Государственное управление в СССР (1922-1991)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание

История государственного управления России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, хронологической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости. Государственное управление это сложное и многоплановое явление. Под государственным управлением понимают целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Становление советской системы государственного
управления (Конституции 1924, 1936 гг.)…………………………………………………….5
1.1 Конституция нового Союза ССР 1924 года………………………………………….5
1.2 Конституция 1936 года - законодательное закрепление
основ построенного в СССР……………………………………………………….6
2 Особенности модели государственного
управления в годы Великой Отечественной войны ………………………………………...…9
2.1 Состояние государственного управления СССР к началу
Великой Отечественной войны………………………………………………………9
2.2 Советский государственный аппарат после
нападения фашистской Германии на СССР …………………………………………..
2.3 Чрезвычайные органы управления в годы Второй Мировой войны……………….12
2.4 Издержки государственного управления в годы
Великой Отечественной Войны……………………………………………………..15
3. Эволюция государственного управления в 1956–1991 гг.…………………………
Заключение ………………………………………………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

КР история управления гос-вом.docx

— 58.39 Кб (Скачать документ)

Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для  решения конкретных, возникших в  связи с войной задач. Условия  военного времени продиктовали создание новых органов управления. 2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации.

 

2.4 Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих Советов. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза – в 1942, 1944 и 1945 гг. Нерегулярно созывались сессии Верховных Советов и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов пополняли путем кооптации исполкомы подведомственных Советов. На освободившейся территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.[10] Расширение прав союзных республик, декларированное Законом «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат», принципиально не меняло систему управления и преследовало скорее политические, чем управленческие цели.

В приниженном положении  были и партийные органы. Съезды и конференции ВКП(б) во время  войны не собирались. Пленум ЦК партии собрался лишь однажды – в январе 1944 г. Политбюро, Оргбюро и Секретариат  как постоянные органы собирались нерегулярно. Состав этих органов за годы войны  не изменился. Принципиальные решения, принятые узким составом лиц, приближенных к Сталину, оформлялись как протоколы  заседаний Политбюро. Многие вопросы  в военное время решались аппаратом  ЦК ВКП(б), который разрастался и  делался все более громоздким. В Управление кадров ЦК входило более  полусотни отделов, которые дублировали  структуру центральных государственных  и народно-хозяйственных учреждений.

 

 

3. Эволюция государственного управления в 1956—1991 гг.

После XX съезда КПСС общая тенденция к оживлению общественной жизни затронула методы и формы управления страной. Так, в частности, отраслевой принцип в управлении промышленностью был дополнен территориальным: в 1957г. вводятся Советы народного хозяйства (СНХ). К сожалению, экономический эффект от этой реформы оказался недолговременным; более того, реорганизации принимали все более поспешный и непродуманный характер: так, в 1962 г. партийные и советские органы были разделены на городские (промышленные) и сельские. С приходом в 1964 г. нового руководства во главе с Л. И. Брежневым возобладал курс на недопущение перемен.

Лейтмотивом внутренней политики конца 70-х — начала 80-х гг. XX века становится сохранение статуса-кво. Все изменения шли по линии увеличения числа общесоюзных и союзно-республиканских министерств, укрепления бюрократического аппарата. Количество министерств возросло с 29 до 160, а общая численность управленцев достигла 18 млн. человек (из них 1,6 млн. — высшее и среднее звено управления, 11,5 млн — управленческий аппарат предприятий и организаций, 3,5 млн.— технический и обслуживающий персонал). По подсчетам М. Вселенского, численность номенклатуры в 70-е гг. составила 750 тыс. человек[2] . В результате система государственного управления в СССР к началу 80-х гг. оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность партийно-государственного аппарата преодолеть сползание страны в пропасть вызвало к жизни политику «перестройки».

Первые признаки изменения курса проявились уже  в период пребывания на посту генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова (1983—1984 гг.), который попытался навести элементарный порядок и дисциплину с помощью административных и силовых мер. Но в полной мере попытки реформирования советского общества нашли отражение в политике М.С. Горбачева (1985—1991 гг.), пришедшего к власти в 1985 г. Первоначально политика перестройки была направлена на ускорение социально-экономического развития при сохранении существующей системы. Неудача «ускорения» заставила Горбачева перенести акцент на реформирование политической сферы. Начинает осуществляться политика гласности (ограниченной свободы слова), направленная прежде всего на критику ряда аспектов политики КПСС и ее лидеров. Политика гласности подготовила конституционную реформу (1988 гг.). Смысл ее состоял в создании новых высших органов власти — Съезда народных депутатов, избираемого всенародным голосованием на альтернативной основе, и Верховного Совета, избираемого депутатами Съезда и действовавшего в промежутках между Съездами.

