Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа
Целью написания работы является изучение изменений, происходившие в системе права в России в первой половине XIX века. Для осуществления данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:
Дать общую характеристику государственного строя России в первой половине XIX века;
Изучить российское законодательство этого времени.
Рассмотреть кризис феодализма 19в.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика государственного строя………………………5
1.1.Развитие государственной системы…………………………………..5
1.2. Правовое положение церкви………………………………………...10
1.3. Особенности управления окраинами……………………………….11
1.4. Характеристика права………………………………………………..12
1.5. Свод законов Российской империи…………………………………14
1.6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г…….17
Глава 2. Кризис феодальной системы хозяйства………………………………21
2.1. Развитие идей социализма…………………………………………...22
2.2. Критика крепостного права………………………………………….23
2.3. «Крестьянский социализм» А.И. Герцена………………………….25
2.4. Н.П.Огарев и идеи Герцена………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
2.3. Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме).
2.4. Штраф.
2.5. Кратковременный арест.
2.6. Выговор.
Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.
Таким образом, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российской империи. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов и предрассудков.
Глава 2. Кризис феодальной системы хозяйства.
Кризис крепостнической
Капитализм развивался рядом с крепостничеством, ослабляя его позиции, создавая предпосылки его уничтожения, но оставаясь бессильным уничтожить феодальные монополии дворянства, охраняемые самодержавием.
Помещичье хозяйство до отмены крепостного права переживало серьезные изменения, но оно не превращалось в капиталистическое.
Крепостное хозяйство все
Предреформенная экономика России представляла собой сложный комплекс разнородных хозяйственных укладов, явившийся результатом разложения крепостнического способа производства. В промышленности сочетались крепостная (вотчинная и посессионная) мануфактура с принудительным трудом, капиталистическая мануфактура на вольнонаемном труде, капиталистическая фабрика, городское и деревенское ремесла. В этом пестром сочетании наметилась победа капиталистической фабрики не только над крепостной, но и над капиталистической мануфактурой. Но феодальные преграды развитию промышленности не были уничтожены. Это сказывалось в необеспеченности рабочей силой предприятий, в платеже дани феодалам в виде относительно высокой заработной платы, в которую входил оброк, в узости рынка вследствие господства крепостнических отношений в стране. Крепостничество стало барьером, задерживавшим рост капиталистической промышленности17.
В сфере сельского хозяйства трудности развития капитализма были несравненно большими. К середине XIX века в сельском хозяйстве стали распространяться отношения капиталистического типа, но возникшие такого рода отношения существовали наряду с крепостническими, не заменяя их.
Чем дальше шло развитие экономики,
тем больше обнаруживалось несоответствие
между производственными
2.1.Развитие идей социализма.
Период кризиса
В рассматриваемое время в России рабочий класс еще не отделился от крестьянства; не было почвы для восприятия, так называемого, научного социализма (марксизма). Однако идеи утопического социализма получили довольно широкое распространение, но имели свою национальную особенность: они были тесно связаны с революционным крестьянским демократизмом.
В эпоху кризиса крепостничества
русская экономическая мысль
развивалась в неразрывной
Борьба против нее принимает новый характер. С крепостничеством борются не во имя того, чтобы дворянина сменил буржуа, а во имя полной ликвидации всякой эксплуатации. Если раньше освобождение крестьянина от крепостной зависимости было наивысшим требованием, и не ставился вопрос о том, кто будет главенствовать в хозяйственной жизни страны. Теперь же выдвигается требование освободить крестьянина не только от крепостной зависимости, но и от всякой другой ее формы, чтобы он был полностью свободным хозяином.
Утопический социализм 40-50-х гг. мог иметь только крестьянскую основу и крестьянскую окраску. Развитие этого социализма определяется тем, что он явился революционным выражением требований крепостного крестьянства.
Русский социализм по мере своего развития все теснее связывался с политической и экономической борьбой против крепостного права, отражая в этой борьбе интересы крестьянства18.
В целом это направление русской
общественно-экономической
2.2.Критика крепостного хозяйства.
Круг проблем, рассматриваемый Герценом, определялся, прежде всего, потребностями экономического развития России, поэтому важное место имела критика системы крепостнических отношений. Он справедливо утверждал, что «весь русский вопрос, по крайней мере, в настоящее время, заключается в вопросе о крепостном праве».
Крепостническую эксплуатацию Герцен рассматривал как кражу помещиком труда крестьянина. Он решительно отвергал стремление крепостников доказать, что оброк необременителен для крестьянина. Сравнивая оброчные имения крупных помещиков с положением барщинных крестьян мелкопоместных дворян, он отмечал, что оброчные крестьяне лишь «менее бедные и несчастливые».
Раскрывая противоречия крепостнических отношений, Герцен показал, что существуют две различные, противоположные друг другу России: Россия крепостного народа и Россия помещиков с их самодержавным правительством. Между этими Россиями не может быть примирения. Противопоставив Россию крестьян помещичьей, дворянской России с ее политическим строем, направленным на охрану господства и привилегий дворян, Герцен открыто встал на сторону крестьянской, народной России.
