Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:25, контрольная работа

Описание

XVIII в. - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и
монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы, как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1. Просвященный абсолютизм Екатерины II……………..............4
1.1. Внешняя политика и дипломатия.....................................................6
1.2. Власть и управление..........................................................................10
1.3. Крестьяне и крепостное право..........................................................15
1.4. Наука и культура...............................................................................17
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................19
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................20
4. ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................21

Работа состоит из  1 файл

Екатерина II.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей  удалось

остановить печатание  книги Рюльера о перевороте 1762 года.

       К числу новых  дипломатических приемов следует отнести и  приглашение

иностранных дипломатов к  участию  в  поездках  императрицы  по  России,   -

например, в 1785 г. для осмотра водного пути из Балтийского моря на  Волгу  и

в 1787г.- в Крым.

В  момент  вступления  на  престол Екатерины II  русской дипломатии

предстояло в  первую очередь принять  меры  к  восстановлению  международного

престижа России, расшатанного  за  время  правления  Петра  III  выходом  из

Семилетней войны  и резким переходом от союза с  Австрией к союзу с  Пруссией.

В позиции, которую  заняла Екатерина II  в  отношении  участников  Семилетней

войны, сказалось  новое  направление  международной  политики  России.  Новый

внешнеполитический  курс заключался  в  том,  чтобы  Россия  могла  следовать

своей собственной системе, согласно с ее истинными интересами,  не  находясь

постоянно в  зависимости от желаний иностранного двора.  
 

-9-

       Таким образом,  русская дипломатия эпохи Екатерины в основном разрешила задачи, унаследованные ею от XVII века;  закреплены  были  достижения  Петра Великого в Прибалтике; воссоединены  земли населенные родственными  русскому народу белорусами и украинцами. Россия стала твердой ногой на  Черном  море. Наконец, Россия завоевала решающий голос в делах общеевропейских. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-10-

                                     1.2. Власть и управление.

Чтобы сгладить впечатление от захвата  престола  Екатерине  надо  было

стать   популярной   в   широких   кругах   народа,    действуя    наперекор

предшественнику, поправляя то, что им было испорчено. Петр III  оскорбил  ее

национальное  чувство;  Екатерина  должна  была   действовать   усиленно   в

национальном   духе, восстановить   попранную   честь   народа.    Прежнее

правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом;  новое

должно  было  упрочить  законность  в  управлении,  что  и  было  обещано  в

Манифесте  Екатерины. 

       Так,  популярная  деятельность  нового  правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному  и  сословно-

дворянскому направлениям. Не будучи  в  состоянии  согласить  противоречивые

задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в  пользу  остальных,  Екатерина

разделила  их,   каждую   проводила   в   особой   сфере   правительственной

деятельности. Национальные интересы и чувства  получили  широкий  размах  во

внешней политике, которой был  дан  полный  ход.  Предпринята  была  широкая

реформа  областного  управления  и  суда  по  планам  передовых  публицистов

Западной Европы, но главным образом с целью  занять  праздное  дворянство  и

укрепить его  положение в государстве и обществе.

По-прежнему правители  создавали при своей особе  учреждения,  стоявшие

над  всеми   другими,   из   приближенных   и   доверенных   деятелей.   Это

елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем  дворе

Петра III, Непременный  совет  при  Екатерине  II.  Последняя  реформировала

Сенат  в  1763  году,  прежде   единое   учреждение   разделили   на   шесть

департаментов, каждый из  которых  ведал  определенным  кругом  дел.  Сильно возросла роль генерал-прокурора - он теперь не только  наблюдал  за  работой Сената. Но самостоятельно решал сенатские дела. Екатерина назначила  на  эту должность  князя  А.А.  Вяземского,   известного   своей   честностью   и неподкупностью.           
 
 

-11-

Дальнейшая  централизация,  бюрократизация   управления   нашли   свое

выражение  в  ликвидации  гетманства  на  Левобережной  Украине.  Ею   стали управлять  президент  Малороссийской  коллегии  и  генерал-губернатор  Малой России. Тем и другим Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева,  выдающегося полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.  

           Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» -  созыв  в  1767 году Комиссии для составления  нового  Уложения.  Цель  в  созыве  уложенной комиссии видна из слов самой  Екатерины  в  «Манифесте  о  созыве  уложенной

комиссии  и выборе депутатов»: «... начали сами готовить наказ,  по  которому

должны  поступать те, кому от  нас  повелено  будет  сочинить  проект  нового

Уложенья. И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь счастливым  и

довольным, сколь  далеко человеческое счастие  и  довольствие  может  на  сей

земле простираться, для того дабы  лучше  нам  узнать  было  можно  нужды  и

чувствительные  недостатки  нашего  народа,  повелеваем   прислать   ...   в

первостоличный  наш город Москву депутатов».

