Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:39, реферат
К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.
1. Государственное управление в Российской
империи в начале XX века.......................................................................3
2. Местное самоуправление в России в начале XX века..........................5
3 .Ограничение самодержавия в России в начале XX века.....................6
4. Место реформ П.А. Столыпина в системе
государственного управления..................................................................7
5. Февральская революция 1917 г............................................................8
6. Реформы управления в период Временного правительства..............10
7. Октябрьская революция и последующая
реорганизация власти в России...............................................................11
8. Государственное и местное
управление в первые годы советской власти..........................................12
9. Антибольшевистские правительства России.......................................14
10. Образование СССР. Распределение власти между
Правительством СССР и союзными республиками...............................15
11. Система государственного
управления в СССР в 1930-40-е годы..............
Содержание:
1. Государственное управление в Российской
империи
в начале XX века..........................
2.
Местное самоуправление в России в начале
XX века..........................
3 .Ограничение самодержавия в России в начале XX века.....................6
4. Место реформ П.А. Столыпина в системе
государственного
управления....................
5.
Февральская революция 1917 г.............................
6. Реформы управления в период Временного правительства..............10
7. Октябрьская революция и последующая
реорганизация
власти в России......................
8. Государственное и местное
управление
в первые годы советской власти..............
9.
Антибольшевистские правительства России........................
10. Образование СССР. Распределение власти между
Правительством
СССР и союзными республиками..................
11. Система государственного
управления в СССР в 1930-40-е годы..........................
Государственное
управление в Российской
империи в начале XX
века
К
началу XX в. в Российской империи
сохранялась система
К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.
Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.
В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.
Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.
Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.
Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.
В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.
Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.
Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.
Так,
26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте
говорилось об убежденности «хранить
вековые устои российской державы»,
подавлять «смуту». Также провозглашалось
намерение расширять свободу вероисповедания
и идти по пути ослабления «сословной
неравноправности» крестьян, т. е. большинства
населения страны. Таким образом, казалось,
что спокойное развитие страны на основе
привычного уклада жизни будет продолжаться
бесконечно. Подобные ощущения наиболее
полно выразил еще в 1897 г, государственный
секретарь, впоследствии министр внутренних
дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную
историю и специальный строй», «имеется
полное основание надеяться, что Россия
будет избавлена от гнета капитала и буржуазии
и борьбы сословий». Исполнительные структуры
не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям,
на пороге которых стояла Россия.
Местное самоуправление
в России в начале XX
века
Городовое положение, принятое в 1892 г., действовало вплоть до 1917 г. В отношении избирательных прав горожан данное Положение совершило шаг назад: хотя отменялись избирательные разряды, но сделано это было лишь за ненадобностью: круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. Избирательного права лишались квартиронаниматели, таким образом, почти вся городская интеллигенция не могла принять участия в выборах. Из состава избирателей исключались купцы и домовладельцы иудейского вероисповедания, священнослужители христианских конфессий, владельцы винных лавок и питейных домов.
Все сколько-нибудь важные постановления городской думы должны были утверждаться губернатором или министром внутренних дел. В эту категорию попадали и постановления по вопросам о городском бюджете и сверхсметных расходах, о переложении натуральных повинностей в денежные, о муниципализации предприятий, об отчуждении городского имущества, о займах и поручительствах, о размерах платы за пользование городскими предприятиями, о планировке города. Губернатор был вправе приостанавливать исполнение думского постановления, если усмотрит, что оно не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.
В отличие от всех других городов, в Москве в соответствии с Городовым положением городской голова назначался императором по представлению министра внутренних дел. Городская дума избирала лишь двух кандидатов на этот пост. Члены московской городской управы, как и других городах империи, утверждались в должности правительственной администрацией: товарищ городского головы – министром внутренних дел, остальные члены – губернатором. Все члены городской управы считались состоящими на госслужбе. Чины им не присваивались, но они пользовались теми же правами, что и чиновники соответствующих классов.
Независимо
от усиления правительственного надзора
и опеки над городским
Развитие исполнительных органов городского самоуправления имело и обратную сторону: этот процесс приводил к возникновению противоречия между думой и управой, тем более что служебная карьера членов и служащих управы зависела не от думы, а от местной администрации. После избрания членов управы дума не могла их сместить.
В
деревнях действовало волостное
самоуправление. Волостной сход составляли
все хозяева на определенной территории,
т.е. имевшие земельный удел. Надел переходил
по наследству. Волостной сход избирал
волостных старшин. Выборы в сельской
местности опирались на волостные сходы,
которые выдвигали депутатов в земские
органы власти и выборщиков, избиравших
депутатов Госдумы.
Ограничение самодержавия
в России в начале XX
века
Самодержавная власть предпринимает первую попытку реально сформировать высшее представительное учреждение России. При этом предполагалось максимально ограничить и урезать влияние этого учреждения на государственную политику. В первом проекте (6 августа 1905 г.) компетенция Государственной думы сводилась к сугубо совещательной функции. Выборы в Думу планировались многоступенчатые, сословно-куриальные. Женщины, рабочие, студенты, военные избирательных прав не имели. Из-за бойкота интеллигенции и революционных событий октября 1905 г. выборы в Думу не были проведены.
Четвертый период охватывает время с 17 октября 1905 г. по 3 июля 1907 г. В октябре 1905 г. в России началась Всероссийская октябрьская политическая стачка. Прекратили работу тысячи предприятий, железная дорога, телеграф и телефон. В докладе царю С.Ю. Витте отмечал, что Россия переросла форму существующего строя и стремится к правовому строю на основе гражданской свободы. Николай II был вынужден сделать ряд серьезных уступок оппозиции. Манифестом 17 октября 1905 г. он даровал народу демократические свободы и законодательную Государственную думу. Был преобразован Государственный совет, который стал верхней палатой законодательного учреждения и получил право вето на решения Думы, являясь, таким образом, ее реальным противовесом в законотворческом процессе.
Создание
первого народного
Весной
1906 г. Россия получила Основные законы
в новой редакции. Формально, с
точки зрения закона, в России была
установлена ограниченная монархия,
т.к. в соответствии со ст. 86 никакой
закон не мог вступить в силу без
одобрения Государственной думой, однако
фактически в России и после октября продолжала
существовать абсолютная монархия. За
царем сохранялся целый ряд приоритетных
прав: глава государства, главнокомандующий
армией и флотом, глава исполнительной
власти, а также право созыва и роспуска
народного представительства и право
издания указов в промежутке между думскими
сессиями. Государственная дума не имела
права пересмотра Основных законов, ограничивались
и ее бюджетные права. Новый строй представлял
собой странное смешение строя конституционного
с абсолютизмом.
Информация о работе Государственное управление в России в начале 20 века