Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:26, курсовая работа
Цели курсовой – проанализировать не только особенности государственности Италии по Альбертинскому статуту 1848 года и Конституции 1947 года, сравнить и проследить развитие государственных и социальных институтов и положения личности в государстве, но и рассмотреть особенности государственности Италии до принятия статута как предпосылки к его принятию. Для этого была рассмотрена не только научная литература, но и официальный источник – текст Конституции 1947 года.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АЛЬБЕРТИНСКИЙ СТАТУТ: УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 3
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИЯ 1947 ГОДА – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Никто не может быть членом обеих палат Парламента (ст. 65 КИ).
Обе палаты избираются на срок в пять лет (ст. 60 КИ). 18 В отличие от конституции 1848 года, нынешняя конституция предоставляет определённую свободу и независимость членам Парламента. Так, согласно ст. 67, они не связаны обязывающим мандатом при осуществлении своих полномочий; также они не могут подвергаться преследованию за выражение ими мнений или то или иное голосование при исполнении своих функций.19
Руководящими органами палат являются бюро, включающие председателя палаты, четырёх вице-председателей, трёх квесторов и восьми секретарей.20
Парламент – «представительный орган с относительно ограниченной компетенцией», так как законодательная область его ограничена сферой компетенции региональных образований. Парламент не только разрабатывает и принимает законы, он также рассматривает и утверждает представляемый правительством ежегодный бюджет и контролирует его исполнение. Также он осуществляет контроль над деятельностью правительства в форме устных и письменных вопросов, интерпелляций, проведения расследований по вопросам, представляющим общественный интерес, и создания следственных комиссий21. Следовательно, отношения парламента и правительства кардинально отличаются от отношений по конституции 1848 года.
Парламент проводит избрание Президента голосованием большинством дух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства. Участие делегатов областей носит символический характер, ведь на их долю приходится только 1008 голосов из 1008. Фактически выборы производятся на совместном заседании палат Парламента.22
Теперь стоит рассмотреть особенности исполнительной власти. Правительство (официальное название – Совет министров), наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров. Конституция (ст. 95) устанавливает, что организация Президиума Совета министров, количество, функции и организация министерств устанавливаются законом, однако он не был принят в течение 40 лет после принятия конституции, а в 1986 году законопроект был отклонён. Так что деятельность Правительства определяется основным законом и особым декретом (декрет Занарделли), который был принят в начале XX века.23 Это особенность регулирования данной ветви власти. Ещё одна специфическая черта Совета министров Италии заключается в том, что чаще всего министры являются парламентариями. Исключения их этого правила довольно редки.24
Как и во время действия
конституции 1848 года Правительство
формируется при непосредственн
Фактически Конституция не определяет полномочия Правительства, так что оно «…пользуется теми полномочиями, которые Президент Республики должен осуществлять по предложению министров». Практически Совет министров осуществляет руководство всей работой государственного аппарата занимается принятием решений по разнообразным вопросам, касающимся внутренней и внешней политики; также оно реализует текущее управление страной, охватывает любые вопросы деятельности государства, так как они не отнесены к предметам ведения других государственных органов.25
Правительство Италии обладает регламентарной властью, которая осуществляется декретами Президента Республики, которые издаются по решению Правительства и после заслушивания мнения Государственного совета, а также актами отдельных министров. Это регламенты исполнительные, автономные и организационные. Также Совет министров имеет право издавать нормативные правовые акты, обладающие силой закона, по уполномочию Парламента. Одними из разновидностей НПА являются законодательные декреты и декреты-законы.26
Описывая деятельность
Правительства, стоить отметить Председателя
Совета министров. Согласно Конституции,
он осуществляет руководство общей
политикой Правительства, поддержку
единства политического и
Судебную систему Республики
Италия представляют общие суды (мировые
судьи, преторы, трибуналы, апелляционные
суды и Кассационный суд), административные
суды и военные трибуналы. Одним
из важнейших изменений в регулиро
Согласно ст. 104 и 105, Высший Совет магистратуры – высший орган судейского корпуса в составе Президента, председателя Кассационного суда, Генерального прокурора, членов из числа судей и парламентариев из числа профессоров права и адвокатов. Он ведает управление судейским корпусом, переводом и повышением магистратов, осуществляет дисциплинарную власть в отношении судейского и прокурорского корпуса и т.д. (ст. 105 КИ)28.
Конституционный суд был впервые учреждён в 1947 году – конституция 1848 года не предусматривала подобного образования. Он начал функционировать в 1956 году.29 Суд – коллегиальный орган, состоящий из 15 судей (членов высших общих и административных судебных органов, штатных профессоров права университетов и адвокатов со стажем работы не менее 20 лет), избираемых на 9 лет.30
Согласно ст. 134, Конституционный суд выносит решения по делам о конституционности законов и актов государства и областей, по спорам о компетенции между властями государства, государством и областями и по обвинениям, выдвигаемым в соответствии с Конституцией против Президента Италии.
