Государственные реформы середины XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:52, реферат

Описание

Целью моей работы является оценка деятельности избранной рады, рассмотрение задач , стоявших перед ней, и результатов реформ 50х годов, отношения к этим реформам со стороны различных социальных групп
Задачами исследования выступают следующие позиции:
• анализ политической России в середине 16 века
• политика и история Избранной Рады
• и как итог исследования исследование трансформации власти и утверждения самодержавного правления

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
I. Первые реформы Избранной рады……………………………………………….6
I.1. Собор примирения…………………………………………………………… 6
I.2. Губная реформа………………………………………………………………7
I.3. Проекты Ермолая-Еразма и И.С. Пересветова………………………………7
I.4. Финансовая реформа …………………………………………………………8
II. Реформы в период 1549 - 1556 гг………………………………………………..9
II.1. Военная реформа……………………………………………………..…………9
II.2. Судебник 1550 г……………………………………………………………...10
II.3. Дворцовая тетрадь…………………………………………………………….11
II.4. Стоглав…………………………………………………………………………12
II.5. Земельные реформы…………………………………………………………..13
II.6. Земская реформа………………………………………………………………14
III. Реформы в период 1556 - 1560 гг……………………………………………...15
III.1. Реформа местного самоуправления…………………………………………15
III.2. Преобразования в армии……………………………………………………..16
III.3. Государев родословец и разрядные книги………………………………….17
III.4.Формирование приказного управления…………………………………18
III.5. Итоги второго периода реформ……………………………………………..18
IV. Опричнина………………………………………………………………………19
IV.1. Разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой………………………………..19
IV.2. Опричнина и земщина………………………………………………………20
IV.3. Последствия опричнины……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 53.37 Кб (Скачать документ)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ


СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине “история отечественного государства и права”

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил: Петренко А.А.,

                                                                   студент гр. 111н 

                                                                                Проверил: к. ю. н, доцент

                                                                  Сафронов В. В.

 

 


Красноярск 2012


                                                                                                            

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
Введение……………………………………………………………………………...4 
 
I. Первые реформы Избранной рады……………………………………………….6

I.1. Собор примирения…………………………………………………………… 6 
I.2. Губная реформа………………………………………………………………7

I.3. Проекты Ермолая-Еразма и И.С. Пересветова………………………………7

I.4. Финансовая реформа  …………………………………………………………8                                                                                                  

 
II. Реформы в период 1549 - 1556 гг………………………………………………..9 
II.1. Военная реформа……………………………………………………..…………9 
II.2. Судебник 1550 г……………………………………………………………...10 
II.3. Дворцовая тетрадь…………………………………………………………….11 
II.4. Стоглав…………………………………………………………………………12 
II.5. Земельные реформы…………………………………………………………..13 
II.6. Земская реформа………………………………………………………………14 
 
III. Реформы в период 1556 - 1560 гг……………………………………………...15

III.1. Реформа местного самоуправления…………………………………………15

III.2. Преобразования в армии……………………………………………………..16

III.3. Государев родословец и разрядные книги………………………………….17

III.4.Формирование приказного управления…………………………………18

III.5. Итоги второго периода реформ……………………………………………..18

 

IV. Опричнина………………………………………………………………………19

IV.1. Разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой………………………………..19

IV.2. Опричнина и земщина………………………………………………………20

IV.3. Последствия опричнины……………………………………………………21 
 
Заключение………………………………………………………………………….22 
 
Список литературы………………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 
                                          

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью моей работы является оценка деятельности  избранной  рады, рассмотрение задач , стоявших перед ней, и результатов реформ 50х годов, отношения к этим реформам со стороны различных социальных групп

Объект исследования: политические развитие России в середине 16 века

Предметом исследования выступает  процесс политического развития

Задачами исследования выступают  следующие позиции:

• анализ политической России в середине 16 века

• политика и история Избранной Рады

• и как итог исследования исследование трансформации власти и утверждения самодержавного правления

 

Вопрос о правительстве  середины XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о “избранной раде”. Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада”, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов и т.д. ,началась на другой же день после событий, которые приписывались деятельности “избранной рады”,- в переписке между Иваном Грозным и Курбским. Существует две основные точки зрения на “избранную раду”. Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева - как наибольший расцвет власти бояр и княжат. Власть, захваченная Сильвестром, держалась на поддержке боярского сословия и на обмане царе. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством этой его черты характера проводили свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного. Во время правления “избранной рады” удалось ввести порядки времен Василия Темного.

Однако существует другая точка зрения по данному вопросу, выдвинутая И.Н. Ждановым. Он уделяет  большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается против традиционного взгляда на “избранную раду”. По его мнению основной задачей “избранной рады” является устройство “Стратилатских чинов”, как выражался Курбский, т.е. организация служивого сословия. “Избранная рада” играла видную роль, борясь за переход княжеской и вотчиной Руси в Русь царскую и поместную.

И.Н. Жданов впервые в историографии  перенес вопрос об “избранной раде”  в плоскость изучения реформ 50х  годов. Теперь вопрос об “избранной раде”  нельзя было решат путем выбора между  двумя противоположными оценками Сильвестра и Адашева - Ивана Грозного и Курбского. Характер оценки деятельности “избранной рады” обуславливался, во-первых, характером оценки реформ 50х годов, во-вторых, характером оценки отношений к этим реформам со стороны “избранной рады”.

 

 

 

 

 

 

 

I. ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

 I.1. Собор примирения

Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в  дальнейшем использовать поддержку  как боярства, так и дворян. Оно  было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться  рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное  оформление сословных привилегий дворянства.

В связи с тем, что в  феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания  и церковного собора, который установил  церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного  движения церковь канонизацией своих  видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.

I.2.Губная реформа

После февральских соборов  правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и  деревне заставил возобновит проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр.

I.3. Проекты Ермолая-Еразма и И.С. Пересветова

К концу 1549г. все настойчивее  стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.

Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.

Изначально в царских  вопросах ставилась задача издания  законов, которые должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.

После постановки об отмене местничества в проекте излагался ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целью выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

I.4. Финансовая реформа                                                                                                   

К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных  пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями  Русского государства , отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.

Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства  удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные  финансы.

 

 

II. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг

II.1.Военная реформа

После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем  установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка  по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской армии.

Наряду с попытками  укрепления дисциплины дворянской конницы  в середине XVI века закладывается  основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек  должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей, Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.

II.2. Судебник 1550 г

Бесспорно, самым крупным  начинанием правительства Ивана  Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных  текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.

Информация о работе Государственные реформы середины XVI века