Государственные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии;
Изучить реформы местного и городского управления;
Изложить положения военной реформы;
рассмотреть вопросы, касающиеся изменений в судебной системе и судопроизводстве.

Содержание

Введение 3-4
Причины и предпосылки проведения реформ Петром I 5-7
Реформы центральных органов власти управления. 8-13
Реформы местного и городского управления 14-18
Военная реформа 19-22
Суд и процесс 23-28
Заключение 29-30
Список использованной литературы. 31

Работа состоит из  1 файл

Реформы петра 1.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

История государственного управления в России

Тема:

Государственные реформы  Петра I.

   

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

1116

 группы

 

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

д.и.н., , профессор

ученая степень, звание

Цыб Сергей Васильевич

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2012г.


 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2012

 

Содержание

 

Введение                                                                                                           3-4

  1. Причины  и предпосылки проведения реформ Петром I   5-7
  1. Реформы центральных органов власти управления.           8-13
  1. Реформы местного и городского управления          14-18
  1. Военная реформа                        19-22
  2. Суд и процесс               23-28

Заключение               29-30

Список использованной литературы.       31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт.

Идея служения государству, в которую глубоко уверовал Петр I и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни, пронизывала все его начинания. До самой своей смерти Петр продолжал служение Российскому государству (началом этой службы он считал 1695 год1).

Преобразования  Петра затронули практически  все сферы жизни нашего  государства  и оказали определяющее воздействие  на весь дальнейший ход развития истории  нашей страны. В правление Петра I Российское государство сделало прогрессивный шаг в промышленном развитии. Россия приобрела кратчайший торговый путь в Европу, утвердилась на берегах Балтики. Именно на период правления Петра были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.

За период своего правления Петр внес в государственное  устройство изменения, в их число входит судебная и военная реформы, кроме того он внес огромный вклад  в составлении правовых кодексов. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон. Именно рассмотрение характера государственных реформ Петра отвечает цели данной работы.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

  • Рассмотреть реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии;
  • Изучить реформы местного и городского управления;
  • Изложить положения военной реформы;
  • рассмотреть вопросы, касающиеся изменений в судебной системе и судопроизводстве.

 

  1. Причины  и предпосылки проведения реформ Петром I

 

Во второй половине XVII в. Россия переживала глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Но поначалу он передоверил управление страной матери и дяде, Л. К. Нарышкину. Царь по-прежнему мало бывал в Москве, хотя в 1689 г. по настоянию матери женился на Е. Ф. Лопухиной. Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей. Лишь в 1695 он решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет. Вскоре после возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стрелецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698), где он с необычайной жестокостью расправился с восставшими.

 Страна стояла накануне великих  преобразований. Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа

За границей в основном сложилась  политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного  полицейского государства, основанного  на всеобщем ему служении, государство  понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить  бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две  неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

Реформы в области государственного управления, проведенные в годы царствования Алексея Михайловича, знаменовали зарождение абсолютизма и были преддверием преобразовательной деятельности Петра I.

Для успешного развития экономики необходима была сильная  власть монарха, чтобы окончательно ликвидировать обособленность отдельных  земель, чтобы действовали единые законы, чтобы защищать интересы своих купцов на международной арене.

Не имела Россия и  собственного военного флота, который  охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия  строилась по устаревшим принципам  и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Ранняя форма  абсолютизма, сложившаяся во второй половине XVII в. с Боярской думой и  боярской аристократией, оказалась недостаточно приспособленной к решению указанных выше внутриполитических и особенно внешнеполитических задач. И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, «всевидящее око» - тайная канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования.

Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу.

 

  1. Реформы центральных органов власти управления.

 

Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. Однако в некоторых работах самодержавными считаются некоторые предшественники Петра на российском престоле. Но ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего Боярскую Думу) с политической арены. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образом, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм).

Установление абсолютизма в  России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством (царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах) не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

После прекращения созывов  Земских соборов Боярская Дума оставалась по сути единственным органом, сдерживающим власть царя. Однако по мере формирования в Российском государстве новых  органов власти и управления Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства.

Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII века: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникли недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров.2

Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил Сенат в качестве временного учреждения. В указе Петра I об учреждении Сената говорится: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления…».3 Всем лицам и учреждениям велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он осуществлял надзор и руководство работой всего государственного аппарата, контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа. Связь с губерниями и руководство губернаторами Сенат осуществлял через двух комиссаров, выделенных от каждой губернии. Комиссары подавали запрашиваемые от губерний сведения, получали сенатские указы для последующей отправки в губернии.

Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. В указе Петра I Сенату говорится: «Над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також - в зборе казны и протчего. И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу». С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали должностные инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнении функций и областные учреждения - губерния как основная административная единица оказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию.

Замена старых приказов новыми центральными учреждениями —  коллегиями — была проведена в 1718—1721 гг. К концу XVII века функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Эту громоздкую и нестройную систему заменили 13 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали тоже три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штатс-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом — Берг-коллегии, внешней торговлей — Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. В связи с ликвидацией поместной формы землевладения функции Вотчинной коллегии стали иными: она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.4

Информация о работе Государственные реформы Петра I