономическая политика существенно  отличалась от политики предыдущих царствований. С Петра I в России над торговлей  и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного  класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила самые органы контроля - Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала  развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что  очень помогло торговле. Желая  лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заёмный  банк с большим капиталом. В ноябре 1775 года для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий ("станов"), объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 рублей. Также в 1775 году императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.

Образование, наука, здравоохранение

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

Вместе с тем историки невысоко оценивают успехи в области образования  и науки. А.Труайя указывает, что  работа академии строилась в основном не на выращивании собственных кадров, а на приглашении именитых зарубежных ученых (Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер  и др.), однако «пребывание всех этих ученых в Петербургской академии наук не обогатило сокровищницу человеческих знаний». Об этом же пишет В. О. Ключевский, ссылаясь на свидетельство современника Манштейна. То же относится к образованию. Как пишет В. О. Ключевский, при учреждении Московского университета в 1755 г. в нём числилось 100 студентов, а спустя 30 лет — лишь 82. Многие студенты не могли сдать экзамены и получить диплом: так, за все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома, то есть не сдал экзамены. Учёба была организована плохо (обучение велось на французском или на латыни), а дворяне шли учиться весьма неохотно. Такой же недобор студентов был в двух морских академиях, которые не могли набрать даже 250 учеников, положенных по штату.

В губерниях были приказы общественного  призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала  такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала  приобретать характер государственных  мероприятий, непосредственно входивших  в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины  были созданы форпосты, размещённые  не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был  создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

Развивались новые для России направления  медицины: были открыты больницы для  лечения сифилиса, психиатрические  больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных  трудов по вопросам медицины.

Развитие культуры и искусства

Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке сВольтером, Дидро, д'Аламбером. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи. Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.

Вместе с тем, многие историки указывают  на односторонний характер такого покровительства  со стороны Екатерины. Деньгами и  наградами щедро одаривались  в основном иностранные деятели  науки и культуры, которые разносили  за рубежом славу о Екатерине II. Особенно разителен контраст в  отношении отечественных художников, скульпторов и литераторов. «Екатерина не оказывает им поддержки, — пишет А.Труайя, — и проявляет к ним чувство, среднее между снисходительностью и презрением. Живя в России, Фальконе возмущался грубостью царицы по отношению к отличному художнику Лосенко. „Бедняга, униженный, без куска хлеба, хотел уехать из Санкт-Петербурга и приходил ко мне изливать свое горе“, — пишет он. Путешествовавший по России Фортиа де Пилес удивляется, что Её величество допускает, чтобы талантливый скульптор Шубин ютился в тесной каморке, не имея ни моделей, ни учеников, ни официальных заказов. За все свое царствование Екатерина сделала заказ или дала субсидии очень немногим русским художникам, зато не скупилась на закупки произведений иностранных авторов».

Как отмечает Н. И. Павленко, «поэт Г. Р. Державин за всю жизнь службы при дворе получил лишь 300 душ крестьян, две золотые табакерки и 500 руб.» (хотя являлся не только литератором, но и чиновником, выполнявшим различные поручения), в то время как иностранные писатели, ничего особенного не делая, получали от неё целые состояния. В то же время, хорошо известно, какую «награду» получил от неё ряд русских писателей Радищев, Новиков, Кречетов, Княжнин, которые были репрессированы, а их произведения — запрещены и сожжены.

Как пишет К.Валишевский, Екатерина  окружила себя «посредственностями  из иностранных художников» (Бромптон, Кениг и др.), бросив на произвол судьбы талантливых русских художников и скульпторов. Граверу Скородумову, изучавшему свое искусство во Франции  и выписанному Екатериной оттуда в 1782 г., не нашлось работы при дворе её величества, и он был вынужден работать в качестве плотника или подмастерья. Скульптор Шубин и художник Лосенко не получали заказов от императрицы и её придворных и пребывали в нищете; Лосенко с отчаяния отдался пьянству. Зато когда он умер, и выяснилось, что он был великим художником, пишет историк, Екатерина «охотно присоединила его апофеоз к своему величию». «В общем, национальное искусство, — заключает Валишевский, — обязано Екатерине только несколькими моделями Эрмитажа, послужившими для изучения и подражания русским художникам. Но, кроме этих моделей, она не дала ему ничего: даже куска хлеба».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При Екатерине II Россия вошла в союз европейских государств. Расположение России искали все без исключения властители, страна вышла по всем желанным морям, расцвела в искусстве, покрылась сетью школ.

 Время Екатерины стало  не только золотым веком русской  государственности, но и расцветом  искусств и наук в России. Екатерина  никогда не повышала голос  на своих слуг, в отличии от  других императоров. Запретила  своей знати избивать холопов.

 Желая преуспеть везде, она ничего не забывала. Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастье, свободу.

 Она легко прощала  и ни кому не питала злобы.  Она любила искусство и обожала  на людях. "Все годы ее правления  Екатерины были золотыми"-так  говорят многие историки. Екатерина  осталась в народной памяти  сияющей звездой эпохи, по праву  называемой екатерининской. Ни до, ни после Екатерины не было  в России XVIII века правителя сильнее, умнее и блистательнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

    1. 100 человек, которые изменили ход истории. Выпуск №97. Екатерина II. - изд. ООО «Де Агостини» 2009.
    2. Екатерина II. Записки. - Азбука-классики, Спб. 2010.
    3. Екатерина Великая. Вольпе М. - АСТ, Москва 2008
    4. Екатерина Великая . Роундинг В. - АСТ, Москва 2010

 


Информация о работе Екатерина II