Выборы Съезда в начале 1989 г. и трансляция первого  съезда по радио и телевидению создали новую политическую ситуацию. Часть депутатов Съезда, объединившаяся в межрегиональную депутатскую группу, провозглашает себя демократической оппозицией. Процессы активизации общественной жизни затрагивают и некогда монолитную КПСС: в начале 1990 г. заявляют о себе Демократическая, Марксистская, Большевистская платформы в КПСС. Власть умеренных реформаторов во главе с М.С. Горбачевым оспаривается справа и слева. В этих условиях вводится новая должность главы государства: на III Съезде народных депутатов 14 марта 1990 г. М.С. Горбачев на безальтернативной основе избирается первым (и последним) Президентом СССР.

Процессы демократизации общества, к сожалению, несли не только позитивное содержание. Перераспределение власти от союзного центра в пользу союзных и автономных республик совпало по времени с мощным взрывом этнических чувств у ряда народов, желавших восстановить, как им представлялось, историческую справедливость, провозгласив государственный суверенитет. В ряде мест этнические конфликты имели весьма интенсивный характер, приведя к трагическим последствиям (Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Ош, Баку, Приднестровье и др.). Рост межэтнической напряженности инициировался и подогревался региональными элитами.

События приняли  еще более разрушительный характер, когда новое руководство РСФСР вслед за провозглашением суверенитета России подписало двухстороннее соглашение с Украиной и Казахстаном о взаимном признании суверенитетов республик. Весной 1991 г. введен пост президента в РСФСР, а в июне 1991 г. на этот пост был избран Б.Н. Ельцин. Личная неприязнь двух президентов — М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина — привела к тому, что распад СССР стал неизбежен, тем более что проект нового союзного Договора, предусматривающего, помимо прочего, и повышение статуса автономных республик, отказались подписать прибалтийские республики, Армения, Грузия и Молдова. Путч 19 августа 1991 г. привел к ликвидации Союза ССР и последующему демонтажу всей системы государственного управления.

Попытка государственного переворота, предпринятая в августе 1991 г. группой высших партийных и государственных деятелей во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым, потерпела полный провал. Это создало в стране новую внутриполитическую ситуацию. КПСС уходит с политической арены: ее деятельность на территории России сначала приостанавливается, а затем запрещается. Все попытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового союзного договора  оказались безуспешными, и после подписания соглашения о создании СНГ он вынужден был сложить свои полномочия.

8 декабря 1991 г. в Беловежской  пуще Б. Ельцин (Российская Федерация), Л. Кравчук (Украина) и Ст. Шушкевич (Белоруссия) подписали соглашение о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. и ратифицировал соглашение о создании СНГ. Президент СССР М.С. Горбачев вынужден был сложить свои полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении данной работы, изучив материал по истории  государственного управления России советского периода, можно сказать следующее - система власти, установленная в середине 1930-х гг., без радикальных изменений просуществовала более полувека.

Особое место занимает государственное управление в годы Великой Отечественной войны, когда  система государственного управления подверглась  жесточайшей проверке на прочность. Эту проверку она выдержала  ценой неимоверных усилий и жертв. Благодаря этому была сохранена  целостность государства и его  независимость. 1

Изменения в системе  власти, произошедшие в 1941—1945 гг., носили временный характер. Вся полнота власти в силу чрезвычайных обстоятельств была сосредоточена в руках чрезвычайных органов — Государственного комитета обороны (ГКО) и его республиканских, областных и городских отделов. Их деятельность не регламентировалась какими-либо документами. Вместе с тем,  в этот период достаточно трудно провести грань между высшими органами государственной власти СССР, поскольку одни и те же лица входили одновременно в состав Политбюро, ГКО, СНК и Ставки ВГ.

С начала 60-х гг. в социально-экономической жизни общества стали накапливаться негативные, застойные явления.

Новая Конституция, принятая 7 октября 1977г. внеочередной 7-й сессией Верховного Совета СССР десятого созыва, стала ярким проявлением этих тенденций. По-прежнему основой политической системы страны провозглашались Советы, которые стали именоваться Советами народных депутатов.

В Конституции больший  акцент был сделан на руководящей роли КПСС в общественном и государственном управлении, отражена новая структура национально-государственного устройства, формально расширены функции Верховного Совета, Президиума Верховного Совета, Советов всех уровней. Конституция 1977 г. стала видоизмененным вариантом Конституции 1936 г. и потому не могла внести сколько-нибудь существенных изменений в структуру органов государственной власти и управления, да и не ставила этой цели.

В декабре 1991 года закончился более чем семидесятилетний период существования советской системы и правления коммунистической партии, вместивший в себя и трагические, и радостные события.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учеб. пособие. М., 1997.

2. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

3. История государственного управления в России / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1997.

4.История России. XX век / A.M. Боханов, М.М. Горинов и др. М., 1997.С. 581.

5. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.

6. Соколов А. К. Курс советской истории. 1917—1940. М., 1999.

7. Игнатов В.Г.  История государственного управления России. Учебник /. 2002.

8.. Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. - М.: МГИАИ, 1981.

9. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрист, 1994.

10.. История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп./Под общ. ред.Р.Г. Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

11. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. проф. В.Н.Шевелев – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

12. Куликов В.И. История государственного управления России: Учебник.- М.: Издательский центр « Академия», 2003.

 


Информация о работе Государственное управление в СССР (1922-1991)