Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:48, реферат
Однозначно можно сказать, что эта тема актуальна и в наши дни. Каждый человек должен знать историю своей страны, своих героев, поэтому следует как можно подробнее рассмотреть этот вопрос. Актуальность выбранной темы также подтверждается и использованными для написания реферата источниками, ибо из списка использованной литературы видно, что исследованием данной темы занимались ученые-историки в прошлом и занимаются в настоящее время.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Общественная жизнь и культурное наследие Е.Полоцкой…………..……...5
2.Общественная жизнь и культурное наследие К.Туровского……………..…13
Заключение…………………………………………………………………….…..18
Список использованных источников………………………………………….....19
Крест Евфросинии – еще и ценный памятник нашей письменности. Краткая мелкая надпись возле мощей святого Пантелеймона сообщает имя мастера: «Господи, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченному Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии цьркви святаго Спаса и Офросиньи» [3, с.93].
Таким образом, святая Евфросиния позаботилась и о строительстве, и о художественных росписях храма, и об оснащении его богослужебными книгами, иконами, святынями – всем необходимым, создав в Полоцке культурный просветительский центр высшего образца, фундамент духовного возрастания народа, утверждения высоких моральных норм жизни.
Деятельность Ефросиньи Полоцкой - яркий след кардинальных духовных сдвигов, что происходили в культурно-общественной жизни Полоцкого княжества в течение XII в., когда закладывался и укреплялся фундамент нового мировозрения, создавались предпосылки развития индивидуума как неповторимой личности, утверждения высоких духовности и моральности человека. Духовное влияние белорусской просветильницы Ефросинии Полоцкой вышло далеко за пределы стародавней эпохи. Ее имя, дела и образ подвижницы приобрели наивысшие черты национального символа самотверженного служения благородным идеалам, верности своей родине. Она внесла огромный вклад в развитие белорусской культуры, оставив после себя большой след своей деятельности. Остановимся на этом поподробнее.
На протяжении столетий основанный Евфросинией Спасский монастырь переживал и возвышения, и полный упадок. Тяжкие испатания постигли монастырь, когда Московия начала настойчивые попытки захватить белорусские земли. Восстановленную в 1840 году Евфросиниевскую Божью твердыню по причине ее древности причислили к первоклассным российским монастырям [3, с.84]. При ней создали женское училище, многие выпускницы которого стали народными учительницами.
Спасскому собору также досталась нелегкая судьба. Два с половиной столетия он принадлежал ордену иезуитов и был костелом. Возвращенный в 1832 году православным, храм частично перестроили [3, с.89].
Это единственный в Беларуси храм, где росписи XII века сохранились почти полностью, их заказчицей тоже была Евфросиния. Теперь большая их часть скрыта под поздними масляными красками, а во времена просветительницы фрески занимали все пространство собора. С высоты купола благословлял верующих Спаситель. Многофигурные композиции чередовались с однофигурными. В келье, где жила игуменья, сохранилось изображение Девы Марии, тонкие совершенные черты которой напоминают лучшие греческие образцы. Полоцкие фрески поражают психологической глубиной.
В последнее время из-за неблагоприятного температурного режима фрески быстро самораскрывались и разрушались. Несколько лет назад в собор пришли художники-реставраторы. Появилась надежда, что когда-то мы увидим уникальные росписи в их изначальной красе. Возможно к тому времени и сам храм вернет себе древний облик.
К
сожалению, не сохранился к нашему времени
Богородицкий храм, неизвестно сейчас
даже то, каково было его расположение.
Лишь из позднего предания да еще из
плана Полоцка авторства
Особое
внимание следует уделить ювелирному
шедевру, на который неоднократно совершались
покушения. Еще к конце XII века реликвия
была вывезена из Полоцка в Смоленск, а
в 1514 г. московский великий князь Василий
III забрал ее из местного Успенского кафедрального
собора в Москву, оставив в Смоленске лишь
копию. В 1563 г. царь Иван IV Грозный вернул
святыню на первоначальное ее место –
в Спасо-
Преображенскую полоцкую церковь [4, с.48].
Но когда Спасский монастырь и его главный
храм перешли во владение иезуитов, полочане
положили крест в Софийском соборе. После
пребывания в обеих русских столицах крест
вернулся в Преображенский храм, в келию
святой Евфросинии.
К
сожалению, во время последней войны
эта величайшая святыня белорусского
народа бесследно и, похоже, надолго,
если не навсегда, исчезла. Стоит упомянуть
и тот факт, что достопримечательностью
Спасского монастыря является и Крестовоздвиженский
собор, построенный в XIX веке. В настоящее
время в нем хранится восстановленный
в 90-х годах прошлого века знаменитый крест
Евфросинии Полоцкой [4, с.49].
ОБЩЕСТВЕННЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ К.ТУРОВСКОГО
Кирилл Туровский является виднейшим мыслителем Киевской Руси, оказавшим огромное влияние на развитие культуры белорусского народа. Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, эрудитом, выдающимся религиозно-политическим деятелем. «Златоуст, паче всех воссиявший на Руси», - писал о нем древний биограф [5, с.12]. Кирилл Туровский был не только богословом и художником, но и философом, творчество которого оптимистично и тесно связано с реальностью. В его произведениях присутствуют философские идеи, выражающие социальное неравенство, нравственные отношения, воззрения о том, как лучшим образом устроить общество.
Кирилл Туровский внес неоценимый вклад в развитие педагогической мысли Древней Руси. Распространению грамотности, развитию образованности и просвещения способствовала высокая книжная культура Древней Руси. Над решением этой проблемы активно работал Кирилл Туровский. Кирилл призывал чтить святые книги, разумно внимать им, а если что-либо непонятно, искать мудрее себя и учиться у них. Кирилл Туровский учил не забывать своих учителей. Человека, не помнящего, откуда добро имел, он сравнивал с голодным и замерзшим псом. Людей, проповедующих знания, Кирилл Туровский сравнивал с трудолюбивой пчелой, показывающей свою мудрость.