Огромное изменение претерпело содержание прав граждан Республики Италия. Как уже было отмечено в главе первой, конституция 1848 года хоть и провозглашала многие права и свободы, всё же предусматривала значительные их ограничения.
Первая глава первой части Конституции содержит перечень прав и обязанностей граждан в сфере гражданских, этико-социальных, экономических и политических отношений. Это право на неприкосновенность личности, дополненное правом на неприкосновенность жилища и тайну переписки, передвижения по стране, на собрания и ассоциации (кроме тайных и военных), свободы совести, слова, манифестаций, печати и т.п. Меры, нарушающие права и свободы, должны быть доведены до сведения судебных властей в течение 48 часов, в случае. Если эти действия не осуществлены, то принятые меры считаются отменёнными и их действие прекращается.
Также стоит выделить такие права, как право на участие в выборах (активное избирательное право с 18 лет для участия в выборах в Палату депутатов и советы различного уровня и с 25 лет для выборов в Сенат) , образования политических партий с соблюдением демократического режима (ст. 49 КИ), на труд (ст. 4 КИ), на бесплатное 9-летнее начальное образование, свободу в сфере частной собственности и т.д. При этом признаётся возможность отчуждения частной собственности в интересах общества: «В целях общественной пользы закон может первоначально закрепить или же посредством возмездного отчуждения передать государству, общественным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам или к источникам энергии или обладающие монопольным положением и составляющие предмет важных общественных интересов» (ст. 42 КИ)
Отдельно можно отметить такое право, как право на «народное вето» в отношении действующего закона (ст. 75 КИ). В Конституции это голосование называется референдумом. Он может быть проведён по требованию 500 тыс. избирателей (1,2% от численности избирательного корпуса, что в наше время не представляет большую цифру) или пяти областных советов для отмены полностью или частично действующего закона или акта, имеющего силу закона.31
Все права имеют юридическое и политическое значение и могут быть изменены лишь при пересмотре Конституции согласно особой процедуре.32
Местное самоуправление также претерпело изменения. Власти областей, провинций и коммун обладают законодательной компетенцией по 17 позициям: организациям ведомств и административных учреждений, ярмаркам и рынкам, благотворительным учреждениям градостроительству и т.д. (ст. 117 КИ).33 Области финансово самостоятельны, распоряжаются местными налогами.
Области управляются
областными советами, джунтами и председателями
джунты. Областной совет принимает
статут области и имеет право
вносить в Парламент
Представляется важным отметить, что в областях имеется не только самоуправление, но и государственное управление, представленное назначенным правительством комиссаром, который руководит деятельностью государственной администрации и координирует её деятельность с местной администрацией и визирует законы.34
В конце стоит проанализировать
отношения государства и
Можно сделать вывод, что церковь в большей степени сохранила свой статус и остаётся важной составляющей как культурной и исторической, так и политической жизни Италии.
По окончании написания работы необходимо сделать выводы о полученных результатах, достигнутых целях и решённых задачах.
В основном, поставленные цели были достигнуты, хотя более подробно удалось рассмотреть государственность Италии по Конституции 1947 года, так как по этой теме существует наибольшее количество работ, и главное, перевод текста основного закона. В данном случае удалось провести необходимый анализ текстов и сделать соответствующие выводы, а именно:
– Конституция явилась «глотком свежего воздуха» после монархического и фашистского режимов;
– конституция определила новую форму правления, новые принципы взаимодействия органов государственной власти, правового положения церкви и личности, кардинально отличающуюся от положений Альбертинского статута.
Рассмотреть особенности конституции 1848 года не удалось так тщательно, как хотелось бы, по причине отсутствия перевода на русский язык не только всего её текста, но и хотя бы отдельных её фрагментов. К тому же на данный момент найдена всего одна работа, всецело посвящённая Альбертинскому статуту (автор – Ю. М. Наатыж). В остальной же литературе объём информации о нём не превышает одного небольшого абзаца, который содержит лишь краткие сведения о принятии, основных положениях нового устройства государственной власти и положения граждан. Такая ситуация наблюдается даже в «Истории Италии», довольно полном и объёмном труде. Всё же, несмотря на это, удалось проанализировать новое устройство государственности, а также сделать вывод, что, хотя конституция и носила «примирительный» характер, всё равно большинство прав и прерогатив в политической и социальной жизни оставалось за королём и представителями знати.
Касательно государственности Италии до принятия конституции 1848 года, можно отметить, что политическая и социальная ситуация требовала преобразований и принятия документа, устанавливающего новый порядок правления и правовое положение личности.
В заключение стоит сказать, что, несомненно, остались большие возможности для дальнейшего исследования рассмотренной темы: проведение работы по переводу Альбертинского статута и его публикации, его анализ и сравнение с Конституцией 1947, выявление его роли в истории Италии.
Источники
Литература
Информация о работе Государственность Италии по конституциям 1848 и 1947 годов