Государственное управление в России в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:39, реферат

Описание

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

Содержание

1. Государственное управление в Российской
империи в начале XX века.......................................................................3
2. Местное самоуправление в России в начале XX века..........................5
3 .Ограничение самодержавия в России в начале XX века.....................6
4. Место реформ П.А. Столыпина в системе
государственного управления..................................................................7
5. Февральская революция 1917 г............................................................8
6. Реформы управления в период Временного правительства..............10
7. Октябрьская революция и последующая
реорганизация власти в России...............................................................11
8. Государственное и местное
управление в первые годы советской власти..........................................12
9. Антибольшевистские правительства России.......................................14
10. Образование СССР. Распределение власти между
Правительством СССР и союзными республиками...............................15
11. Система государственного
управления в СССР в 1930-40-е годы..............

Работа состоит из  1 файл

Содержание ХХвек.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

       Место реформ П.А.  Столыпина в системе  государственного  управления 

     В 1906 г. на должность главы правительства  был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. Цель реформ Столыпина – сделать  из России правовое государство. Правовое государство по Столыпину означало, что права и обязанности народа определены законом и не должны зависеть от воли отдельных лиц.

     Деятельность  Столыпина в области государственного управления сводилась к следующим  моментам:

    • чрезвычайное положение для подавления революционных выступлений;
    • смертная казнь за политические преступления;
    • частная собственность на землю для крестьян;
    • освоение восточных окраин.

     В ноябре 1906 г. выходит подготовленный Столыпиным указ, разрешающий крестьянам выходить из общины. Для обеспечения всех крестьян необходимым количеством земли Крестьянский банк скупал помещичьи имения для продажи земельных участков крестьянам по льготной цене в многолетний кредит. Земли Алтайского округа обращались для устройства переселенцев. В с/х пришла рыночная экономика. Крестьянин должен был превратиться в мелкого землевладельца и стать опорой государственного управления.

     В сфере международной политики Столыпин придерживался курса на поддержание  мира, поиск новых союзников для  России. Столыпин считал, что на европейские страны Россия не может опираться, потому что Европа соперничает с Россией за жизненное пространство. Союзником России Столыпин видел США, с которым у России не было конфликтов и на которые надлежало ориентироваться при построении гражданского общества, развития регионального самоуправления и экономики.

     Негативные  последствия Столыпинских реформ: конфликтная  ситуация не была полностью решена, проблемы приведшие к революции, остались. Жесткие карательные меры остановили открытые выступления, но скрытое недовольство сохранялось. Освоение восточных окраин не было хорошо подготовлено, часто переселенцы оказывались на голой земле без средств к существованию, пополняли ряды нищих и преступников, участвовали в социальных выступлениях. Столыпинские реформы не имели широкой поддержки в обществе, критиковались и правыми, и левыми. Правительство, осуществляющее программу по изгнанию из деревни помещиков, сталкивались с ликвидацией тех слоев населения, на которые оно политически опиралось. Правые экстремисты считали, что реформы колеблют вековые российские традиции, левые видели в реформах препятствие для революции. 
 
 

     Февральская революция 1917 г. 

     В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное  усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усилилось из-за постоянных перебоев в поставках продовольствия в Москву и Петроград. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходящую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». 25 февраля Николай II, находившийся в Ставке, отправил командующему Петроградским военным округом телеграмму с требованием «завтра же прекратить в столице беспорядки!». Но революционные события в Петрограде нарастали. 27 февраля восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения. Вечером Председатель Совета министров телеграфировал в Ставку, что правительство не может справиться с положением, просил распустить его и призвать к власти лиц, пользующихся доверием в обществе. Тем временем восставшие овладели Петропавловской крепостью, Зимним дворцом. Правительство разбежалось.

     Решено  было создать особый орган — «Временный комитет членов Государственной думы» во главе с председателем Думы М. В. Родзянко для управления столицей и государством. Также был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. Комитет обратился с призывом к рабочим и солдатам срочно выбрать своих делегатов в Совет. Председателем Исполкома Петроградского Совета был избран лидер социал-демократической фракции Думы меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителями — А. Ф. Керенский и М. И. Скобелев. Большинство в Исполкоме и в самом Совете принадлежало меньшевикам и эсерам.

     1 марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства, которое возглавил князь Г. Е. Львов. Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов П. Н. Милюков. А. И. Гучков стал военным и морским министром. Единственный представитель социалистов А. Ф. Керенский занял кресло министра юстиции.

     В ту же ночь, когда было образовано Временное  правительство, Петроградским Советом  был издан приказ № 1 по гарнизону  Петроградского военного округа, который  отменял традиционные армейские формы дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях.

     Задача  Советов заключается в контроле за деятельностью Временного правительства  и давлении на него в случае отклонения от демократического курса. Прекрасно осознавая, что либеральные деятели в отличие от социалистов имеют некоторый опыт государственного управления, они считали, что только союз всех политических сил, стоящих на позициях демократии, сможет предотвратить гражданскую войну и восстановление монархии в России. Так в стране сложилась система двоевластия.

     Николай II возвращался в Петроград, но по дороге получил телеграммы от всех главнокомандующим фронтами, где  единогласно «умоляли» императора «во имя спасения родины и династии» согласиться с предложением Председателя Государственной думы – отречься от престола. И 2 марта Николай II подписал акт об отречении от престола, но в пользу не сына, а младшего брата Михаила. Одновременно с отречением царь подписал указ о назначении Г. Е. Львова Председателем Совета министров. Но и Михаил под давлением почти всех политических лидеров отказался от престола, заявив, что судьбу монархии в России должно решить Учредительное собрание. Российская монархия фактически прекратила свое существование.

