Государственное и общественное устройство Древней Спарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 04:57, контрольная работа

Описание

Общественный и государственный строй Древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны “община равных”, внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Содержание

Введение
1. Становление Спартанского государства
1.1 Географическое положение Древней Спарты
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса
1.3 Сложение социальных классов
2. Политический строй Спартанского государства
2.1 Царская власть
2.2 Герусия
2.3 Апелла
2.4 Эфорат
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов
3.2 Воспитание спартиатов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ИГПЗС.docx

— 57.72 Кб (Скачать документ)

После реформ проведенных Ликургом: “зажиточные  граждане потеряли все

свои  преимущества, поскольку богатству  был закрыт выход на люди...” Плутарх. Сравнительные характеристики: В 3-х  т.

С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с  илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства  и представителям государственной  власти. Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н.э.

Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутри спартанской  общины. “... Ликург изгнал из Спарты бесполезные  и лишние ремесла...”. Там же.

В этот период, по-видимому, чтобы ослабить социальную борьбу, выводится колония  на остров Феру. Геродот описывает колонизацию довольно подробно, указывая как одну из основных её причин - вражду между минийцами, поселившимися на землях спартиатов после изгнания пеласгами со своих родных земель. “... лакедемоняне решили принять минийцев... дали им земельные наделы и распределили по филам. После этого минийцы тотчас же взяли себе в жены [спартанок], а привезенных с собой с Лемноса дочерей и сестер выдали замуж за лакедемонян. Спустя некоторое время минийцы стали держаться высокомерно, требовали себе долю в царской власти и совершали другие недостойные поступки”.(IV, 146 - 147) Геродот. История в 9-ти книгах. Но кроме пришлых племен в колонизации участвовали и “...люди из разных спартанских фил...” Геродот. История в 9-ти книгах. Но колонизация не решила всех проблем.

Примерно  в то время была проведена реформа, приписываемая также Ликургу, полумифическому правителю и герою Спарты (по легенде, приведенной Плутархом, пифия в Дельфах назвала его “боголюбезным, скорее богом, нежели человеком”. (V))  Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х т..

Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на “обы”. “Разделить народ на филы и обы” Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х т.(VI) - гласил дельфийский оракул.

Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов и гиллеев, было заменено делением на “обы”, в основе которого лежал территориальный принцип.

Вся территория Лаконии разделилась на большое количество “обов”, представлявших собой небольшие административно - территориальные округа.

Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков (“комай”). Которые так и не образовали единого целого.

Замкнутость родовых группировок, в связи  с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению Спарты как рабовладельческого полиса.

Над усложненным  родовым строем надстраивалась примитивная  государственная организация. Берг А. Социальные движения в древней  Спарте.

Таким образом, на классобразование в Спарте сильное влияние оказало завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов.

Для этой цели старым родоплеменным органом  управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям. 

Реформы Ликурга, приспособив многие стороны  жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное  равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике  Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение  внутренней торговли, позволили сформироваться “Общине равных” схожих по материальному  положению граждан.

Государство заботилось об обеспечении сограждан  всем необходимым, но в тоже время  контролировало размер взимаемой с  илотов продукции, не давая возможности  разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

Деление земли после II Мессенской войны на клеры, приписываемое тому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло период выделения обезземеленных граждан - гипомейонов.

Таким образом, в результате завоевания в  спартанском обществе классического  периода (VII-V вв. до н.э.) сложилось три  основные класса.

Класс порабощенного населения - илотов, положение  которых отличалось от положения  рабов в других полисах с точки  зрения экономической, но в политическом отношении соответствовало.

Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелких землепользователей и ремесленников соседних полисов.

Аристократическая “община равных”, не участвовавшая  в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель “равных” - завоевание новых земель и удержание  в повиновении уже завоеванных  масс населения.

В итоге  можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в политической и общественной жизни в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами. 

2. Политический  строй государства Спарта

2.1 Царская  власть

спарта пелопоннес государство эфорат

В период завоевания дорийцы представляли собой  военно-племенные объединения, возглавляемые  патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при  военной демократии и не соответствующие  нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям  и сохранились в Спарте как  в “музее исторических окаменелостей”, по выражению К.М. Колобовой.

Государственными  институтами Спарты являлись:

апелла - собрание граждан полиса.

герусия - совет старейшин.

эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.

два архагета - царя.

В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством.

Архит Тарентский в сочинении “О законе и справедливости” считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии. Андреев Ю.В. Спартанские “всадники” // ВДИ.

Монархический элемент - царская власть. Ведущей  роли в управлении государством она  не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись “верховными главнокомандующими” армией и исполняли жреческие функции: “...в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника...” Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова

Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

“Особые же почести и права спартиаты  предоставляли своим царям вот  какие: обе жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса  Урания (бога неба) и даже право вести  войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в  походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в  поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную  часть мяса. Таковы были особые преимущества царей во время войны.(VI, 58) Плутарх. Сравнительный жизнеописания: В 3-х  т.

В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений от имени  царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При  возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного  животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вместе с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [на пир], то им подают все кушанья в 2-ном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду.

Посмертные  же почести царей вот какие. О  кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей - мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [для погребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.

После кончины царя его наследник, вступая  на престол, прощает спартиатам все  долги царю или обещания. (VI, 51-60) Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х  т.

Ксенофонт в “Лакедемонской политии” описывает примерно такие же взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. “При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от своего имени... клянется править, сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.” Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова.

В обязанности  только царей входили решения  по некоторым вопросам. “Только  одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о  выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии  царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов... каждый имел 2 голоса”. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х  т.

Однако  Фукидид считает неправильным представление  о том, что лакедемонские цари при голосовании имели 2 голоса каждый, по его мнению, давался на самом деле 1 голос. (I, 20)

В герусии  цари председательствовали. “Высшая  власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям... после них - старцами - геронтам...” Плутарх. Сравнительные  жизнеописания: В 3-х т.

Цари  Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели  плодородными участками, выделенными  из государственных земель. Колобова К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н.э. Кроме  того, им полагались описанные выше приношения “от народа”: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской  общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время  как остальная добыча становилась  собственностью всей общины. Колобова К.М. Древняя Спарта в Х -IV вв. до н.э.

Одновременное правление двух царей, происходивших  из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры, вошла в общину завоевателей.

Происхождение власти 2-х царей обычно объясняется  результатом синойкизма дорийской и ахейской общин. Плутарх в биографии Ликурга ведет род Эврипонтидов от царя Соя, завоевывавшего земли аркадцев. (II, 54) Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. Возможно именно этот род являлся дорийским. Следовательно, Агаиды были ахейским родом.

Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление  двух царей было обязательным.

Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные  полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных  лиц не имел право вмешиваться  в распоряжения царей или не подчиняться  им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

Информация о работе Государственное и общественное устройство Древней Спарты