Государственно-политический контроль П.А.Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:12, контрольная работа

Описание

Не вызывает сомнения, что в истории России за первые годы 20 XX в.с исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина – великого реформатора своего времени.

Содержание

1. П.А.Столыпин и его программа реформ.
2. П.А.Столыпин и государственная дума. Создание третьеиюньской политической системы.
3. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

История отечества.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

    Результаты  столыпинской реформы:

    - быстрый  рост аграрного производства, увеличение  емкости внутреннего рынка, возрастание  экспорта сельскохозяйственной  продукции;

    - рост  товарности сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%;

    - рост  экспорта сельскохозяйственной  продукции. Россия была крупнейшим  производителем и экспортером хлеба и льна, ряд продуктов животноводства. Так в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4 % общего мирового экспорта.

    Однако  не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.

    Темпы роста производительности труда были сравнительно медленными. Экономический рост происходил на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда.

    Но  в рассматриваемый период были созданы  социально-экономические условия  для перехода к новому этапу аграрных преобразований к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

    Причины и неудачи аграрной реформы. Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

    Причины краха реформ:

    - противодействие  крестьянства;

    - недостаток  выделяемых средств на землеустройство  и переселение;

    - плохая  организация землеустроительных работ;

    - подъем  рабочего движения в 1910-1914 гг.;

    - сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

    Главный итог столыпинской реформы  отражен  в журнале «Вестник сельского  хозяйства» за 1910год который писал: «Мысль разбужена, вытолкнута на новую  дорогу».

    Иные  направления реформирования. В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 -12 лет.

    С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования  удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Столыпин ставил третьим условием модернизации страны помимо аграрной реформы и  развития промышленности достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Только грамотность, считал реформатор, поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя итог школьной реформы отметим что для нее действительно не хватило времени: для реализации плана такими темпами как в 1908-1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.

    Столыпин высоко оценивал роль земств и поэтому намечал распространить  земские учреждения на многие губернии, где они не действовали по целому ряду причин, и подвести под них фундамент в виде волостного земства на смену отживших свой век волостных сходов. Но Столыпин потерял поддержку Николая II , которому явно претило иметь столь активного министра обвиненного крайне правыми противниками в желании «экспортировать всех помещиков вообще» с помощью аграрной реформы.

    Рабочий вопрос,  так же как и крестьянский, достался Столыпину от революции 1905 -1907 гг. До этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование. Одним из этапов в решении рабочего вопроса было особое совещание (1906-1907г) Это уже была целиком эра Столыпина. На повестку сессии были вынесены 10 законопроектов, сводившимся к нескольким пунктам: страхования, сберегательные кассы обеспечения, правила найма рабочих, рабочее время; меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ и т.д.

    Важно отметить, что без внимания остался  вопрос о рабочих организациях, - считалось что «Временные правила» о союзах на время решают проблему. На основе этих правил в годы столыпинского правления были закрыты сотни профорганизации и еще сотням отказано в регистрации.

    Остальные вопросы обсуждались, но встретили сильнейшее сопротивление со стороны промышленников, т.е. крупной буржуазии.

    С передачей, в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил их последний этап превращения  в законы. Он стал самым длинным. Сопротивление было не только со стороны  промышленников, но и слева: трудовики и социал-демократы выступили с критикой страховых законопроектов с подлинно демократических позиций. Страховые законопроекты стали в конечном итоге одной из причин обострившей отношения между правыми и октябристами, помещиками и буржуазией.

    Можно сказать, что столыпинская рабочая политика провалилась. Ответом на нее со стороны рабочего класса был новый революционный подъем.

    Не  меньше  значения Столыпин предавал реформе местного управления и суда. Требования такой реформы логически вытекало из его аграрных преобразований.

    Крестьяне – собственники нуждались в надлежащей правовой защите. Отсюда главным, а предполагаемой реформе было управление в правах крестьян с другими сословиями и создание органов местного самоуправления.

    Программы столыпинских преобразований предусматривала принятие ряда законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, переход из одного вероисповедания в другое, реформу уголовного законодательства.

    П.А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой  попытку царизма, укрепить вою социальную опору, расшатанную революцией, сделать ставку на крестьянство.

    Столыпину было доверено обеспечить сожительство неограниченной власти самодержавия с «народным представительством» , т.е. Думой.

    Столыпин  был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906г. Депутаты 1 Думы были приняты царем на другой день 27 апреля. Вскоре Столыпин сменяет Горемыкины на посту председателя Совета министров, и судьба Думы оказалась взаимосвязанной с судьбой Столыпина.

    Государственная Дума – первый в истории представительный орган управления, парламент, высший законодательный орган, который  также был наделен правительством утверждать исполнительную власть.

    1  Госдума проработала 72 дня. Центральное место в обсуждении занял аграрный вопрос, острые дебаты по которому вызвали живейшую реакцию крестьян. В думу поступала масса крестьянских наказов с требованиями радикально решить крестьянский вопрос – вплоть до конфискации помещичьих земель. Дума «разжигала смуту».

