Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:15, контрольная работа
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
ВВЕДЕНИЕ
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
В своей работе
я охарактеризую, в каких конкретных
формах существует и функционирует
эта особая политическая, структурная,
территориальная организация общества,
как государство. Своей задачей я ставлю
раскрыть понятие "форма государства",
особенности правления, влияние политического
режима на формирование государства, содержание
и принципы как демократического, так
и авторитарного режима. Традиционно отечественная
теория государства и права в этих целях
всегда выделяло форму государства в три
основных, взаимосвязанных блока: форму
правления, форму национально-государственного
и административно-
Еще со времен Платона,
Аристотеля теоретическая политико-
Все это имеет большой познавательный и практический смысл. Ведь научная классификация тех или иных реальных устройств государства, как, впрочем, и других политико-правовых институтов – это не просто игра ума, произвольно упорядочивающего невероятное множество самых разнообразных форм, а познание исторически существовавших государств, их теоретического обобщение, т.е. проникновение в закономерные, равно как и случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства. Все это поможет нам усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях, отражающих особые свойства государства и права.
В специальной литературе,
посвященной формам современных государств под формой
государственного устройства понимается
территориально-организационная структура
реализации государственной власти. Другими
словами форма государственного устройства
характеризует административно-
По своему территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.
Унитарное государство
отличают единая конституция, признаваемая
на всей территории, единое гражданство,
единая система права и судебная
система, отсутствие самостоятельности
у административно-
С точки зрения внутреннего устройства все унитарные государства условно можно разделить на три группы.
Первая группа — это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных. В нее входят в основном малые страны — Греция, Ирландия, Исландия, Люксембург, Португалия.
Вторую группу составляют децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции, департаменты) обладают широкой автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние. К этой группе государств относятся такие крупные страны, как Италия, Испания, Франция.
Третья группа государств, промежуточная между первой и второй,— полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налогообложение, финансирование, лицензирование предприятий, социальное обеспечение и др.) они целиком зависят от центральных властей. В эту группу входят Великобритания, Нидерланды, скандинавские страны.
Федерация отличается от
унитарного государства тем, что входящие в нее территориальные
единицы (штаты, провинции, кантоны, республики)
являются субъектами государственного
суверенитета. Это устойчивый союз государств,
самостоятельных в пределах распределенных
между ними и центром компетенции и имеющих
собственные органы власти.
Федеративный принцип призван обеспечить
равноправное взаимодействие общностей,
обладающих значительными этническими,
историко-культурными, религиозными, лингвистическими
и другими особенностями; создать оптимальные
возможности для выражения региональных
и иных интересов.
Критериями федерализма являются:
единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию;
исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики;
отсутствие у субъектов федерации права на выход из нее;
отсутствие у центрального правительства права на изменение границ государств — членов федерации;
возможность изменения Конституции государства только с согласия членов федерации;
возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной;
наличие двухпалатного парламента с равным представительством государств-членов по крайней мере в верхней палате;
двойная система законодательных и исполнительных органов, судебная, правовая, гражданства, разделение власти и полномочий федерации и государств-членов.
К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в Америке, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде имеют право принимать собственные конституции и законы, вводить свое гражданство, обладают значительной самостоятельностью в решении внутренних проблем.
Практика показала, что
федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика,
Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными,
чем федерации, созданные по национально-территориальному
принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).
Хотя Россия согласно Конституции является
федерацией, в ее политической практике
имеются элементы унитаризма и конфедерализма.
Наследие унитаризма проявляется прежде
всего в бюджетных делах и в психологии
политиков центра. Элементы конфедерализма
состоят в том, что власти субъектов Федерации
нередко выходят за рамки своей компетенции,
нарушают Конституцию и федеральное законодательство.
Из конституции двадцати
одной республики девятнадцать содержали
положения, прямо противоречащие Конституции
РФ. Основные законы Татарстана, Башкортостана, Якутии (Саха),
Тувы, Ингушетии устанавливали конфедеративный
тип связей между республиками и центром.
Так, в конституции Республики Татарстан
констатировалось, что она — суверенное
государство, субъект международного
права, ассоциированное с Российской Федерацией
на основе договора о взаимном делегировании
полномочий.
Конституции Якутии, Башкортостана, Тувы,
Коми в одностороннем порядке устанавливали
право приостановления действия законов
РФ, если последние противоречат конституциям
этих республик. Восемь республик относили
к своей компетенции порядок введения
чрезвычайного положения на своей территории,
а Тува даже самостоятельно принимала
решения по вопросам войны и мира. Конституции
ряда республик (Коми, Башкортостана, Якутии)
предусматривали возможность самостоятельного
проведения внешней политики, заключения
международных договоров и соглашений.
Наконец, конституции Ингушетии, Якутии
и Тувы объявляли природные ресурсы, находящиеся
на их территории, своей собственностью.
