Гагарин, Юрий Алексеевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:51, биография

Описание

Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский район, Западная область, РСФСР, СССР — 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область, РСФСР, СССР) — советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 года[2][3].
Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Работа состоит из  1 файл

Гагарин.docx

— 279.65 Кб (Скачать документ)

Макет спускаемого аппарата Гагарина в мемориальном музее космонавтики

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт  стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила  посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования  и отсоединения воздуховода спускаемого  аппарата, в герметичном скафандре  Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать  наружный воздух, так что Гагарин  чуть не задохнулся.[25][27] Последней  проблемой в этом полёте оказалось  место посадки — Гагарин мог  опуститься на парашюте в ледяную  воду Волги. Юрию Гагарину помогла хорошая  предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и  приземлился в 1,5—2 километрах от берега.[25][26][27][28][29]

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным  приземлился не в запланированной  области в 110 км от Сталинграда, а  в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона[30] засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.

Первыми людьми, которые встретили  космонавта после полёта, оказались  жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия).[31] Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».[32]

Приземление

Исторические слова Юрия Гагарина

Тем временем с аэродрома  Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в  задачу экипажа которого входило  найти и подобрать Гагарина. Они  первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин  уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге, неподалеку от КПП ракетного дивизиона, заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.[33]

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта  было всё руководство базы. Ему  вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский  пункт, а затем в штаб базы, для  связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс  с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли  заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант  Агальцов и группа журналистов. В  течение трёх часов, пока устанавливали  связь с Москвой, Гагарин давал  интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (1-му секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.

После доклада Гагарин  и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского  аэродрома «Кряж», и полетели в  Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка».[34] Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли стол и отпраздновали удачный полёт Гагарина в космос. В качестве премиальных первый космонавт получил от правительства 15 тыс. рублей, автомашину «Волга», четырёхкомнатную квартиру по месту службы с меблировкой и множество подарков[35].

 

Освещение в советских СМИ

По мотивам обеспечения  секретности сам факт запуска  Гагарина в космос предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты  не в день запуска в космос, а  позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что  делал при реальном запуске[источник не указан 16 дней].

Встреча в Москве

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в  Москве. Всё решил в последний  момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына — Сергея Хрущёва[36]: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший  лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич  рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский  долго не соглашался, но Хрущёв настоял  на своём, и в этот же день Гагарин  стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

По другим свидетельствам, очередное звание «капитан» Гагарин  должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Ф. Устинов предложил произвести его сразу в майоры. Приказ о  присвоении этого внеочередного  звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о том, что  он стал майором только после посадки[28]. Во всех сообщениях ТАСС 12 апреля уже  говорилось о «майоре Юрии Гагарине».

14 апреля за Гагариным  прилетел Ил-18, а на подлёте  к Москве к самолёту присоединился  почётный эскорт истребителей, состоящий  из семи истребителей МиГ-17. Самолёт  с эскортом торжественным строем  прошли над центром Москвы, над  Красной площадью, затем произвёл  посадку в аэропорту Внуково,  там Гагарина ожидал грандиозный  приём: ликующие люди, журналисты  и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному  зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин.  От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии — подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть[37]), под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву[38]:

— Товарищ Первый секретарь  Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…

Дальше была поездка в  открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал  встречающих. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. На Красной  площади прошёл митинг, на котором  Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза  и «Лётчик-космонавт СССР».

Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую  Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны  мавзолея Ленина. После окончания  демонстрации Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу.[38] Торжества продолжились на приёме в  Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых  тогда ещё официально не назывались. Леонид Брежнев вручил Гагарину медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина. Многих новорожденных  мальчиков родители называли в тот  день в честь Гагарина — Юрием.

На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы  зарубежные журналисты. Конференция  началась с вопроса Гагарину о  том, не является ли он родственником  потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин  ответил: «Среди своих родственников  никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них  не слышал»[38].

 

«Комсомольская правда». 13 апреля 1961 года

Зарубежные визиты

Первой зарубежной поездкой для Юрия Гагарина стала поездка  в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. М. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания «Героя Социалистического Труда ЧССР».

Далее путь Гагарина лежал  в Болгарию. При подлёте к Софии  болгарские лётчики встретили его  почётным эскортом истребителей. Гагарин  побывал в нескольких городах  Болгарии, в Пловдиве и Софии его  избрали Почётным гражданином города; побывал у «памятника Алёше».

В Финляндии Гагарин побывал  дважды — в 1961 и 1962 годах.

В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза  литейщиков Англии. Сначала он посетил  Манчестер и находящуюся в  нём штаб-квартиру старейшего профсоюза  литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса (первый экземпляр) и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный, и потому нарушения этикета нет.

За 1961 год Гагарин посетил  Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу (21—22 июля), Кубу, Бразилию с  остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан.

В январе-феврале 1962 года Гагарин  по приглашению вице-президента и  главнокомандующего вооружёнными силами ОАР маршала Абдель Хаким Амера посетил Объединённую Арабскую Республику Египет.[39] Гагарин пробыл в Египте 7 дней. Президент страны Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Гагарина высшим орденом республики «Ожерелье Нила».

В сентябре 1963 года Гагарин  посетил Париж, где принял участие  в XIV Международном конгрессе астронатов[40][41].

Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран.

Жизнь и карьера

. В течение трёх лет  встречи и поездки отнимали  у Юрия большую часть его  личного времени. По свидетельству  Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем[42]В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс.[43]

В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах  ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.

 

Советские космонавты Павел  Попович, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова. 1963

Гагарин учился в Военно-воздушной  инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время  не имел лётной практики, также сказывалась  и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный  вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго  захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв  в полётах. Это стало поводом  для опасений властей потерять популярного  героя в случае аварии. Гагарин  был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт  из-за неисправности солнечной батареи  был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок  парашютной системы. Гагарин был  в этой миссии дублёром Комарова. Весьма вероятно, что если бы был жив  Королёв, Гагарин был бы основным пилотом Союза-1, поскольку Королёв  обещал ему полёт на корабле нового типа[источник не указан 154 дня].

Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления  лунных космических полётов и  сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления  на восстановление квалификации как  лётчик-истребитель.

Гибель

После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю. А. Гагарин  приступил к лётной практике —  тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель  с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два  контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза  Владимиром Серёгиным.[1]

27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже в 10:30 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Когда стало ясно, что у  самолёта уже должно было закончиться  топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось  обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ  примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржача Владимирской области.[1] Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Информация о работе Гагарин, Юрий Алексеевич