     После отречения императора Николая II Россия стала самой свободной страной  мира. Началось строительство новой  системы государственного управления и поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, начался  переход от унитарного государства к федеративному.

     Последствия:

  1. Падение самодержавия и установление двоевластия
  2. Изменение политического режима
  • Старые государственные органы были упразднены.
  • Был распущен Государственный Совет Российской империи.
  • Временным правительством была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования должностных преступлений царских министров и высших чиновников.
  • Смертная казнь заменялась 15-летней каторгой.
  • Была объявлена амнистия осужденным по уголовным причинам и по политическим мотивам.
  • Отменены ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.
  • 28 февраля в Петрограде фактически была упразднена полиция и сформирована народная милиция.
  • Все граждане без ограничений могли образовывать союзы и проводить собрания.
  1. Изменения в системе местной власти (устранялись должности всех губернаторов и вице-губернаторов, что парализовало систему местного управления).
  1. Объявление равенства всех религий перед законом, восстановление системы патриаршества.
 
 
 

       Реформы управления  в период Временного  правительства 

     Временное правительство предоставило стране демократические свободы, освободило политзаключенных, отменило смертную казнь. Однако наладить систему исполнительной власти Временному правительству не удалось.

  1. Это правительство было сформировано стихийно и не имело конкретной программы действий.
  2. Дестабилизирующую роль играло сложившееся двоевластие. Стихийно образованные Советы имели большое влияние на общественную жизнь и старались принимать собственные решения, часто специально противоречащие правительственным, но демонстрирующие политическое влияние Советов. Особенно губительным оказался Приказ № 1 Петраградского Совета, разрешавший солдатам обсуждение приказов командиров. В армии начались массовое дезертирство, анархия, сдача позиций противнику.

     Тем временем в стране усугублялся кризис. На фронте Россия понесла поражение. Экономика России пришла в упадок из-за непрекращающихся забастовок. Активизировались национальные движения в Финляндии, Сибири, на Украине, Северном Кавказе и даже среди казаков. Амнистия способствовала наплыву уголовников в города, что привело к росту преступности. В деревнях начались стихийные бунты. Попытка Временного правительства восстановить в стране порядок с помощью военного переворота генерала Корнилова превратилась в фарс. Напуганные решительностью Корнилова деятели Временного правительства отказались от сотрудничества и объявили его мятежником.

     Перед Временным правительством стояли задачи прекращения войны и решения земельного вопроса. Крестьянам было предоставлено право пользования землей до Учредительного собрания. Это привело к новым конфликтам в деревне. Чтобы спасти Россию от военной катастрофы, было принято решение начать мирные переговоры и разрешить самоопределение Польше и Прибалтике. Это способствовало еще большему разложению армии, особенно наряду с отменой смертной казни за дезертирство.

     Фактически  Временное правительство смогло осуществить только муниципальную  и церковную реформы. Февральская  революция 1917 г. принесла с собой  всеобщее избирательное право и  пропорциональную систему выборов. Именно на такой основе прошли в  июне 1917 г. выборы в Мосгордуму. В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы.

     После ликвидации самодержавия православная церковь освободилась от государственного контроля и должна была выработать принципы своего самоуправления. После  двухсотлетнего перерыва в России было восстановлено патриаршество.

     Несмотря  на объявленную амнистию, Временное  правительство преследовало крупных  государственных чиновников старого  режима. Сразу после отречения  Николая была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров и прочих должностных лиц. Установить преступные деяния и антигосударственную деятельность бывших чиновников Комиссии не удалось. Однако в ходе следствия некоторые бывшие госслужащие оказались в тюрьме, т.е. стали первыми жертвами «красного террора».

     Осенью 1917 г. преступность и продовольственный  кризис нарастали. Из-за забастовок многие предприятия закрывались, что привело  к массовой безработице и росту  социальной напряженности. Временное  правительство не обладало поддержкой народа и не решило имевшиеся проблемы. В сложившейся обстановке возникли благоприятные условия для захвата власти большевиков. Глава Временного правительства А.Ф.Керенский знал о попытках большевиков захватить власть, но не имел опоры в лице вооруженных сил, чтобы принять решительные меры, поэтому попытался решить конфликт мирным путем. 
 
 

     Октябрьская революция и последующая  реорганизация власти в России 

     Вечером 24 декабря в Петрограде под предлогом  предотвращения нового военного мятежа большевики стали раздавать оружие рабочим. Дезориентация населения была обеспечена после захвата отрядами большевиков учреждений связи и транспортных узлов. Керенский попытался послать в столицу войска для наведения порядка, на армейские комитеты отказались исполнять приказ.

     25 октября 1917 г. открылся 2-ой съезд  Советов народных депутатов. Керенский  уехал из города, Временное правительство  было блокировано в Зимнем. Съезд  Советов оказался перед фактом  захвата власти большевиками. Часть  делегатов покинуло съезд, оставшиеся избрали новое правительство – Совет народных комиссаров.  Председателем СНК стал В.И.Ленин. 

       
 
 
 

     Новое правительство должно было действовать  следующим образом: «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни  поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу, т.е. главой государства с 8 ноября стал Я.М.Свердлов».

Информация о работе Государственное управление в России в начале 20 века