Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:25, контрольная работа
XVIII в. - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и
монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1. Просвященный абсолютизм Екатерины II……………..............4
1.1. Внешняя политика и дипломатия.....................................................6
1.2. Власть и управление..........................................................................10
1.3. Крестьяне и крепостное право..........................................................15
1.4. Наука и культура...............................................................................17
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................19
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................20
4. ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................21
которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось
остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года.
К числу новых дипломатических приемов следует отнести и приглашение
иностранных дипломатов к участию в поездках императрицы по России, -
например, в 1785 г. для осмотра водного пути из Балтийского моря на Волгу и
в 1787г.- в Крым.
В момент вступления на престол Екатерины II русской дипломатии
предстояло в первую очередь принять меры к восстановлению международного
престижа России, расшатанного за время правления Петра III выходом из
Семилетней войны и резким переходом от союза с Австрией к союзу с Пруссией.
В позиции, которую заняла Екатерина II в отношении участников Семилетней
войны, сказалось новое направление международной политики России. Новый
внешнеполитический курс заключался в том, чтобы Россия могла следовать
своей собственной системе, согласно с ее истинными интересами, не находясь
постоянно в
зависимости от желаний иностранного
двора.
-9-
Таким
образом, русская дипломатия эпохи
Екатерины в основном разрешила задачи,
унаследованные ею от XVII века; закреплены
были достижения Петра Великого
в Прибалтике; воссоединены земли населенные
родственными русскому народу белорусами
и украинцами. Россия стала твердой ногой
на Черном море. Наконец, Россия
завоевала решающий голос в делах общеевропейских.
-10-
Чтобы сгладить впечатление от захвата престола Екатерине надо было
стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор
предшественнику, поправляя то, что им было испорчено. Петр III оскорбил ее
национальное чувство; Екатерина должна была действовать усиленно в
национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее
правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое
должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в
Манифесте Екатерины.
Так, популярная деятельность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-
дворянскому направлениям. Не будучи в состоянии согласить противоречивые
задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в пользу остальных, Екатерина
разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной
деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во
внешней политике, которой был дан полный ход. Предпринята была широкая
реформа областного управления и суда по планам передовых публицистов
Западной Европы, но главным образом с целью занять праздное дворянство и
укрепить его положение в государстве и обществе.
По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие
над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это
елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем дворе
Петра III, Непременный совет при Екатерине II. Последняя реформировала
Сенат в 1763 году, прежде единое учреждение разделили на шесть
департаментов,
каждый из которых ведал определенным
кругом дел. Сильно возросла роль
генерал-прокурора - он теперь не только
наблюдал за работой Сената. Но
самостоятельно решал сенатские дела.
Екатерина назначила на эту должность
князя А.А. Вяземского, известного
своей честностью и неподкупностью.
-11-
Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое
выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Ею стали управлять президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малой России. Тем и другим Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева, выдающегося полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.
Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Цель в созыве уложенной комиссии видна из слов самой Екатерины в «Манифесте о созыве уложенной
комиссии и выборе депутатов»: «... начали сами готовить наказ, по которому
должны поступать те, кому от нас повелено будет сочинить проект нового
Уложенья. И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь счастливым и
довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольствие может на сей
земле простираться, для того дабы лучше нам узнать было можно нужды и
чувствительные недостатки нашего народа, повелеваем прислать ... в
первостоличный наш город Москву депутатов».
Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения
важнейших вопросов законодательства Екатерина написала «Наказ» Уложенной
комиссии. Это политико-философское произведение стола своеобразной компиляцией текстов Монтескье (книга «Дух законов»), итальянского
криминалиста Беккариа («О преступлениях и наказаниях»), Бильфельда,
Юсти и других европейских просветителей. Достаточно сказать, что из 507
статей «Наказа» тексты 408 статей были взяты у этих просветителей
(294 заимствованы у Монтескье), причем на первый план выдвигалось
обоснование самодержавно-крепостнического строя в России. Книгу Монтескье
Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. Широко
воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против
остатков средневекового уголовного процесса с его пытками и подобными
судебными доказательствами, проводившим новый взгляд на вменяемость
преступлений. Самая обширная Х глава «Наказа» «об обряде криминального суда»
почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108).
-12-
Сенат разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и местным. Читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-
просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-
ремесленного населения, государственных крестьян, казаков. Послали своих
депутатов также коллегии, Сенат и Синод. Крепостные крестьяне и
духовенство представителей не получили.
В 20 главах «Наказ» говорит о самодержавной власти в России, о
подчиненных органах управления, о хранилище законов (Сенате), о состоянии
всех в государстве живущих (о равенстве и свободе граждан). «Наказ»
возвещал, что равенство граждан состоит в том, что все подчинены были
одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая
свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют,
но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть. Идеи просвещения находили отклик у части дворян и у депутатов разных
сословий. Кроме того, созыв комиссии Давал Екатерине II возможность
выяснить позиции и требования привилегированных и полупривилегированных
сословий, способствовали укреплению народных иллюзий о «добром царе».
Каждому депутату избиратели вручали наказ с изложением своих нужд и
пожеланий.
Необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После
Соборного уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и
Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре Первом, в
самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по подготовке текста
нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов
для законодательной работы высказывали публицисты и авторы проектов :
Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы составлялись списки депутатов.
Наконец, в конце
июля 1767 г., созвали Комиссию.
-13-
В декабре 1767 года заседания Комиссии в Москве прекратились и она
была переведена в Петербург, где 18 февраля 1768 года в Зимнем дворце
возобновила свою работы чтением и обсуждением законов о юстиции. Вообще при
работе комиссии плана занятий установлено не было, предметы назначались
случайно, вопросы сменялись неисчерпанные. Постепенно, с расширением поля
обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей к общим вопросам
государственного порядка.
В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на
сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего
положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое
оформление полного
бесправия крепостного
предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности
крестьянской войны.
Одной из главных форм решения этих задач стала перестройка органов
власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян
как в деревне, так и в городе. Исключительную важность в этом отношении
имели «Учреждения для управления губерний» 1775г., разработанные и изданные
сразу после разгрома Крестьянской войны 1773-1775г.г. Этот акт вносил важные изменения в структуру и функции правительственных учреждений в
губернии и уезде, устанавливая единый принцип территориально-
административного деления страны исходя из численности податного населения.
До реформы 1775 года губернаторы, провинциальные, уездные воеводы и их канцелярии осуществляли одновременно административные, судебные и