Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:12, контрольная работа
Не вызывает сомнения, что в истории России за первые годы 20 XX в.с исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина – великого реформатора своего времени.
1. П.А.Столыпин и его программа реформ.
2. П.А.Столыпин и государственная дума. Создание третьеиюньской политической системы.
3. Аграрная реформа П.А.Столыпина.
Список использованной литературы.
Государственно-политический
контроль П.А.Столыпина
Основные вопросы:
Список использованной
литературы.
История – это сплошная равнодействующая поступков множества личностей,
каждая, из которых складывается в зависимости от общественных и культурных условий, в которых ей довелось развиваться, и вкладывается в исторические события со своим удельным весом, зависящим от персональных свойств и общественного положения.
Не вызывает сомнения, что в истории России за первые годы 20 XX в.с исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина – великого реформатора своего времени.
Столыпин прозорливее других увидел основные причины столь бедственного положения России, а главное сумел предложить и во многом осуществить грандиозные планы ее преобразования.
Все социальные и политические реформы Столыпина были направлены на то, чтобы Россия заняла достойное место среди развитых стран мира. Но главные свои усилия Столыпин сосредоточил на изменении общинного уклада русской деревни.
Что представляла собой Россия на стыке веков? В начале XXв. Россия являлась среднеразвитой страной. Социально – классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития.
Наряду с формированием классов буржуазного общества продолжали существовать и сословные деления – наследие феодальной эпохи.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. До 1905г. высшим государственным органом был государственный совет, постановления которого имели рекомендательный характер для царя.
Сенат – высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, деятельность которых контролировалась комитетом министров.
Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта.
С поражением в войне с Японией начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907гг.).
Россия в начале XXв. требовались как политические так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить экономику России.
Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.
П.А.Столыпин – русский государственный и политический деятель родился в 1862 г. в Дрездене (Германия) в знатной дворянской семье, род Столыпинских известен с конца 16в.
В 1884 г. в возрасте 22 лет П.А.Столыпин окончил естественный факультет Петербургского Университета. После окончания университета он служил в министерстве государственного имущества, но через год перевели в МВД, и стал предводителем дворян в Ковенской губернии. Это назначение помогло Столыпину раскрыться и как человеку и как хорошему руководителю. Он подолгу разговаривал с крестьянами, как губка впитывал все, о чем они говорил, а говорили они о земле, о социальном ведении хозяйства и о многих других вещах, которые тревожили их.
Потом он был назначен уездным предводителем дворянства, а в 1899г. – губернатором в той же губернии. В 1902г. В.К.Плеве назначил его исполняющим должность гродненского губернатора. Столыпин стал самым молодым губернатором России. После назначения на эту должность он сразу взялся за изучение дел губернии, но его действия контролировались генерал –губернатором Виленским, и это претило характеру Столыпина.
В 1903 г. Столыпин стал саратовским губернатором. Здесь и застала его первая революция, в которой он применил весь арсенал средств – от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков. При этом в деятельности губернатора появились две отчетливые черты: во - первых, он не смущался карать не только левых, но и правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во- вторых, в отличие от большинства Высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой.
В апреле 1906г. Столыпин назначен министром внутренних дел, и вся борьба с революцией ложится на его плечи. Вскоре Столыпин занимает пост председателя Совета министров. Политическая карьера Столыпина была недолгой – 5 лет. Но за этот короткий промежуток времени сделано немало. Звезда Столыпина взошла не российском политическом небосклоне неслучайно. Он был востребован историей именно в столь драматический момент, потому что лучше, чем кто–то либо другим был способен помочь России, а вернее, спасти ее, вывести с минимальными потерями из грозных общественных катаклизмов.
Во главу угла своих преоразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы.
«Богатое крестьянство служит везде лучшей опорой порядка». Аграрная реформа расположена в самом центре столыпинских преобразований, является основной ее частью. Остановимся на ней подробнее.
Целей у реформы было несколько:
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906г.
Обсуждение указа началось в Думе 23 октября 1908 г., т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь.
После принятия указа 9 ноября Думой он поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 г. По содержанию это был либерально буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и следовательно прогрессивный.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий:
По указу от 9 ноября 1906 г. все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. Указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины.
Вместе с тем осуществить меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном характере ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли крестьянам.
Закон 5 июня 1912г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины.
Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины. В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от применения полицейской силы для получения «согласия» до высылки противников выдела.
В итоге к 1916 г. из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы.
2) Крестьянский банк:
В 1906-1907гг. указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Банком проводилась покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917года 1475,5 млрд.рублей.
Банк активно воздействовал на форме землевладения: для крестьян приобретавших землю в единоличную собственность платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7 % покупатели были единоличными крестьянами.
3)Переселение крестьян. Правительство Столыпина провело серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 г. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии, свободного льготного переселения из отдельных местностей империи. В 1905г. правительство «открыло» переселения из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.
По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 гг. за Урал переселилось 2792,8 тыс. человек. Количество крестьян не сумевших приспособиться к новым условиям и вынуждаемых вернутся, составило 12% от общего числа переселенцев.
Итоги переселенческой компании были следующими. Во – первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличились на 153 %. Если до переселения в Сибирь происходит сокращение посевных площадей, то за 1906 -1913 гг. они были расширены на 80 %, в то время как в европейской части России на 6,2% по темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.
Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянского банка на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалификационные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживающих денежный оборот крестьянских х хозяйств. К 1 января 1914 г. количество таких учреждений превысило 13 тысяч.
Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативные артели сельскохозяйственные артельные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.
Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформ крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйсвенного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году -58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.
Информация о работе Государственно-политический контроль П.А.Столыпина