Государство и право России в первой половине 19 века. Кризис феодализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является изучение изменений, происходившие в системе права в России в первой половине XIX века. Для осуществления данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:
Дать общую характеристику государственного строя России в первой половине XIX века;
Изучить российское законодательство этого времени.
Рассмотреть кризис феодализма 19в.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика государственного строя………………………5
1.1.Развитие государственной системы…………………………………..5
1.2. Правовое положение церкви………………………………………...10
1.3. Особенности управления окраинами……………………………….11
1.4. Характеристика права………………………………………………..12
1.5. Свод законов Российской империи…………………………………14
1.6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г…….17
Глава 2. Кризис феодальной системы хозяйства………………………………21
2.1. Развитие идей социализма…………………………………………...22
2.2. Критика крепостного права………………………………………….23
2.3. «Крестьянский социализм» А.И. Герцена………………………….25
2.4. Н.П.Огарев и идеи Герцена………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Государство и право России в первой половине 19 века. Кризис феодализма.docx

— 62.85 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая  характеристика государственного строя………………………5

1.1.Развитие  государственной системы…………………………………..5

1.2. Правовое положение церкви………………………………………...10

1.3. Особенности управления окраинами……………………………….11

1.4. Характеристика права………………………………………………..12

1.5. Свод законов Российской империи…………………………………14

1.6. Уложение о наказаниях уголовных  и исправительных 1845г…….17

Глава 2. Кризис феодальной системы хозяйства………………………………21

2.1. Развитие идей социализма…………………………………………...22

2.2. Критика крепостного права………………………………………….23

2.3. «Крестьянский социализм» А.И.  Герцена………………………….25

2.4. Н.П.Огарев и идеи Герцена………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

История государства и права  России изучает как отдельные  факты, так и закономерности исторического  развития. Ее, прежде всего, интересуют юридические факты и явления. Изучая закономерности развития, она стремиться выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов. 

К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4 млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек. Около 90 % всего населения составляли крестьяне; примерно 2 проц. дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное производство, происходили сдвиги в промышленности. Однако, говоря словами современного исследователя Б. Г. Литвака, Русь-тройка “не мчалась, а еле-еле тащилась по ухабистой дороге истории”. Первая половина XIX в. принесла немалые перемены. Не без основания историки подчеркивают, что с началом этого столетия Россия вступила в новый этап своего развития. Многих специалистов интересовал, в частности, вопрос о причинах и сущности преобразовательной деятельности Александра I. занимавшего российский престол с марта 1801 г. по ноябрь 1825 - го, причем решают они его по-разному. Так, авторы многотомных трудов об Александре I и его времени генералы М.И. Богданович  и Н.К.Шильдер  развивали идею о стремлении царя к законности как главном мотиве его преобразований. Ненавидя деспотизм, Александр I, как утверждал Богданович, стремился “навсегда охранить от произвола права всех и каждого”.

 

Целью написания работы является изучение изменений, происходившие в системе права в России в первой половине XIX века.

 

Для осуществления данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:

    • Дать общую характеристику государственного строя России в первой половине XIX века;
    • Изучить российское законодательство этого времени.
    • Рассмотреть кризис феодализма 19в.

 

 

При написании работы использовались труды Исаева И.А., Рогова В.А., Чистякова  О.И. и других, а также статья Архипова И.В.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика государственного строя России.

 
           Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис1.

Характерной особенностью абсолютизма  этого времени явилась его  способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного  строя.

 
1.1. Развитие государственной системы.

 

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII века, происходила в течение всего  столетия. Определенно наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно  углублялась специализация отдельных  органов власти и управления.

