Государственная дума в ХХ веке: парламент или «орган без власти»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:55, реферат

Описание

“Дума” – термин, достаточно популярный в истории и в современной России. В средние века – сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера. В начале ХХ века Государственная дума – первый общегосударственный российский парламент. Государственная дума в Российской империи в 1906–1917 годах – представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами, созданное в результате революции 1905–1907 годов.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Общественно - политическая жизнь в России в начале XX века. Думы в России..……...........................................................................................4
3. Глава 2. Государственная дума России первых четырех созывов...10
4. Заключение……………………………………………………………16
5. Список использованной литературы…………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 44.34 Кб (Скачать документ)

 
Либеральное движение было представлено несколькими организациями. Ведущими были «Союз земцев-конституционалистов» (И. И. Петрункевича) и «Союз освобождения»  П. Б. Струве. В начале революции 1905-1907 гг. в этих организациях выделилось умеренное и более радикальное  крыло. Завершилось оформление либерально-демократических партий после выхода в свет Манифеста 17 октября.

 
Партией, выражавшей интересы «левых»  либералов (интеллигенции, части дворянства), стала конституционно-демократическая  партия (КД – кадеты), или партия «народной свободы». Ее программа была основана на западноевропейских либеральных идеях и отстаивала экономическую и политическую свободу личности, ценности конституционализма и демократии. 
Учредительный съезд кадетов состоялся в октябре 1905 г. в Москве. У истоков партии стояли историк П. И. Милюков, экономист П. Б. Струве, князь Г. Е. Львов, видный ученый В. И. Вернадский. Главной целью кадеты видели превращение России в демократическое государство, в котором будут гарантированы равенство всех граждан перед законом и основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища). Кадеты стояли за упразднение общины и передачу земли крестьянам в собственность.

И кадеты, и октябристы приняли активное участие  в предвыборной кампании в I и II Государственные  думы. III Дума (1907-1912) даже получила название «октябрьский маятник», так как октябристы балансировали между правыми (монархистами) и кадетами. Хотя реальная роль либеральных  партий в политике была невелика, и. создание означало возникновение в  России легальной многопартийной сие  темы, способствовало политическому  созреванию российской буржуазии и  интеллигенции.

Итоги. 
Таким образом, к началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. Были следующими: ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа 
ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный) в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные крестьянская Россия, российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны. 
Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России.

  1. Государственная дума России первых четырех созывов.

В историческом зале Таврического дворца почти 100 лет  тому назад начала свою работу I Государственная  дума Российской империи. Это событие  вызвало различные отклики и  реакцию в России того времени  – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.

Одни  считали, что образование Государственной  думы – это начало светлой эпохи  вступления России в общеевропейскую  колею. Другие были уверены, что деятельность Думы положит конец российской государственности, основанной на казавшемся незыблемым принципе самодержавия. В целом же выборы в Государственную думу и  сам факт начала ее работы вызвали  в российском обществе начала XX в. новые  ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.

Эти ожидания и надежды были в значительной степени обусловлены той драматической  общественно-политической обстановкой, в условиях которой начинала свою работу I Государственная дума. Страна только что пережила такое крупное  потрясение, как революция 1905 г. Многие хотели видеть в созыве выборного  представительного органа начало глубокого  реформирования всей государственной  системы Российской империи.

Российский парламентаризм начала XX в. существенно отличается от парламентаризма западноевропейского или, скажем, американского типа. Западная модель предполагает наличие, прежде всего контроля законодательной власти над исполнительной. При такой модели государственного устройства правительство фактически подотчетно парламенту или, по крайней мере, образовавшим его парламентским коалициям. В любом случае, западная система парламентаризма предполагает жесткий парламентский контроль за действиями правительства.

В России начала XX в. ничего подобного не существовало. Правительство было ответственно не перед Думой, а перед монархом и полностью контролировалось подотчетной  самодержцу сановной бюрократией. Дума была крайне ограничена в своих прерогативах осуществлять контроль за действиями правительства, и все же у этого государственного органа, можно сказать, впервые в истории нашей страны появились некоторые реальные контрольные полномочия в отношении правительства.

В Думе впервые появились фракции, был  выработан регламент работы палаты, возникли такие формы деятельности, как депутатские запросы правительству. Особую важность в России того времени  имело предоставление депутатам  Государственной думы обеспеченного  законом права на свободу слова  на парламентской трибуне. Наконец, удалось сформировать довольно продуктивную и вполне парламентскую процедуру  рассмотрения законодательных инициатив, голосования, обеспечения гласности  думских дебатов.

Все это  и многое другое в своей совокупности позволяет нам увязать начало работы I Государственной думы в  апреле 1906 г. с началом процесса становления  российского парламентаризма. 

Выборы  в Первую Государственную думу проходили  в феврале-марте 1906 г., когда в  стране все еще были накалены общественные страсти, когда ежедневно из различных  мест империи поступали сообщения  о погромах, поджогах, насилиях и  убийствах на политической почве. Но ситуация уже начинала поддаваться  контролю со стороны властей, хотя в  некоторых окраинных районах  продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы. Некоторые левые и правые группы призывали к бойкоту избирательной  кампании, и здесь самой влиятельной  была большевистская партия, все еще  не потерявшая надежду на возможность  массового народного восстания. Помимо большевиков выборы бойкотировали  эсеры и правые партии.