    Первая  Дума была враждебна правительству с первого до последнего дня. Дума закидала правительство вопросами: конфискация земель у помещиков, отстранение администраций, отмена смертной казни для политический заключенных. Правительство отвергло аграрные проекты Думы. И хотя состав Думы избрали на пятилетний срок, правительство хватило только на два месяца.

    9 июня 1906 г. Госдума была распущена под предлогом, что депутаты  уклонились не в принадлежащую им область. Правящие круги наделялись, что такой сильный и решительный человек, как Столыпин сможет «успокоить» страну.

    П.А. Столыпин начал политику успокоения народа и временно удалось подавить революционное движение.

    Политика  Столыпина  было не по другим агрессивно партиям, тем же кадетам. Это вылилось в террористический акт 12 августа 1906г. в результате которого погибли 27 человек, среди пострадавших были дети Столыпина.

    Память  о взрыве часто тревожила Столыпина, он знал что никто не может гарантировать  ему безопасность. После 12 августа престиж Столыпина среди министров поднялся.

    27 августа  1906 г. была опубликована правительственная  программы, которая состояла из  двух частей -  репрессивной и  реформисткой.

    В ней  говорилось, что правительство противопоставит насилию силу, вводились военно-полевые  суды, закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии.

    В центре программы был знаменитый Указ.

    9 ноября 1906 года возможности выхода из  общины. Цель данного закона, который  подписал смертный  приговор извечной крестьянской общине –повернуть аграрную реформы другой стороной, вместо того чтобы экспортировать землю у помещиков, обезземеливалась община, так как принадлежавшие ей земли распределялись между крестьянами.

    Община  утвердилась как настоящий орган  самоуправления. Социальный смысл реформы Столыпина состоял в том, чтобы заполнить социальный вакуум – создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества.

    Царь  еще не отказался от  Манифеста  17 октября, потому было объявлено о созыве второй государственной думы на основе старого избирательного закона.

    20 февраля  1907 г. начала работу 2 Госдума.  Уже 6 марта Столыпин выступил  перед депутатами с правительственной  программой. Список открывал знаменитый указ 9 ноября, далее перечислялись другие аграрные мероприятия. Несколько законопроектов касались свободы совести. Были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства рабочим.

    Большое значение в программе придавалось возрождению боевой мощи армии и флота, утраченной в русско–японскую войну.

    Во  всей остальной части речи Столыпин четко дал понять, что правительство  для реализации этой программы готово совместно с законодательными  учреждениями приложить все усилия. Концовка речи провоцировала левую часть  Думы на резкие выступления. Речь была короткой но слова, произнесенные в ней стали историческими: «Все ваши нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у власти и правительства паралич воли и мысли: все они сводятся к двум словам «Руки вверх!»

    Но  объединение власти и думы во имя  блага России не произошло.

    Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов  отказались это делать.

    В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон.

    Черносотенцы  организовали массовую компанию по приказу  их главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм  с требованием роспуска Думы. Так  создавалась видимость «народного гласа» В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация.

    1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранения  55 депутатов и лишения 16 из  них депутатской неприкосновенности, чтобы их можно было  немедленно  арестовать, социал-демократы были  обвинены в подготовке государственного переворота. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.

    3 июня Николай II сам объявил о роспуске думы и назначил созыв на 1 ноября 1907 г. В тот же день был издан новый закон изменивший порядок выборов. Этот акт явился прямым нарушением манифеста 17 октября, по которому ни один закон не мог быть принят без санкции Думы.

    События  3 июня получили название «третьеиюньского»  государственного переворота.

    Таким образом, царь и Столыпин, встав на путь переворота, избавившись от оппозиционной думы, могли проводить политику авторитарную и консервативную, основанную твердой решимости обновить страну и укрепить власть.

    П.А. Столыпина по праву можно назвать  главным архитектором «третьеиюньской» политической системы.

    3 Дума  по составу получилась такой, какая нужна была Столыпину ( дворяне 43% мест, помещики 15%, либералы 19,4 %, торговцы 7,5%, священники и миссионеры 10%.

    16 ноября 1907 г. Столыпин выступил с правительственной  декларацией, которая может сорвать  все, что было им задумано.

    Столыпин  не ограничивался реформами, а сельском хозяйстве, он обдумывал реформы местного управления, образования.

    Законопроект  о выделении из царства польского  холщины был по настоящему первым выходом нового столыпинского «центра».

    Между тем к осени обнаружилось, что реформ не будет. Столыпин объяснил это так:

    «Дума еще слишком юна и чересчур нестройна по духу –политической  подготовке своих членов, чтобы ее взгляды и решения считались без дальнейших справок непогрешимыми».

    Взаимоотношения царя и Столыпина всегда были непростые. Революция была побеждена, как считал Николай II навсегда, а значит и реформы России не нужны. Уже в 1909г. отношения между царем и реформатором начали портиться. Решено было создать Морской генеральный штаб, Столыпин решил провести его штаты через Думу, которая утверждала бюджет. Николай II считал, что все дела о вооруженных силах его личная компетенция и демонстративно не утвердил законопроект.

Информация о работе Государственно-политический контроль П.А.Столыпина