Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:26, курсовая работа
Цели курсовой – проанализировать не только особенности государственности Италии по Альбертинскому статуту 1848 года и Конституции 1947 года, сравнить и проследить развитие государственных и социальных институтов и положения личности в государстве, но и рассмотреть особенности государственности Италии до принятия статута как предпосылки к его принятию. Для этого была рассмотрена не только научная литература, но и официальный источник – текст Конституции 1947 года.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АЛЬБЕРТИНСКИЙ СТАТУТ: УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 3
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИЯ 1947 ГОДА – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
Изучение развития государственности любой страны всегда полезно для понимания его современных характеристик и особенностей. Италия – государство с довольно сложной историей, в которой были и раздробленность, и монархия (как абсолютная, так и парламентская), и фашизм, поэтому изучение её государственности в разные периоды времени представляется довольно интересным.
Данная работа обладает определённой новизной, так как до этого не предпринимались попытки сравнить государственность Италии по двум её конституциям – Альбертинскому статуту 1848 года и основному закону 1947 года. Приходится отметить, данная тема изучена на недостаточном уровне, подобный подход к истории Италии не был применён историками государства и права, занимающихся исследованиями этого государства.
Для написания работы были использованы труды и статьи из научных журналов в основном отечественных авторов, как советского, так современного периодов: С. Сказкина (выступившего главным редактором 3-томного собрания по истории Италии), Ю. М. Наатыжа, Т. А. Васильевой, В. В. Маклакова, С.В. Рябова, В. В. Попова. Стоит отметить, что большее количество материала всё же относилось к постсоветскому периоду. Также была рассмотрена работа итальянского учёного, К. Фузаро.
Цели курсовой – проанализировать не только особенности государственности Италии по Альбертинскому статуту 1848 года и Конституции 1947 года, сравнить и проследить развитие государственных и социальных институтов и положения личности в государстве, но и рассмотреть особенности государственности Италии до принятия статута как предпосылки к его принятию. Для этого была рассмотрена не только научная литература, но и официальный источник – текст Конституции 1947 года.
Задачами написания курсовой работы являются приобретение навыков по поиску и работе с нормативно-правовыми документами, обобщения, систематизации информации, полученной из научной литературы, построения выводов и выявления спорных, неразработанных вопросов по выбранной теме.
Для проведения исследования были проведен историко-правовой и сравнительно-правовой анализ текстов, то есть были отслежены не только исторические аспекты преобразований в Италии, но и их правовая основа. Была рассмотрена информация из литературы и некоторые статьи основного закона и сделаны выводы.
Перед тем как начать вести речь о государственности Италии в период действия её первой конституции, Альбертинского статута, стоит обозначить некоторые особенности государственности до его принятия, чтобы можно было яснее понять преобразования, произошедшие с принятием статута.
Во-первых, Италия представляла
собой раздробленное государств
Во-вторых, имела место
феодально-монархическая
В-третьих, в государстве существовало социальное расслоение, явное превосходство одних классов над другими.
Дворянство и духовенство оставалось привилегированным сословием в экономической и политической сферах. Дворяне составляли большинство в аппарате управления, судах и командном составе армии. Церковь же имела огромное влияние на всё государство – начиная от простого люда и заканчивая монархами.1
В таких условиях крестьянство
и буржуазия оказались в
Буржуазия также была
притесняема: феодальные порядки и
ограничения не позволяли этому
сословию обрести политическую власть
и активно развиваться
Следовательно, конституция 1848 года была принята в условиях острой социальной и политической напряжённости.
Альбертинский статут, или статут Сардинского королевства, был введён королём Карлом Альбертом в 1848 году, в начале революции. В 1861 году он стал конституцией единого государства Италия и действовал вплоть до 1947 года. В нем нашли отражение новое положение короля, его роль в сфере изменившейся структуры государственной власти и отношение личности и государства.
Прежде, чем начать анализ положений конституции, проанализировать особенности государственности Италии, представляется важным отметить некоторые качества рассматриваемого документа: несмотря на то, что образцами для него послужили бельгийская и французская конституционные модели, статут всё же стал результатом возрождения исконных итальянских конституционно-правовых традиций. Например, парламентские учреждения представляли собой продолжение собраний эпохи Каролингов; институт ответственности министров и основные права граждан и т.п. обладали своей итальянской конституционной традицией; также статут испытывал влияние римско-католической церкви, играющей важную роль в государстве.3
Власть короля,
хотя и была, на первый взгляд, ограничена
законодательным и
Парламент представлял собой двухпалатный орган, состоявший из палаты депутатов и сената.
Сенат комплектовался из представителей церковной власти, генералитета, чиновничества и лиц, выплачивающих ежегодно 3000 лир прямых налогов, назначаемых королём пожизненно, при этом монарх имел право утверждать неограниченное количество новых членов сената в любое время. Следовательно, эта палата парламента зависела от короля, всегда поддерживала его мнение, к тому же её согласие (как и согласие палаты депутатов) требовалось только при заключении договоров, связанных с финансами и изменением государственной территории.
