Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели культуры XII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:48, реферат

Описание

Однозначно можно сказать, что эта тема актуальна и в наши дни. Каждый человек должен знать историю своей страны, своих героев, поэтому следует как можно подробнее рассмотреть этот вопрос. Актуальность выбранной темы также подтверждается и использованными для написания реферата источниками, ибо из списка использованной литературы видно, что исследованием данной темы занимались ученые-историки в прошлом и занимаются в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1.Общественная жизнь и культурное наследие Е.Полоцкой…………..……...5

2.Общественная жизнь и культурное наследие К.Туровского……………..…13

Заключение…………………………………………………………………….…..18

Список использованных источников………………………………………….....19

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..3

1.Общественная  жизнь и культурное наследие  Е.Полоцкой…………..……...5

2.Общественная  жизнь и культурное наследие  К.Туровского……………..…13

Заключение…………………………………………………………………….…..18

Список  использованных источников………………………………………….....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Евфросиния  Полоцкая и Кирилл Туровский –  редкие подвижники духа и благочестия, сумевшие всецело отдать себя общественному  служению, замечательные образцы  для подражания. Они проявили беспокойство о будущем и своим творческим трудом несли духовное успокоение в жизнь.

Евфросиния  Полоцкая и Кирилл Туровский внесли неимоверный вклад в развитие белорусской культуры. Эти великие  деятели прославляли Беларусь и  своим трудом заработали всемирное  признание.

     Однозначно  можно сказать, что эта тема актуальна  и в наши дни. Каждый человек должен знать историю своей страны, своих  героев, поэтому следует как можно  подробнее рассмотреть этот вопрос. Актуальность выбранной темы также  подтверждается и использованными  для написания реферата источниками, ибо из списка использованной литературы видно, что исследованием данной темы занимались ученые-историки в прошлом и занимаются в настоящее время.

     Нам следует проследить жизненный путь просветителей, их подвиги, выяснить, каким образом в нашей стране появилась такая достопримечательность, как Спасо-Преображенская церковь, и где в настоящий момент может находиться шестиконечный золотой крест, какие молитвы были написаны этими великими людьми. Это и есть главные цели, поставленные в реферате.

      Выяснить все  вышесказанное и решить задачи нам  помогут использованные источники. Наиболее полно рассказать  про  общественно-культурную жизнь Евфросинии Полоцкой и Кириллы Туровского нам  помогло «Житие» каждого из них, а точнее книги, написанные на основе этих источников. При написании данного реферата была использована такая литература, как «Тайны полоцкой истории», автором которой является В.А.Орлов. Эта книга рассказывает нам о землях Полоцка, все трудностях, которые пришлось пережить белорусскому народу в связи с многочисленными нашествиями. Также автор  не забывает и о героях Полоцких земель. Отдельная глава здесь посвящена Евфросинии Полоцкой, стоит отметить, что эта глава является самой большой в данном источнике. Автор рассказывает о жизни преподобной, о ее подвигах и заслугах. Именно этой великой подвижнице посвящен следующий использованный источник, а именно «Преподобная Евфросиния Полоцкая», автором которого является А.Мельников под редакцией Г.Сытенко. В этой книге использованы не только жизнеописание Евфросинии, но и много интересных фактов общественной деятельности, которые подтверждаются иллюстрациями и вставками из «Жития» Евфросинии Полоцкой. Еще один книжный источник – «Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой!», автором которой является Л.М.Бирюкова, - помогает нам боле точно восстановить последовательность событий и картину происходящего.

     Чтобы рассказать о трудах Кирилла Туровского, был использован сборник «Наследие  Кирилла Туровского и современная  общественно-культурная жизнь», который был создан на основе научной конференции в Гомеле. В нем дается подробная характеристика общественной жизни и наследия Туровского. Что касается философских взглядов на жизнь как Евфросинии Полоцкой, так и Кирилла Туровского, то в данном случае была использована такая книга, как «Философская мысль Беларуси», автором которой является А.А.Козел. Здесь автор дает характеристику трудам белорусских деятелей с точки зрения философии. Этот источник дает сведения о всех прославившихся деятелях нашей страны.

     Благодаря данной литературе мы смогли проследить жизненную тропу Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского и проанализировать их культурное наследие. 
 
 
 
 

ОБЩЕСТВЕННАЯ  ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ Е.ПОЛОЦКОЙ

     Первым  великим сеятелем духовной культуры, христианского вероучения, достижений европейской и мировой цивилизации на белорусской земле стала полоцкая княжна Предслава, внучка Всеслава Чародея, известная как Евфросиния Полоцкая.

