Государственное устройство Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:43, реферат

Описание

Государство в Западной Европе.
Территория - 551,6 тыс. кв.км. Столица - г. Париж.
Население - 65,4 млн чел. (1998 г.).
Официальный язык - французский.
Религия - подавляющее большинство верующих - католики.

Содержание

1. Франция. Краткая история___________________________3
2. Государственное устройство__________________________3
3. Законодательная система_____________________________7
4. Судебная система. Органы контроля__________________11
5. Политические партии и общественные организации____20
6. Литература_________________________________________21

Работа состоит из  1 файл

Франция_1.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

     «Провал компромисса»

     Если  одна из палат отклоняет выработанный Комиссией вариант, или если члены  Комиссии вообще не смогли достигнуть компромисса, говорят о «провале компромисса» (échec de conciliation). В этом случае Парламент может снова запустить «челнок». Либо правительство просит Национальное собрание принять окончательное решение (statuer définitivement).

     В этом случае законопроект – в том  виде, в каком он был до созыва Комиссии – еще раз читается в  Национальном собрании и в Сенате по обычной процедуре, и если обе палаты принимают его, становится законом. В противном случае (если одна или обе палаты против) Национальное собрание проводит решающее чтение без внесения поправок – либо по тексту, выработанному Комиссией (если таковой имеется), либо по своему тексту, принятому до созыва Комиссии.

     Промульгация

     Принятый  Парламентом текст законопроекта  поступает в секретариат Правительства, который должен передать его на Президента. Только Председатель Республики промульгирует  законы, т.е. придает им исполнительную силу. Глава государства должен в течение 15 дней поставить под документом свою подпись, а затем опубликовать его в «Официальной газете» (Journal officiel).

     Повторное рассмотрение

     Однако  если Президент полагает, что законопроект противоречит Конституции, или имеет другие сомнения, он может направить документ на повторное рассмотрение (nouvelle délibération) – Президент принимает соответствующий декрет, а 1-й министр контрассигнирует его. Законопроект в этом случае снова вносится на рассмотрение Парламента и проходит через него по обычной процедуре.

     За  историю 5-й республики такое случалось  трижды: 
- в 1983 Миттеран вернул законопроект о размещении во Франции Всемирной выставки, поскольку страна сняла свою кандидатуру, логично, что закон не был вновь поставлен на повестку дня; 
- в 1985 Миттеран внес на повторное рассмотрение в Парламент закон о Новой Каледонии, поскольку несколько его статей были признаны неконституционными, и Президент не хотел вводить закон в действие в усеченном виде; 
- в 2003 Ширак отправил на новое рассмотрение законопроект о выборах в региональные советы и Европарламент, одна из статей которого была признана неконституционной.

     Конституционный совет

     Пока  законопроект находится у Президента и ожидает его подписи, Конституционный совет может приостановить промульгацию, если считает, что документ может противоречить Основному закону страны. Свое окончательное заключение Совет должен дать в течение месяца (если потребует Правительство – в течение недели), и обжалованию оно не подлежит.

     Конституционный совет вступает в игру по собственной  инициативе, если речь идет о т.н. «органических» законах (lois organiques) – дополняющих  или изменяющих Конституцию. Заключение по «обычным» законам (lois ordinaires) Совет  может дать только по запросу Президента, 1-го министра, председателя палаты Парламента, а также (с 1974) 60 депутатов или 60 сенаторов.

     Если  Конституционный совет объявляет  законопроект соответствующим (conforme) Конституции, Президент промульгирует его. Если весь законопроект признан неконституционным, его принятие аннулируется. Если Конституции противоречит часть документа, остальные статьи могут быть промульгированы.

     Особенные процедуры

     Упрощенное  рассмотрение

     Поскольку Парламент обладает ограниченным запасом  времени на открытые заседания, некоторым законопроектам – скорее технического, чем политического характера – он уделяет меньше внимания и рассматривает по упрощенной процедуре (examen simplifié). Например, она применяется при ратификации международных договоров.

1. Не проводится  общего обсуждения. 
2. При детальном обсуждении поднимаются только спорные статьи – то есть те, к которым предложены поправки. 
3. По каждой поправке высказываются только ее автор, председатель или докладчик готовившей законопроект комиссии – «за» и один оратор – «против», а также представители Правительства.

     «Объединенное голосование»

     Согласно  Конституции, Правительство может  потребовать от любой из палат  провести голосование по целой части  законопроекта или по всему его  тексту, то есть принять несколько статей единым блоком – это «объединенное голосование» (vote bloqué). При этом только Правительство решает, по какой части будет проходить голосование, а каким положениям палата сможет провести дискуссию.

     Смысл этой процедуры в том, что Правительство лишает палату возможности принимать поправки к некоторым частям законопроекта.

     Вопрос  об ответственности  Правительства

     После совещания в Правительстве 1-й  министр может связать любой  законопроект (или его часть) с  вопросом о доверии своему кабинету (engagement de responsabilité). Вопрос о доверии может быть поставлен только перед Национальным собранием. Как правило, это касается финансовых проектов, особенно если они связаны с финансированием социальных расходов.

     В этом случае обсуждение законопроекта сразу прекращается, и начинается рассмотрение вопроса о доверии. Чтобы выразить Правительству недоверие и (одновременно) отклонить связанный с ним законопроект, необходимо принять резолюцию порицания (motion de censure). Резолюция вносится в течение 24 часов при поддержке, по меньшей мере, 10% депутатов. Затем проводится голосование по резолюции, которая должна получить одобрение абсолютного большинства депутатов.