Палата депутатов являлась выборным органом, но пассивным избирательным правом обладали только мужчины старше 25 лет, уплачивающие 40 лир прямого налога в год «…или же принадлежащие к определённым профессиональным категориям» (служащие, чиновники), так что в результате палата избиралась только 2% населения. Помимо уже названной дачи согласия на заключение некоторых договоров, палата депутатов имела право выдвигать обвинения против министров короля перед верховным судом.5
Министры, являвшиеся представителями исполнительной власти, были назначаемы королём и отчитывались только перед ним, они не были ответственны перед законодательным органом. Но, как отметил в своей работе кандидат юридических наук Ю. М. Наатыж, «фактическая конституция резко отличалась от конституции юридической». Король поручал первому министру составлять список кандидатов, который потом утверждал, согласовывая свой выбор с парламентом, особенно с палатой депутатов, так правительство нуждалось в поддержке депутатов нижней палаты. Впоследствии министры стали отвечать перед палатой депутатов. Данные изменения ознаменовали переход от конституционной монархии к парламентской системе.6
Судебная власть не получила независимости от короля и правительства. Судьи назначались королём по предложению министра юстиции и, за исключением участковых, становились несменяемыми только через три года, значит, король имел возможность смещать неугодных судей в течение этого срока. Несменяемость мировых судей вообще не гарантировалась конституцией. Повышения, награждения орденом и т.п. находились в ведении правительства – даже в этих вопросах суд не был независимым.
Относительная самостоятельность принадлежала лишь членам Верховного суда, аудиторам, и проявлялась она в назначении на должность путём провидения конкурсного испытания, что обеспечивало объективность выбора и свободу от воли короля.7
После рассмотрения органов государственной власти следует обозначить правовое положение личности, отражённое в Альбертинском статуте.
Конституция гарантировала равенство всех граждан Италии перед законом, неприкосновенность жилища и собственности, личную свободу, свободу печати и собраний («собираться мирно и без оружия, сообразуясь с законами, устанавливающими в интересах общественного блага правила о собраниях»). При этом имели место и значительные ограничения свобод граждан. Так, например, свобода печати ограничивалась, если выявлялись «злоупотребления» ею, а собрания не могли проводиться в многолюдных, открытых для общественности местах. Отдельно стоит отметить изменение правового положения буржуазии. Интересы этого сословия в сфере частной собственности гарантировались необходимостью согласия палат парламента по вопросам введения налогов и нерушимостью обязательств государства перед кредиторами; также буржуазия получила возможность находиться у власти, хотя это были только крупные землевладельцы и представители торговых и финансовых кругов. Результатом усиления буржуазии стало улучшение экономического положения Италии.8
При рассмотрении положений конституции представляется важным отметить уровень организации местного самоуправления как института, отделённого от государственной власти и являющегося выражением самостоятельности граждан. Из-за того, что государство управлялось на принципах централизма, самоуправление не смогло осуществляться на широких началах. Правительство на местах являлось лишь орудием центральной власти, а не самостоятельным образованием, и находилось полностью под её контролем.9
Конституция, принятая Учредительным собранием 22 декабря 1947 года, стала вторым основным законом Италии после Альбертинского статута. Её положения касательно организации государственной власти и местного самоуправления и прав и свобод гражданина разительно отличаются от положений статута 1848 года. Она стала одной из наиболее демократичных конституций послевоенного времени.10 Можно сказать, что, благодаря ей, государственность Италии обрела новое лицо.
Она стала демократической
страной с республиканской
Главой государства является Президент, избираемый Парламентом на совместном заседании его членов (ст. 83 конституции Италии, далее – КИ). Его власть ограничена не только чётко очерченными полномочиями, но и институтом контрасигнатуры (ст. 89 КИ).11 При этом он считается «самым сильным» из глав европейских парламентских республик, так как такие полномочия, как назначение главы правительства, роспуск Парламента и санкционирование представления палатам правительственных законопроектов не нуждаются в скрепе соответствующего министра. К тому же, довольно длительный, семилетний, срок его полномочий на фоне короткого срока сменяющихся правительств даёт ему некоторые моральные преимущества и возможность быть символом Италии.12
По истечении полномочий каждый президент может стать «сенатором по праву и пожизненно, если он не откажется от этого» (ст. 59 КИ)13.
Прежде, чем рассматривать законодатель
Парламент Итальянской Республики состоит из нижней (Палата депутатов) и верхней (Сенат) палат, которые обладают равными правами; в конституции не указаны какие-либо различия между ними в сфере компетенции, процедуры и внутреннего устройства.15 Расхождения между ними носят скорее технический, чем политический характер.16
Сенат избирается на базе областей, каждая из которых не может иметь меньше 7 сенаторов; всего членов сената – триста пятнадцать (ст. 57 КИ). Сенаторами могут стать избиратели, достигшие сорока лет; президент имеет право назначить пожизненно сенаторами пятерых человек, прославивших страну выдающимися достижениями в области науки, культуры и т.д. (ст. 59 КИ) 17.
Палата депутатов состоит из шестисот тридцати членов, избираемых по округам (ст. 56 КИ). Пассивным избирательным правом обладают лица, достигшие двадцати пяти лет – это единственный избирательный ценз, оставшийся после отмены Альбертинского статута.
Информация о работе Государственность Италии по конституциям 1848 и 1947 годов