Следует заметить, что сам Кирилл Туровский был образцом трудолюбия, совершенствования духа, творчески одаренной личностью, показывал личный пример праведной жизни, служения просвещению. Собственное совершенствование давало ему право заботиться о духовном совершенстве соотечественников. Он считал, что человеческие помыслы должны быть пронизаны духовным началом, добродетелью, призывал одинаково заботиться о душе и теле.
Туровский-проповедник показал значение учения жизни человека. Он сравнивал учение с золотом, драгоценными камнями, с медом. Книжное значение он считал сокровищем вечной жизни.
Кирилл Туровский утверждал также и силу божественного знания. Спасение он видел в любви, послушании, покаянии. Вместе с тем он высказал важные педагогические идеи: человеколюбие, просветительство, оптимизм. По приходе человека в монастырь, считал Кирилл, от человека требуется «покорение и смиреномудрие». Без этого «подвига» нельзя попасть в рай. Библию он считал источником истинного знания. Он наставлял паству с помощью «святых книг».
Уже
в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь,
где после трёхлетнего
Проповеди, поучения, «Слова» Кирилла Туровского являются замечательным образцом ораторского искусства. Они содержат вопросы, споры, доказательства, обращения к слушателям, аллегории, иносказания, аллегорезы. Это яркий пример общения со слушателями, образец воздействия на них. Речи Туровского создавали атмосферу необыкновенного ликования, праздничности, приподнятости, торжественности.
Важнейшей
проблемой, стоящей перед общественно-
В творчестве Кирилла Туровского можно выделить четыре периода: ранний монастырский, столпнический, епископский и поздний монастырский. Именно в годы четвертого периода Кирилл Туровский создает свои лучшие произведения – молитвы, которые с первых веков существования христианства осознавались в качестве главного духовного содержания жизни человека.
Важнейшим произведением Туровского являются «Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении» и «Святого Кирилла-монаха слово о снятии тела Христова с креста и о мироносицах на тему евангельскую, и похвала Иосифу Аримафейскому в неделю третью по пасхе» [5, с.12]. В них нашли отражение нравственно-философские и эстетические воззрения мыслителя: проблемы взаимоотношений бога и мира, бога и человека, веры и знания, души и тела и др.
Представление Кирилла Туровского о красоте соответствовало древним народным воззрениям на жизнь, природу и красоту и носило черты натурфилософского понимания. Согласно воззрениям Кирилла Туровского, красота мира заключается в его многообразии. Природа существует для человека. А человек – единство двух начал: души и тела, которые не могут существовать друг без друга. Не только тело зависит от души, но и душа от тела. В «Кирилла-монаха притче…» Кирилл Туровский сравнивает тело человеческое с хромцом, а душу – со слепцом и говорит, что тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом.
Вопрос о вере и разуме решается аналогичным образом. Для познания бога нужны разум, и вера. Однако последней принадлежит главная роль. Туровский отмечает, что человеческий разум стремится к знанию, он способен спасти человека от незнания и греха. Стремление разума к бесконечности делает нашу мысль совершенной и ясной. Потеря душевной явности приводит человека к нравственной деградации; смятение чувств лишает его смысла, надежды и радости. Если же мысль стремится к ясности и совершенству, она открывает путь в сферу подлинно совершенного и прекрасного разума. Таким образом, нравственный идеал К.Туровского – совершенствование, исправление, покаяния в грехах.
Древо познания добра и зла – это познанный грех и добровольное в угоду богу. Чтобы приблизиться к богу, надо избавится от зла. В качестве людских пороков Туровский называет вознесение в чинах, высокомерную заносчивую хвастливость и др.
Итак, прекрасное – это природа, познание, бесконечно развивающийся разум. Небесное и земное соприкасаются и сливаются. Духовная красота включает в себя и божественную красоту, и мысленную красоту, которая доступна разуму. Красота возводимого здания зависит от практического мастерства.
К сожалению, сведений о жизни Туровского намного меньше, нежели о его соотечественнице Евфросинии Полоцкой, однако несмотря на это просветитель оставил нам богатое богословско-философское наследие. Большое количество произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе. Кирилл Туровский, яркий, талантливый художник, великолепно владевший словом, образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевало. Кирилл Туровский выступал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу.
Всего подвижник написал 36 молитв. Он – автор 12 торжественных поучительных слов на религиозные праздники, наказов, сказаний, воззваний-обращений к князьям, притчей, повестей [1, с.21]. Их возвышенный торжественный стиль, богатая поэтическая образность, красноречие, насыщенность аллегориями, метафорами, символическими параллелями, драматическая форма подачи, гуманистическая направленность – у каждого по своему – содержали мощный психологический заряд воздействия не только на его современников, но и на последующие поколения.
В наследии Кирилла Туровского отразились важнейшие события своего времени, прогрессивные тенденции общественного развития. Он внес существенный вклад в отечественную философию и общественную мысль XII века, активно способствовал созданию той социокультурной традиции, на основе которой впоследствии началось развитие культуры трех народов: русского, украинского, белорусского.
Известны несколько из его притчей: «Притча о человеческой душе и теле» - ее краткое изложение, «Притча о слепце и хромце», «Повесть о белоризице-человеке и о монашестве».
По количеству написанного и известности ему не было равных в XII в. на территории Древней Руси. Литературное мастерство и ораторское искусство восхищали его современников.
Информация о работе Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели культуры XII в