Он показал обострение противоречий между крестьянами и помещиками, вызванное усилением стремления помещиков к наживе и превращение крепостного крестьянина «в разрабатываемую собственность».
Но и жестокая эксплуатация крестьян
не могла, по мнению Герцена, предотвратить
разорение помещиков, вывести помещичье
хозяйство из кризиса. Герцен отмечает
исключительно большую
Герцен разоблачал жестокие формы крепостнической эксплуатации в России. Он писал, что по другую сторону официальной России были уже «не люди, а материал, ревизские души, продажные, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрике, экономические, податные, но не признанные человеческими».
Русский помещик был для Герцена собственник не столько земли, сколько крестьян, крепостником, близким к рабовладельцу.
В своеобразном характере русского крепостничества Герцен видел историческую почву, благоприятствующую особому - некапиталистическому развитию России к социализму.
2.3.«Крестьянский социализм» А.И. Герцена.
Развитие капиталистических
Герцен выступил с обоснованием
особого - некапиталистического пути развития
России. Такому представлению о путях
экономического развития России благоприятствовала
социально-экономическая
Герцен видел в освобождении крестьян с землей не только уничтожение крепостнических отношений, но и начало последующего социалистического преобразования России19.
Как же так получилось, что существование общества подлинного равенства он стал связывать со страной, которая отстала от ведущих стран Европы, которая способствовала подавлению революционных движений конца 40-х годов.
Признавая, что его родина выступала в те годы в роли «первого жандарма вселенной», Герцен утверждал, что как есть две Европы - Европа буржуа и Европа работников, - так есть и две России - Россия правительственная, императорская, дворянская, солдафонская и Россия «черного народа», бедная, хлебопашная, крестьянская. Народ не ответственен за действия правительства20.
Пригнувшись под историей, задавленный и забитый, русский народ сохранил свою могучую душу, свой великий национальный характер.
«Община спасла русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хоть и сильно потрепанная, устояла против вмешательства власти».
Как же случилось, что многовековой институт народной жизни - община, органично вписывающаяся в феодальный быт русской деревни, служившая для самодержавия охранительным началом, стала основным аргументом теории русского освободительного движения?
Что же социалистического нашел Герцен в общине?
Во-первых, демократизм, или «коммунизм» (т.е. коллективность) в управлении жизнью села: крестьяне на своих сходках, «на миру» решают общие дела деревни, выбирают местных судей, старосту, который не может выступить вразрез с волей «мира». Это общее управление бытом обусловлено тем - и это второй момент, характеризующий, по мнению Герцена, общину в качестве зародыша социализма, - что люди владеют землей сообща. Он считал, что на основе общинного землевладения можно улучшить земледелие; если ликвидировать помещичью власть и чиновничество, можно развить народное образование.
Это общинное владение представлялось
Герцену зародышем
та, на которой стоят все народы Запада». Это право он считал достаточным условием жизнеспособности общины. Оно исключало, по его мнению, возникновение безземельного пролетариата. «Человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник».
Герцен полагал, однако, что сама
по себе община никакого социализма не
представляет. Своей патриархальностью
общинное устройство много веков
усыпляло народ. Личность в общине принижена,
ее кругозор ограничен жизнью семьи
и деревни. Для того чтобы развивать
общину по пути социализма необходимо
приложить к ней
Таким образом, путь России к социализму через общину Герцен не рассматривал как исключение из общемирового развития.
2.4. Н.П. Огарев и идеи Герцена
Николай Платонович Огарев, так же как и Герцен, принадлежал к поколению дворянских революционеров.
В произведениях Огарева учение
Герцена о крестьянской общине как
основе социалистического
До реформы 1861г. он считал мирный эволюционный путь вполне возможным. Но реформа и подъем крестьянского движения в стране сильно изменили его мнение в революционную сторону. Он перешел на позиции полной ликвидации помещичьего землевладения и превращения общинной собственности в единую форму владения землей. Если в 1858г. Огарев, противопоставляя общину частному помещичьему землевладению, исходил еще из сохранения помещичьей собственности наряду с общинной, то через четыре года, в статье «Куда и откуда» (1862г.) он требовал превращения общинной собственности в единую форму земельной собственности в России. В тех районах, где общинная система отсутствовала, Огарев предлагал постепенное внедрение общинных начал путем ограничения права наследования земельных участков и некоторых других мер. Помещиков предлагалось уравнять в правах с крестьянами, предоставив им пай в общине «по тяглому расчету», т.е. по численности семьи21.
Он выступал против существования круговой поруки, которая прикрепляла крестьянина к наделу и представляла собой насильственную форму взимания оброка и государственных податей.
Информация о работе Государство и право России в первой половине 19 века. Кризис феодализма