Первая половина XIX в. стала временем кризиса феодально-крепостнического строя, который отразился и на политических институтах. Военно-полицейская диктатура Павла I не привела к успокоению страны, он был устранен от власти путем дворцового переворота. В первой половине XIX в. правительство избирает путь лавирования, обещаний и реформ для упрочения самодержавного строя. Первыми стали реформы 1801-1811 гг., которые усовершенствовали государственный аппарат, приспособив его к новым условиям. У наиболее дальновидных чиновников в это время возникли идеи более радикального преобразования государственного строя. Это видно на примере планов М.М. Сперанского. В составленном им в 1809 г. по поручению Александра I «Введении к уложению государственных законов» Сперанский рекомендовал царю дать стране конституцию, которая облечет власть всеми «внешними формами закона, оставив в сущности ту же силу и то же пространство самодержавия». Этими формами должны были стать законность, выборность и ответственность чиновников, разделение властей, новые начала организации суда и государственного контроля. Планы Сперанского были направлены на ограничение самодержавия за счет расширения политических прав дворян и буржуазии. Они были реализованы лишь частично. Деятельность Сперанского вызвала недовольство дворян, преобразования были прерваны, а сам Сперанский выслан из столицы. Другие проекты реорганизации государственного аппарата и реформы государственного строя также не нашли воплощения. После подавления восстания декабристов правительство вновь вернулось к военно-полицейской диктатуре. В это время абсолютизм был укреплен законодательно, идейно и организационно. Составленные под руководством Сперанского «Основные государственные законы» определили характер власти и исключительные права императора в законодательной, исполнительной и судебной областях. Усилился бюрократический централизм, при котором не только распорядительные, но и исполнительные функции концентрировались в центре. Были реформированы в этот период политический сыск и управление государственной деревней. Совершенствовался растущий чиновничий аппарат. По инициативе Сперанского был введен образовательный ценз для чиновников. Законы 1803 г. и 1809 г. создали преимущества по службе чиновникам с высшим и средним образованием. В 1834 г. установился более четкий порядок прохождения государственной службы. Но все эти меры носили характер частичных улучшений, не меняя сути государственного строя и не позволив преодолеть кризисные явления в жизни страны2.

В начале XIX в. произошли некоторые изменения в системе высших государственных учреждений. В марте 1801 г. был упразднен Совет при Высочайшем дворе и учрежден Непременный совет из высшей знати для обсуждения государственных законов и составления проекта новых. Он просуществовал до создания Государственного совета. Большое значение имел Негласный комитет, существовавший с 9 мая 1801 г. по 9 ноября 1803 г. и состоявший из друзей Александра I. Он не был государственным учреждением, но на его заседаниях обсуждались почти все правительственные мероприятия, в том числе проекты реформ государственного аппарата. 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как законосовещательное учреждение, члены которого назначались императором из влиятельных чиновников или входили в него по должности (министры). Его аппарат состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. Департаменты были предварительными инстанциями для обсуждения законопроектов перед внесением их на общее собрание. Комиссия составления законов занималась кодификацией, а комиссия прошений рассматривала жалобы на работу государственного аппарата. Делопроизводство велось в Государственной канцелярии во главе с государственным секретарем.

Одновременно с министерствами в сентябре 1802 г. учреждается Комитет  министров, в него входили министры и главноуправляющие, с 1810 г. – председатели Государственного совета и его департаментов, а с 1812 г. – лица по назначению императора. Это было высшее административное учреждение – совещание монарха по вопросам управления государства с наиболее доверенными чиновниками. Комитет министров рассматривал дела, которые не могли решить отдельные министры из-за отсутствия законов или из-за того, что они затрагивали интересы других ведомств. Иногда он рассматривал законопроекты3.

Уже в первые годы царствования Александра I была проведена реформа Сената, изменившая его функции, состав и положение в системе государственного аппарата. Сенат превратился в совокупность полусамостоятельных департаментов, которых объединяло руководство генерал-прокурора. Число департаментов выросло до 12. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом, охранял права и привилегии сословий и обнародовал законы. Номерные департаменты были апелляционными инстанциями для определенных губерний, кроме этого в Петербурге существовали департаменты межевой и герольдии. Т.е. Сенат стал высшим органом суда и надзора.

Одним из высших учреждений при Александре I стала СЕИВ канцелярия, возникшая  при Павле I. Превращение её в высшее учреждение произошло в 1812 г. с передачей  ей некоторых военных дел. С 1826 г. она превращается в учреждение со сложной структурой, в её составе  создаются три отделения, в 1828 г. – 4-е, в 1836 г. – 5-е и в 1842 г. – 6-е. Каждое отделение фактически было самостоятельным  учреждением со своими штатами, делопроизводством  и начальником, который подчинялся лично императору. I отделение занималось различными делами – отчетами министров, изготовлением императорских указов, надзором за службой чиновников, контролем за взысканием недоимок. Задачей II отделения была кодификация законов. Особое место в государственном аппарате занимало III отделение – орган политического сыска и следствия. Исполнительным органом этого отделения был корпус жандармов, созданный в 1827 г.. III отделение фактически стояло над всем правительственным аппаратом, и было органом внесудебной расправы. IV отделение было создано из канцелярии жены Павла I – Марии Федоровны, оно руководило женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями. V и VI отделения считались временными. V-е было создано для разработки реформы государственной деревни, а позднее управляло государственными крестьянами и имуществом. VI-е разрабатывало административную реформу в Закавказье, и после создания Кавказского наместничества было упразднено4.

