Государственный строй Древней Руси. Разработка, принятие и введение в действие Конституции РСФСР 1918 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание

Основным источником русской истории с древнейших времён до середины ХVI в. служили летописи.
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 2

Теории происхождения Древнерусского государства……….….. 3

Общественный строй Древнерусского государства …………….. 3

Политический строй…………………………………………………5

Вече ………………………………………………………………….11

Феодальные съезды (снемы)……………………………………….12

Дворцово-вотчинная система………………………………………13

Разработка, принятие и введение в действие Конституции

РСФСР 1918 года………………………………………………………..14
Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г……….……17
Заключение…………………………………………………….…...19
Список использованной литературы……………………………..21

Работа состоит из  1 файл

История отечества государства и права.docx

— 62.09 Кб (Скачать документ)

Социальная дифференциация закреплялась принимавшимися властью  законами, основным источником государственного законодательства была Русская Правда. Удельный период в истории Руси принято делить на два этапа: домонгольский и монгольский.

Во второй половине XII в. на Руси завершился процесс образования системы отдельных княжеств. Наступил период феодальной раздробленности, который охватил XII -XV вв.

Экономические предпосылки  раздробленности: сложившаяся система  натурального хозяйства; отсутствие товарного  обмена.

Социально-политические предпосылки: боярство, превратившись из военной  элиты (дружинников, княжьих мужей) в землевладельцев, стремилось к  политической самостоятельности; шел  процесс «оседания дружины на землю», в финансовой области он сопровождался превращением дани в  феодальную ренту. Условно эти формы  можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую  распространялась его власть, рента  взималась собственником земли  с тех, кто проживал на этой земле  и пользовался ею.

Внешнеполитические факторы: вторжение татаро-монголов; исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки».

В первой половине ХШ в. русские  княжества после разгрома монголами  попали в положение данников Золотой  Орды. Княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены  были уплачивать подати, сбор которых поручался одном из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка». Получение этого символа давало право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Русские князья были обязаны поставлять в Монголию и Орду дань и рекрутов для ханского войска. Хан Золотой Орды был вассалом великого хана, столица которого в середине XIII в. была перенесена из Монголии в Китай. Сбор налогов и мобилизация русских в монгольское войско осуществлялись по приказам великого хана, скрепленным подписью хана Золотой Орды.

Дани и поборы, подсчет  населения, карательные и полицейские  функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В конце XIII в. изменилась система  налогообложения, осуществляемая монголами. Русская церковь была освобождена от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великому Новгороду были гарантированы автономия и право на свободную торговлю. Русским князьям было предоставлено право самостоятельно собирать налоги.

За действиями вассальных хану русских князей следили ханские  уполномоченные. Принцип «разделяй  и властвуй» проявился в создании на территории покоренной Руси сразу 4-х великих княжеств во Владимире, Твери, Рязани и Нижнем Новгороде. Каждый из великих князей сам собирал дань для хана на территории своего княжества. В отличие от Китая и Персии на большей части Руси монголы оставили у власти в качестве своих вассалов местных русских князей. Только в южных регионах (Киев, Переяславль, Подолия) монголы ввели свое прямое правление. Хан обладал высшей властью на всей территории русских земель, решая все юридические и финансовые вопросы. Все русские князья были подсудны высшему суду Золотой Орды, споры между русскими и монголами решались в монгольских судах. Споры русских между собой рассматривали русские князья.

Трижды (с 1245 по 1274 гг.) монголы  проводили перепись населения. Число  мобилизованных русских зависело от размеров населенной территории, была установлена десятичная система. Русь делилась на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы». В монгольскую армию  брали одного рекрута из 10 мужчин, проживающих на данной территории. Реальная численность административно-территориальной  «сотни» составляла 2000, а «тьмы» - 200 000 мужчин. При сборе налогов  каждый район становился единицей измерения. Вся восточная и западная Русь была разделена на 43 «тьмы», причем в это исчисление включались только сельские районы, города облагались в особом порядке. В сельских районах дань исчислялась в форме поземельного налога на каждую с/х единицу («плуг», «соха»). Купцы в городах платили налог с капитала или с оборота.

В основном князья периода  монгольского владычества всю свою управленческую энергию сосредоточивали  на внутренней административной и судебной деятельности. Княжеский двор становился центром государства. Главой органа управления его имениями становился наиболее влиятельный придворный. Слуги  князя - мелкие дворяне - были как социальная группа главной опорой власти. Придворные чины приобретали значимость чинов  государственных. Именно в период феодальной раздробленности на Руси получила развитие дворцово-вотчинная система управления.

Ослабление власти монгольских  ханов на Руси делало русских князей автономными правителями. Вместе с  тем князья были готовы уже в собственных  целях использовать ту административную и военную машину, которую создали  монголы. Уже не встречая сопротивления  ни со стороны вечевой демократии, ни со стороны боярской аристократии, князья старались усилить свою личную и наследственную власть, превратив все сословия в «служилые», а власть в самодержавную.