Федеральный центр пытается отрегулировать
свои отношения с субъектами Федерации
с помощью сомнительной практики подписания
специальных договоров и соглашений между
центром и регионами. Эти документы носят
конъюнктурный характер, зависящий от
политических ситуаций и личностных факторов.
Они разноплановы по содержанию и усиливают
асимметричность федеративных отношений.
Кроме федераций существуют
и иные объединения государств.
Во-первых, это конфедерация — союз независимых
государств для осуществления конкретных совместных целей.
Ее члены передают в компетенцию союза
решение ограниченного круга вопросов,
чаще всего в области военной, внешнеполитической,
транспорта и связи, денежной системы.
Конфедерации существовали в США (1776-1787),
в Швейцарии (1815-1848), в Германии (1815-1867) и
в некоторых других странах. Эта форма
государственного объединения непрочна
и либо развивается в федерацию, как в
случае США и Швейцарии, либо распадается,
как это произошло, например, с Сенегамбией
— объединением Сенегала и Гамбии (1982-1989).
Во-вторых, существуют объединения государств
вокруг бывших метрополий. Это прежде
всего Британское Содружество наций и
Франкония (бывшие колонии Франции), основывающиеся
на общности языка, элементов культуры
и наличии наднационального аппарата.
Преимущественная сфера сотрудничества
государств, входящих в эти объединения,—
культура.
В-третьих, объединение государств, в котором
просматриваются элементы конфедерации,—
Европейское содружество, преобразованное
в Европейский Союз. В нем функционируют
надгосударственные органы с немалыми
полномочиями, координируется политика,
имеется общее экономическое пространство.
К таким объединениям можно отнести СНГ,
Союз России и Белоруссии.
Федерализм как понятие
отражает и способ государственного
устройства, и систему правления, и форму межнациональных
отношений. В переводе с французского
языка федерализм (federalisme) означает союз.
Это — система правления союза государственных
образований, в которой власть осуществляется
одновременно центральным правительством
и региональными правящими органами на
основе распределения функций и полномочий
между ними, закрепленного конституцией
(договором).
При этом одна часть вопросов является
исключительной компетенцией центральных
органов федерации, другая — региональных
государственных органов (субъектов федерации),
третья — совместной компетенцией центра
и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей
центральных и региональных органов правления
контролирует независимый суд, а также
парламент, одна из палат которого формируется
из представителей регионов (штатов, земель,
кантонов, провинций, областей и т.п.).
Таким образом, федерализм
предполагает демократическую децентрализаци
Децентрализация осуществляется
в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти.
Деконцентрация — это административная
договоренность, согласно которой функции
центрального правительства передаются
региональным представительствам федеральных
органов власти. Делегирование — это агентское
соглашение, по которому функции передаются
к организациям, действующим вне центральных
правящих структур с определенной степенью
административной и финансовой самостоятельности.
Передача власти означает перевод полномочий
от центра к субъектам федерации, т.е. автономным,
демократически избираемым единицам регионального
правления, таким как край, область, округ,
город и т.д.
Благодаря децентрализации субъекты федеративного
государства самостоятельно реализуют
власть в регионе. Однако они обладают
лишь ограниченным суверенитетом, не имеют
права одностороннего выхода из союзного
государства. Центральное правительство
может вмешаться во внутренние дела членов
федерации в случае возникновения там
чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий,
массовых беспорядков и др.
Родоначальником теории федерализма считается
И. Альтузиус (1562—1638). Большой вклад в становление
этой теории внесли основоположники американского
федерализма А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон.
В последующем теория федерализма развивалась
не только на американском, но и на европейском
континенте (Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и
др.).
Обобщив различные взгляды, канадский
ученый Э. Блак выделил пять его концепций:
1) централистскую, исходящую из того, что
вся политика в отдельных частях федерации
проводится в соответствии с решениями
центрального правительства; 2) административную,
предполагающую сотрудничество исполнительных
органов власти, несмотря на антагонистический
характер суверенных прав, закрепленных
за федерацией и ее членами; 3) координационную,
характеризующую сотрудничество и соперничество
двух правительственных систем из-за наличия
между ними налоговой и финансовой зависимости;
4) договорную, рассматривающую федерацию
в форме объединения государств, которые
передали некоторые права новообразованному
центральному правительству на основе
договора; 5) дуалистическую, требующую
от федерации обеспечения благосостояния
каждого культурно-этнического элемента.
Федеративное устройство
России закреплено в Конституции 1993г.
Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы
государственной власти, разграничения
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, равноправия
и самоопределения народов.
Российскую Федерацию образуют 89 субъектов
трех типов: национально-государственные
(21 республика), имеющие свои конституции
и законодательства; административно-
Отношения центра и субъектов Федерации
в России поставлены на правовую основу.
Конституцией разграничены предметы ведения
и полномочия каждого субъекта Федерации:
определено, какие вопросы решают только
центральные органы правления (внешняя
политика, оборона, федеральные энергетические
системы, транспорт, связь и др.), какие
относятся к совместному ведению Федерации
и ее субъектов (природопользование, образование,
культура, здравоохранение и т.п.).