     Если  резолюция порицания не было принята  или даже внесена, доверие Правительству  считается подтвержденным, а связанный с ним законопроект – принятым. Правда, это касается только одного чтения, в котором на этот момент находился законопроект, и затем «челнок» продолжает свое движение в обычном ритме.

     Чтобы провести свой проект через все стадии рассмотрения в Парламенте, Правительство ставит вопрос о доверии по одному и тому же документу несколько раз: 
- сначала в 1-м чтении, 
- затем созывает Смешанную паритетную комиссию и связывает вопрос о доверии с выработанным ей вариантом, 
- наконец, если Сенат все еще возражает против законопроекта, требует от Национального собрания последнего слова и вновь ставит вопрос о доверии.

     За  историю 5-й республики ее правительства  ставили вопрос о доверии 82 раза, только 48 раз дело доходило до голосования  по резолюции порицания, и ни разу она не была принята. 12 законопроектов проходили с вопросом о доверии во всех трех чтениях.

     Кстати, принятый в 2003 с применением вопроса  о доверии законопроект о выборах  в региональные советы и Европарламент  в итоге был возвращен Президентом на повторное рассмотрение из-за несоответствия Конституции.  

4. Судебная система. Органы контроля 

     Система общих судов во Франции включает Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

     Кассационный  суд, возглавляющий систему общих судов, - одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще при "старом режиме", предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название получил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает 6 палат - 5 по гражданским делам и 1 по уголовным. В свою очередь "гражданские" палаты делятся на первую, вторую и третью палату по гражданским делам, палату по торговым и финансовым делам и палату по социальным вопросам (она рассматривает дела по социальному страхованию, трудовым соглашениям и др.). Согласно декретам 1982-1983 гг. Кассационный суд состоит из первого председателя, 6 председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора). Еще одна категория служащих Кассационного суда - аудиторы, которые вместе с советниками-докладчиками, имеющими совещательный голос и более высокий статус, участвуют в подготовке дел к слушанию (их функции определены декретом 1984 г.).

     Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей 3 палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по 2 других представителя от каждой палаты. Постановление палаты выносится при участии в ее заседании не менее 5 членов Кассационного суда с решающим голосом, включенных в состав этой палаты. По некоторым вопросам (в частности, относительно отклонения явно необоснованных жалоб либо жалоб на постановления обвинительной камеры апелляционного суда) решения могут приниматься коллегией из 3 судей соответствующей палаты. Смешанные палаты созываются в случаях, когда в одной из палат голоса разделились поровну либо дело содержит вопрос, касающийся компетенции нескольких палат или вызывающий противоречивые суждения. Пленум Кассационного суда собирается для слушания таких дел, которые содержат вопросы принципиального характера, а также при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде.

     В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, исчерпаны возможности обжалования в обычном апелляционном порядке. При этом Суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта - только на неправильное применение закона и нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд пересматривает приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного. Кассационный суд, отменяя решение или приговор нижестоящего суда, обычно направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако, если фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только по конкретным делам, однако они существенно влияют на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особую значимость имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики.

     Апелляционные суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от 2 до 4), и 5 апелляционных судов, действующих в "заморских территориях" Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и социальным вопросам. В Парижском апелляционном суде насчитывается 25 палат, в Лионском - 7, в некоторых апелляционных судах - по 1 палате. Дела рассматриваются в составе не менее 3, а в некоторых случаях разбирательства гражданских дел - 5 судей.

     Палаты  по уголовным делам в составе председателя палаты и 2 членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат). Рассмотрев жалобу по уголовному делу, палата от имени апелляционного суда либо оставляет приговор в силе, либо отменяет его и чаще всего сама выносит новое решение (по существу, приговор) по делу. В составе каждого апелляционного суда имеется также одна или больше обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и 2 членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности за предварительным заключением обвиняемого, а также как орган предания суду. Закон от 15 июня 2000 г. переименовал обвинительные камеры в "следственные камеры", подчеркнув тем самым их сущность органа контроля за действиями следственного судьи.

     Палаты  по гражданским делам  рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами (в частности, торговыми трибуналами).

      Суды первой инстанции, разбирающие гражданские дела, делятся на трибуналы большого и трибуналы малого процесса, а разбирающие уголовные дела - на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы. Термин "трибунал" в названиях французских судов (как гражданских, так и уголовных) указывает не на их чрезвычайный характер, а скорее на ограниченный, по сравнению с судами, объем их компетенции.

     Трибуналы большого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 181) имеются как минимум по одному в каждом из 96 департаментов Франции. В их состав входят председатели и различное число судей. В трибунале с числом судей свыше 5 образуются палаты во главе с вице-председателями трибунала. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из не менее чем 3 судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается единоличное судейское разбирательство, да и то при условии согласия на это сторон. В компетенцию трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30тыс. франков, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и др. Если в округе отсутствует торговый трибунал, то его функции выполняет трибунал большого процесса.

     Трибуналы малого процесса (после реформы 1983 г. их насчитывается 470) были учреждены в 1958 г. взамен мировых судей, избиравшихся населением каждого кантона и существовавших во Франции с 1790 г. Они расположены в главных городах всех департаментов и всех округов, а также в некоторых крупных кантонах. В каждом трибунале малого процесса имеется либо один судья, либо достаточно большое их количество, но дела всегда слушаются судьями единолично. В компетенцию этого трибунала входит разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 тыс. франков (решения по делам с суммой иска до 13 тыс. франков не подлежат апелляционному обжалованию).

Информация о работе Государственное устройство Франции