Т.О. господство монголов способствовало изменению принципов правления - усиливались централизация, жестокость уголовного права, менялась система  налогообложения. Одновременно с этим землевладельческая элита все более  привязывалась к своим вотчинам. Формировалась также поместная  система землевладения. В законодательстве усиливается государственный интерес. Однако регионом, где формируются предпосылки для последующего объединения русских земель становится северо-восток (Владимиро-Суздальское, позже Московское княжество).

Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета  государство. По форме правления  древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с  достаточно сильной монархической  властью.

Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной  монархии можно считать:

- экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;

- большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;

- наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;

- наличие системы кормления на местах.

Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок  образования централизованного  государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных  экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель. Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси. Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений. Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.

Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались  в:

- организации дружины и военных ополчений и командования ими;

- охраны границ государства;

- осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани;

- поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока.

Вначале киевские князья управляли  только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в  племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны  во главе с десятским, которые  выполняли роль администрации города.

 

Вече, главнейшая форма самоуправления в Древней Руси, собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, для решения сообща каких-либо дел, касающихся их городской жизни. Сходки эти существовали издавна, задолго до призвания князей, при первых князьях и до самых тех пор, как поднялась Москва, вобравшая в свои пределы отдельные земли или волости, на которые распадалась в древнейшее время Русь. 
 
Надо, впрочем, отметить, что вечем называли тогда вообще совещание и вообще народное собрание, даже в тех случаях, когда и то и другое не имели своей задачей вынести какое-нибудь решающее, то или иное государственное дело постановление. Но по преимуществу вече в киевское время является органом политической власти народа. Другой формой выражения государственной власти в Древней Руси был князь. 
 
Во всех городах были постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собираться и на других местах, если это почему-либо было удобнее. В полном составе городское вече никогда не собиралось. Вначале веча проходили в улицах, избиравших уличанских старост, затем в концах, избиравших кончанских старост, в пригородах. Выбранные на этих собраниях представители вместе с господой (советом господ), лучшими людьми (наиболее богатая часть знати) принимали высшие решения, обязательные для низших вечевых собраний. Подобная практика не могла не сопровождаться острейшими коллизиями, когда боярская верхушка навязывала свое мнение населению города. Вел собрание с высокой трибуны — посадник, оглашавший повестку дня и руководивший выступлениями. Решение оформлялось вечевым дьяком и хранилось в вечевой избе. Однако действительной и реальной властью обладал совет господ. Главная задача совета — подготовка проектов решений веча; фактически именно он определял внутреннюю и внешнюю политику государства, хотя юридически  совет господ не обладал особыми полномочиями. Возглавлял господу архиепископ, совет насчитывал 300-350 чел., заседания традиционно проходили во дворе архиепископа. В состав совета входили все должностные лица, почетные посадники (т. е. занимавшие этот пост и затем переизбранные), кончанские старосты, заместители князя и некоторые бояре. В 1136 г. впервые вече выбрало посадника, являющегося высшим должностным лицом государства. Посадник избирался на неустановленное время из новгородских бояр и мог переизбираться. Посадник созывал вече и руководил его работой, исполнял его решения, ему подчинялась вся городская администрация. Он отвечал за внешние сношения города, вместе с князем осуществлял судебные функции. Помощником посадника был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Кроме того, он отвечал за сбор налогов, контролировал торговлю и торговый суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок. Посадник и тысяцкий управляли городом с помощью целого штата чиновников: приставов, биричей, подвойских, половников, изветников. Они выполняли разнообразные административные и судебные функции: объявляли решения веча, вызывали в суд, производили обыски, фиксировали преступления и т. п. Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы. Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну). Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.

Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление новой  формы и нового органа власти — "снема", т.е. Феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. 
Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения). Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья. Функции съезда составляли:                                                                                           - принятие новых законов;                                                                                            - распределение земель (ленов);                                                                                      - решение вопросов войны и мира;                                                                                                  - охрана границ и торговых путей.                                                                         В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и “княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса феодальной раздробленности.                                                                            Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.

Местным органам управления вначале были местные князья, которые  впоследствии заменялись сыновьям киевского  князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его  окружения.

Местная администрация содержалась  за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели  назывались "кормленщиками", а  система управления - системой "кормления".

Власть князя и его  администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы  же получали иммунитет - юридическое  оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.

В Древнерусском государстве  суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был  великий князь. Он судил дружинников  и бояр, рассматривал жалобы на местных  судей. Разбор сложных дел князь  проводил на совете или вече. Отдельные  дела могли быть порученным боярину  или тиуну.

На местах суд осуществляли посадник и волостели.

Кроме того, существовали вотчинные  суды - суды землевладельцев над  зависимым населением, на основе иммунитета. В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации. Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.                                                                                                      Дворцово-вотчинная система. Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления. Система управления подразделялась на две части. Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы. Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслуживавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Информация о работе Государственный строй Древней Руси. Разработка, принятие и введение в действие Конституции РСФСР 1918 года