     Е.Полоцкая рано научилась читать и писать.

     Отказавшись от замужества пришла в монастырь. Университетом Евфросинии стала тогдашняя литература. Среди книг, которые переводили и переписывали, приехав на восток славянства, византийские монахи и их местные последователи, большинство составляли, конечно, церковные произведения. Но в княжеские дворцы попадали также хроники, исторические повести, естественнонаучные трактаты.

     Молодая монашка смогла полностью посвятить  себя книгам. Она читала Библии, римских  богословов, которые называются отцами церкви. Несомненно, Священное писание, жития святых, книги византийских богословов-философов: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, а также труды создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Поэтому религиозно-философские взгляды Евфросинии формировались как на основе Священного писания, так и на основе богословско-философской литературы. В полоцких книжных собраниях были произведения выдающегося христианского проповедника Иоанна Златоуста, образно изобличавшего человеческие пороки и улучшившего читателей добродетели. Той же цели служили патерики – сборники коротких рассказов о людях, прославившихся своей верой. С их страниц представал фантастический, полный чудес мир, где за души людей упорно воевали силы добра и зла. О будущем этого мира и судьбе человека после смерти повествовала книга «Хождение Богородицы по мукам».

      Евфросиния  изучала Несторову «Повесть временных  лет», византийские летописи. Она читала так называемые «Шестодневы». Они  комментировали библейский рассказ  о том, как за шесть дней Бог создал небо, землю, светила, растения, живых существ и человека. В руки княжны-монахини попадали трактаты, противоречившие официальным богословским взглядам.

     Прожив  несколько лет в монастырской слободке, княжна – чтобы быть ближе  к библиотеке – попросила у полоцкого епископа Ильи позволения поселиться в Софийском соборе. Там в келье-голубнице, как сообщает «Житие», она «нача книгы писати своими руками» [3, с.79].

Организация и попечение монастырской школы, переписывание книг, моление-чтение денно и нощно – становятся основными занятиями молодой инокини.

     В.А. Орлов, исследователь истории древнего Полоцкого княжества, считает, что  в Европе XII в. не найти другой такой женщины, которая по образованности и трудам на ниве просвещения своего народа смогла бы сравниться с Евфросинией [1, с.19].

     Образованность  сама по себе, безусловно, не была самоцелью  Евфросинии. Обучение грамоте и переписывание  книг, перевод их на родной язык считались  высшим христианским и человеческом подвигом.

     Итак, Евфросиния начала переписывать книги. Процесс письма был тогда чрезвычайно  сложным и медленным (за день можно было скопировать лишь четыре-пять страниц). Писали на пергаменте уставом – крупным и прямым, без наклона, почерком, в котором каждая буква отделялась от соседней (слитное письмо появляется только в XV веке). Чтобы текст быстрее высыхал, его присыпали песком. Чернила делали из специальных орехов, из отвара дубовой или ольховой коры, из ржавчины, вишневого клея. Переписчику мало хорошо знать грамоту – необходимы были художественные способности, ибо начальные буквы и названия глав надо украшать животным либо растительным орнаментом.

     Это был нелегкий физический труд, и  им занимались только мужчины. Переписчик часто писал не на столе, а на ладони левой руки, которая упиралась  локтем в колено. И так – долгие часы, напрягая зрение, не позволяя руке вздрогнуть. Уже то, что за такое трудное дело взялась молодая женщина, было подвигом. Труд переписчиков ценился так высоко, что церковь обещала им отпущение многих грехов.

     Какие же книги от денницы до первой вечерней звезды переписывала Евфросиния в софийской голубнице? Святое Писание и сочинения отцов церкви, патерики и жития. Перо подвижницы выводило строки византийских хроник и Полоцкой летописи, популярных тогда сборников афоризмов. Она писала собственные произведения – молитвы, поучения, а еще переводила с греческого и с латыни, поддерживала переписку с Византией, а возможно, и со своими соотечественниками и братьями по духу Климентом Смолятичем и Кириллом Туровским. Часть этих книг шла на продажу, а вырученные деньги по просьбе Евфросинии раздавали бедным. Переписывала Евфросинья и знаменитый «Шестоднев», где, наряду с традиционной религиозной трактовкой мира, давались и светские знания.

     Глядя в минуты отдыха на широкое и неудержимое  двинское течение, молодая монахиня мечтала о времени, когда перепиской книг будут заниматься в Полоцке не одиночки, а десятки грамотных людей.