В общей  сложности в Первую думу было избрано 478 депутатов. По политической принадлежности они распределились следующим образом: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили  в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу. [II. 3. C. 49.]

Депутаты  хотели всего и сразу, и это  их желание делало Думу больше похожей  на антиправительственный митинг, чем  на работу серьезного и ответственного государственного органа. Большинство  депутатского корпуса не было заинтересовано в конструктивной работе. Разгоряченные  баталиями революционных битв, многие смотрели на думскую трибуну как  на новый инструмент социальной борьбы, позволявший делать бесплатную рекламу  и конкретным лицам, и определенным политическим течениям. Все это происходило  в атмосфере непрекращающегося  террора революционеров. По неполным данным, в январе 1906 г. было совершено 80 убийств, в феврале – 64, в марте  – 50, в апреле – 56, в мае – 122, в  июне – 27. Сотни людей стали жертвами беспощадных “борцов за свободу”, и ни один из этих актов не был  осужден не только левыми, но и кадетами. [II. 1. C. 89.]

Первая  Дума просуществовала чуть больше двух месяцев и основную часть времени  уделила обсуждению самого жгучего  вопроса социальной жизни – аграрного. Центром обсуждения стало два  проекта. Первый внесли кадеты. Он предусматривал дополнительное наделение крестьян землей за счет земель казенных, монастырских, удельных, а также за счет частичного отчуждения частновладельческих земель за выкуп “по справедливой (но не рыночной) оценке”. Второй проект внесла фракция трудовиков. Он носил еще более радикальный характер и предусматривал отчуждение помещичьей земли, превышающей “трудовую норму”, создание “народного земельного фонда” и введение уравнительного землепользования. Обсуждение этих предложений вылилось в громкое обличение общественного строя. Поднимавшиеся на трибуну ораторы негодовали и произносили эмоциональные монологи о том, что “простой труженик” почти лишен “средств пропитания”, в то время как правительство защищает и охраняет интересы и привилегии помещиков.

Правительство болезненно реагировало на направление  деятельности Государственной думы и 20 июня выступило с заявлением, в котором говорилось о неприкосновенности частной собственности на землю. 9 июля 1906 г. Первая Государственная дума была распущена и объявлены новые выборы.

Выборы  во Вторую Государственную думу проходили  в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44. [II. 1. C. 97.]. Состав Второй думы отразил поляризацию сил в обществе, и хотя среди депутатов значительную группу составляли правые, перевес был на стороне левых, так как кадеты часто солидаризировались с ними. Аграрный вопрос опять оказался в фокусе внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок. [II. 3. C. 55.]. Довольно быстро власти стало ясно, что ждать конструктивной работы от новой Думы не приходится. К тому же поступали сведения, что левые, прикрываясь депутатским иммунитетом, занялись откровенной антиправительственной деятельностью и вне стен Таврического дворца. Дума отказалась лишить депутатских полномочий социал-демократическую фракцию. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала, а затем предала суду группу думских социалистов. Через несколько часов последовало сообщение о роспуске представительства и был опубликован новый избирательный закон.

Неудачный опыт кратковременного существований  первых двух Дум обострил дискуссии  в правящих кругах России о характере  избираемого представительства  и его нужности.

Третья  Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно  более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса  была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 – октябристы и близкие им группы, 108 – кадеты и сочувствующие, 13 – трудовики  и 20 – социал-демократы. Думским  центром оказалась партия “Союз 17 октября”, а председателем был  избран октябрист Н. А. Хомяков. В  марте 1910 г. его сменил лидер партии А. И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М. В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912–1917). [II. 1. C. 47.]

Третьедумский период – время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни, между правительством и депутатским корпусом.

Правительство подготовило целую серию законопроектов, которые и стали предметом  обсуждения. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той  или иной степени все стороны  жизни страны и нацеленных на постепенное  реформирование традиционных экономических  укладов и социальных структур. Центральным  среди них был острейший вопрос – аграрный. В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории  появилась мощная фигура Петра Аркадьевича  Столыпина, ставшая ярким символом правительственной власти в последнее  десятилетие существования монархии.

Будучи  просвещенным и целеустремленным политиком, П. А. Столыпин понимал, что реформы  необходимы и неизбежны. Они видел  дальше, острее осознавал причинно-следственные связи проблем, чем многие современники. Девиз премьера был прост и  в тех условиях логичен: “сначала успокоение, а затем перемены”. Однако откладывать назревшие изменения  было невозможно, и реформы приходилось  осуществлять в атмосфере не утихающих  беспорядков. [II. 1. C. 39.]

За пять лет существования Третья Государственная  дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. [Реформа местного самоуправления: первый опыт: (Информ. записка Ком. по вопросам мест. самоуправления Гос. Думы) // Городское управление. – 1996, № 3, с. 33–43.]

Третья  Дума, единственная из четырех, проработала  весь положенный по закону о выборах  в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11.

Председателем Думы избрали октябриста Н. А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный  купец и промышленник А. И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Несмотря  на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования  не выходила из кризисов. Острые конфликты  возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно нерешенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к “национальным окраинам”, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Информация о работе Государственная дума в ХХ веке: парламент или «орган без власти»