Для оперативного решения законодательных  и административных дел во второй четверти XIX в. создавались высшие комитеты. Их можно условно разделить на 4 группы: 1) комитеты по разработке мер  по укреплению государственного аппарата и сословного устройства общества (Особый секретный комитет 6 октября 1826 г. под  руководством председателя Государственного совета В.П.Кочубея для разработки мер по четкому разграничению  дел между высшими учреждениями); 2) комитеты по проведению карательной  политики (Секретный комитет о  раскольниках и отступниках от православия. 1817-1855 гг.); 3) комитеты по руководству  окраинами (Сибирский комитет, Кавказский комитет, Комитет западных губерний, еврейские комитеты); 4) крестьянские комитеты (при Николае I было создано 7 секретных комитетов по крестьянскому  вопросу).

В условиях усложнения задач государства  нужны были более гибкие и оперативные  органы центрального управления, чем  коллегии и канцелярии. 8 сентября 1802 г. были введены 8 министерств, а также  государственное казначейство на правах министерства. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища, коллегии были сохранены и расписаны  между министерствами, при этом министры в текущие дела коллегий не должны были вмешиваться. Это был своеобразный переходный период, необходимый для  накопления опыта и привычек единоначалия, выработки новых форм делопроизводства. Окончательно министерства были оформлены  в 1811 г. с принятием «Общего учреждения министерств»5. Оно определило единообразные принципы организации и делопроизводства, взаимоотношения между министерствами, а так же отношения министерств с высшими и низшими органами власти. Структурными частями министерств были департаменты, отделения и столы. Действовал принцип единоначалия. Совет состоял из начальников основных структурных частей министерства и рассматривал общие дела; в департаментах и отделениях роль советов выполняли общие присутствия. Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Ежегодно они подавали отчеты в Государственный совет и Министерство финансов. Коллегиальное делопроизводство было заменено министерским «исполнительным», регламентировался порядок ведения дел.

 

1.2. Правовое положение церкви.

 
          Правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу6.

Святейший Синод остался высшим законосовещательным, административным и судебным правительственным учреждением  по делам русской православной церкви, при этом роль коллегии Синода постоянно  уменьшалась, а значение обер-прокурора  росло. Он превратился в своеобразного  министра по духовным делам. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел  и народного просвещения, которое  объединило Синод, Главное управление духовных дел разных исповеданий  и Министерство народного просвещения. Но опыт оказался неудачным и в  мае 1824 г. министерство было расформировано на прежние учреждения.7

В ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее  рассматриваемые самим органом. В 30-е гг. в непосредственное ведение  обер-прокурора переходят канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненный обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

 

1.3. Особенности управления окраинами.

 

Система управления окраинами России характеризовалась "особенным" административно-территориальным  делением (наместничества, генерал-губернаторства, области, округа, магалы) и наличием "особенных" специфических, нередко только для данной окраины, учреждений и должностных лиц.

Специфика управления отдельными окраинами  определялась местными задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана  частыми войнами с Турцией  и Персией и почти постоянным состоянием войны с горскими народами, в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания  и т.п. "Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления администрации этих окраин широкой  самостоятельности в действиях, известной "независимости" от центральных, а порой и высших правительственных  учреждений8.

Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, наделенный обширнейшими административными, хозяйственными, финансовыми и судебными полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из назначенных царем  чиновников. В каждой губернии администрация возглавлялась губернатором, при котором действовал совещательный совет. Губернатор управлял губернией с помощью губернского правления. В губернии действовали казенная палата и губернский суд. Губернии подразделялись на округа. Во главе управления округом стоял окружной начальник, при котором был совещательный окружной совет из чиновников округа.

Полицией округа заведовал земский  исправник, возглавлявший земский  суд. Кроме того, в каждом округе был окружной суд и окружное казенное управление; в городах полицией руководил  городничий. Личный состав учреждений был назначаемым. Хозяйственное  управление города осуществлялось сословной  думой, состоявшей из головы и двух-трех заседателей.

Информация о работе Государство и право России в первой половине 19 века. Кризис феодализма