            Для руководства работой  по  составлению  нового  Уложения  и  решения

важнейших вопросов  законодательства Екатерина  написала  «Наказ»  Уложенной

комиссии.   Это   политико-философское   произведение   стола   своеобразной компиляцией  текстов  Монтескье    (книга   «Дух   законов»),   итальянского

криминалиста  Беккариа  («О преступлениях и наказаниях»),  Бильфельда,

Юсти и других европейских просветителей.  Достаточно  сказать,  что  из  507

  статей  «Наказа»  тексты  408  статей  были  взяты  у   этих   просветителей

(294  заимствованы  у  Монтескье),  причем  на  первый  план   выдвигалось

обоснование самодержавно-крепостнического строя в  России.  Книгу  Монтескье

Екатерина называла молитвенником государей, имеющих  здравый  смысл.  Широко

воспользовалась  Екатерина  и  трактатом   Беккариа,   направленным   против

остатков средневекового  уголовного  процесса  с  его  пытками  и  подобными

судебными  доказательствами,  проводившим  новый   взгляд   на   вменяемость

преступлений. Самая  обширная Х глава «Наказа» «об обряде криминального суда»

почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108).

 

-12-

       Сенат  разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и  местным.  Читать  его велели  только начальникам, поскольку он  содержал  «опасные»  мысли  передовых  философов-

просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов  от  дворян,  торгово-

ремесленного  населения, государственных  крестьян,  казаков.  Послали  своих

депутатов  также   коллегии,  Сенат  и   Синод.   Крепостные   крестьяне   и

духовенство представителей не получили.

              В 20 главах  «Наказ»  говорит  о  самодержавной  власти  в  России,  о

подчиненных органах  управления, о хранилище законов  (Сенате),  о  состоянии

всех  в  государстве  живущих  (о  равенстве  и  свободе  граждан).  «Наказ»

возвещал, что  равенство граждан  состоит в том,  что все подчинены были

одинаковым законам, что есть государственная  вольность,  т.е.  политическая

свобода, и состоит  она не только в праве делать все, что  законы  дозволяют,

но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.                  Идеи просвещения находили отклик у части дворян и у  депутатов  разных

сословий.  Кроме  того,  созыв  комиссии  Давал  Екатерине  II   возможность

выяснить позиции  и  требования  привилегированных  и  полупривилегированных

сословий,  способствовали  укреплению  народных  иллюзий  о  «добром  царе».

Каждому  депутату  избиратели  вручали  наказ  с  изложением  своих  нужд  и

пожеланий.

            Необходимость  нового  свода  законов   чувствовалась   давно.   После

Соборного уложения 1649 года накопилось большое количество  указов  царя  и

Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при  Петре Первом,  в

самом конце  предыдущего столетия, работала  комиссия  по  подготовке  текста

нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве  депутатов

для законодательной  работы  высказывали  публицисты  и  авторы  проектов :

Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы  составлялись  списки  депутатов.

Наконец, в конце  июля 1767 г., созвали Комиссию. 
 

  

-13-

   В декабре  1767 года заседания Комиссии в   Москве  прекратились  и  она

была переведена в Петербург, где  18  февраля  1768  года  в  Зимнем  дворце

возобновила свою работы чтением и обсуждением  законов о юстиции. Вообще  при

работе комиссии плана занятий  установлено  не  было,  предметы  назначались

случайно, вопросы  сменялись неисчерпанные. Постепенно,  с  расширением  поля

обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей  к  общим  вопросам

государственного  порядка.

               В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на

сохранение и  укрепление феодально-крепостнического   строя,  господствующего

положения  дворян  в  экономике  и  политической   жизни,   на   юридическое

оформление полного  бесправия крепостного крестьянства и в  то  же  время  на

предотвращение  дальнейшего развития социального  антагонизма  и  возможности

крестьянской  войны.

               Одной из главных форм решения этих  задач  стала  перестройка  органов

власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян

как в деревне, так и в городе.  Исключительную  важность  в  этом  отношении

имели «Учреждения  для управления губерний» 1775г., разработанные  и  изданные

сразу после  разгрома  Крестьянской  войны  1773-1775г.г.   Этот акт вносил важные изменения  в  структуру  и  функции  правительственных  учреждений  в

губернии и  уезде,   устанавливая    единый    принцип    территориально-

административного деления страны исходя из численности  податного населения.

        До реформы 1775 года губернаторы, провинциальные, уездные воеводы и их канцелярии   осуществляли    одновременно   административные,   судебные   и

Информация о работе Екатерина II