     Но  не только переписка книг была основным занятием молодой монахини. Мудрость преподобной проявлялась в том, что она не пошла путем борьбы со старыми местными традициями, а добивалась освящения светом Евангелия всего, что могло служить христианину. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Дети в тогдашних школах учились чтению, письму, «цифири» и церковному пению. Первыми учебниками были церковные книги – Псалтырь, Часослов, Апостол. Детвора начинала одолевать грамоту в школах, открытых Евфросинией. Однако высокообразованная игуменья расширила рамки обычной программы. Кроме церковнославянского юные полочане изучали греческий и латинский языки, получали знания по природоведению и медицине, по науке красноречия – риторике. Не раз уроки вела сама мать-игуменья.

       «Житие» рассказывает, что однажды  во сне ангел взял Евфросинию за руку и отвел за две версты от города в Сельцо, где на берегу Полоты стояли деревянные церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. На том месте небесный гость промолвил: «Здесь надлежит быть тебе!» [3, с.80-81].

     В 1125 году епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Спасо-Преображенскую церковь в Сельце для основания при ней женского монастыря и Евфросиния отправилась в указанное ангелом место.

     В Сельце она основала женский монастырь. Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Ефросинья учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители. Постепенно Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях.

     Евфросиния  Полоцкая внимательно следила за развитием духовной и культурной жизни Полоцкой земли. У нее зародилась мысль о строительстве каменной церкви святого Спаса на месте бывшей деревянной.

     В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Известным полоцким зодчим был монах одного из местных монастырей Иоанн, современник преподобной Евфросиньи. Этот талантливый архитектор и возглавил строительство Спасо-Преображенской (теперь ее называют Спасо-Евфросиниевской) церкви. Произошло это событие где-то между 1152 и 1161 годами [3, с.87]. Княжна-игуменья и фундировала возведенный невероятно быстро, за один строительный сезон, храм, и была советчицей, вдохновительницей Иоанна на творческий подвиг. Для Евфросинии и ее современников храмы были образами и моделями мироздания. В них воплощались идеалы прекрасного.

     Неподалеку  от Спасо-Преображенской обители игуменья Ефросинья возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь.

     Чтобы украсить собор мужского монастыря, Евфросиния послала своего слугу  Михаила к византийскому императору Мануилу Комнину и константинопольскому патриарху Хрисовергу. Посланец вез богатые дары и грамоту с просьбой прислать икону Богородицы Эфесской – одну из трех, которые еще при жизни Девы Марии создал первый христианский иконописец апостол Лука. Отряженные императором в Эфес сто воинов принесли икону в Царьград, откуда после патриаршего благословения в соборе святой Софии реликвию отослали Евфросинии.

     Византийский  подарок – самая ранняя Одигитрия  в восточнославянских землях. С таких  икон начинается то, что называют художественной традицией.

В монастырях Евфросиния открыла мастерские по переписке  книг – скриптории.  Хотя неизвестно действовал ли скрипторий при Софийском  соборе в Полоцке до прихода сюда преподобной Евфросинии. Но не исключено, что именно сама княжна сплотила вокруг себя мастеров книжного дела и создала или основательно расширила книжную мастерскую: ведь, в соответствии со словами «Жития», мастерская эта ориентировалась на продажу книг, работу на заказ. Один мастер делал здесь цветные инициалы, другой – миниатюры, третий – переплеты. Когда возникала необходимость переписать книгу быстрее, ее делили на несколько частей. Из скрипториев книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределы.

     Чтобы украсить полоцкие храмы иконами, Евфросиния создала также иконописную мастерскую.

     Рядом с именем Евфросинии всегда возникает  и другое – Лазарь Богша. Став игуменьей, Евфросиния заказала знаменитому мастеру  крест-ковчег для присланных из Царьграда  и Иерусалима христианских реликвий. Такой важный заказ ювелир должен был выполнить под присмотром игуменьи, которая, видимо, была автором эскиза святыни и сделанной на ней большой надписи. Свой шедевр Богша создал в 1161 году [3, с.91].

     Крест шестиконечный. Его форма символизирует  мир, созданный Богом, как известно, за шесть дней. Основа креста – кипарисовое дерево, из которого изготовляли особенно важные культовые предметы. Реликвия имеет высоту около 52 сантиметров; длина верхней поперечины – 14, нижней -21, толщина – 2,5 [3, с.92]. Сверху и снизу дерево покрывала двадцать одна золотая пластинка с драгоценными камнями, орнаментами и двадцатью эмальными миниатюрами, ничем не уступающими всемирно известным византийским эмалям.

Информация о работе Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели культуры XII в