Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:15, контрольная работа
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
Стремясь противодействовать центробежным тенденциям, Президент РФ сформировал Совет глав республик из президентов республик, входящих в состав России. При; этом он не исключил возможность передать республикам; прав, быть может, даже больше, чем в Федеративном договоре. Однако это предложение нарушало и без того хрупкий паритет между республиками, краями и областями и не способствовало подавлению тенденций конфедерализации страны.
Политическая элита собственно русских краев и областей не согласилась с приниженным статусом этих территорий и в конце 1992 г. начала открытую борьбу за равноправие, протекающую вне контроля центральной федеральной власти. Главы 53 российских регионов создали организацию «Союз губернаторов», чтобы активнее оказывать влияние на центральные органы власти, и добились включения Президентом РФ руководителя Союза губернаторов в Совет глав республик.
В январе 1993 г. Нижегородский областной Совет заявил о возможности либо провозглашения независимого государства, либо выражения недоверия российскому правительству, проводящему по отношению к области разорительную политику. Архангельский же областной Совет в одностороннем порядке повысил статус области и расширил права местной власти едва ли не до уровня республики. В июле 1993 г. лидеры Екатеринбурга провозгласили создание Уральской Республики.
Свидетельством опасности распада России стали и столкновения между ингушами и осетинами, начавшиеся осенью 1992 г. из-за Пригородного района столицы Северной Осетии г. Владикавказа, населенного в основном ингушами. В связи с этим Президент Б.Н. Ельцин впервые не исключил использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
Конституция РФ 1993 г. предусмотрела разграничение
предметов ведения и полномочий между
Российской Федерацией в целом и субъектами
РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении
Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской
Федерации и федеральных законов, контроль
за их соблюдением;
б) федеративное устройство
и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод
человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование
и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы
федеральных органов
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и
международные отношения
л) внешнеэкономические
отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство;
определение порядка продажи и покупки
оружия, боеприпасов, военной техники
и другого военного имущества; производство ядовитых
веществ, наркотических средств и порядок
их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование: гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
6) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Записанные в Конституции
РФ положения о разграничении
предметов ведения и полномочий между Центром
и субъектами РФ в равной мере распространяются
на республики, края, области, города федерального
значения, автономную область, автономные
округа. При этом вне пределов ведения
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти, осуществляют
собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов.
Для становления сильной России и ее государственной
власти и управления исключительно важное
значение имеет конституционное положение
о том, что на территории Российской Федерации
не допускается установление таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий
для свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств.
Ограничения перемещения
товаров и услуг могут
Для становления современного
российского федерализма важно
также то, что система органов
государственной власти республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов устанавливается
Упрочению российской государственности способствует и предусмотренное Конституцией РФ положение (ст. 78), согласно которому федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать последним осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своиx полномочий.
Важно также, что Президент
Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации обеспечивают
в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий
федеральной государственной власти на
всей территории России.
Принятие Конституции 1993 г., составной
частью которой стал Федеративный договор,
не сняло всех проблем и противоречий,
имеющихся в этом отношении. Вместе с тем
Конституция заложила правовые основы
для заключения договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти России
и субъектов Федерации. Возникло новое
явление, для обозначения которого используется
термин «взаимное делегирование»: субъект
Федерации делегирует ей свои полномочия
(и наоборот) на основе заключенного договора.
Благодаря этому Федерация носит конституционно-договорный
характер.
Подписание договоров Центром не только с республиками, но и с краями и областями, не снимает, конечно, полностью всех противоречий: кому-то из субъектов Федерации достается по договору больше, а кому-то меньше, продолжают проявляться и неравные условия в сфере реализации принципов бюджетного федерализма, экономического развития. Отчисления в федеральный бюджет далеко не пропорциональны налоговой базе разных субъектов Федерации.
Тем не менее договоры
о разграничении предметов
Что представляет собой складывающийся в настоящее время реальный российский федерализм?
1. Это территориальная форма демократии; демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами.
2. Это строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, но это не «развод» между ними, а залог тесного сотрудничества на благо всех граждан России.
3. Это все большая передача властных функций и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.
Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.
В то же время федерализм - это способ построения единого государства, а не конфедерации, потому что здесь предусмотрены специальные меры защиты против разрыхления федерации в некий союз самостоятельных государств.
Наконец, федерализм, как отмечалось в Программе действий Президента РФ— это гибкое сочетание трех уровней власти: федерального, регионального и местного, где особая роль отведена местному самоуправлению, без которого нет ни самого федерализма, ни подлинной демократии.
Несмотря на огромные
препятствия и опасности, России удалось в исторически
короткий срок создать каркас федеративной
государственности.
Становление и развитие современного
российского федерализма тесно связано
с разработкой и реализацией региональной
государственной политики, основными
целями которой провозглашены благосостояние
граждан, целостность государства, территориальная
справедливость.
Руководство страны выделяют следующие главные задачи развития федерализма на ближайшие годы.
Во-первых, завершить размежевание полномочий и собственности между центральной и региональными властями и в то же время обеспечить развитие кооперации, широкого сотрудничества между ветвями власти по вертикали.
Во-вторых, образование федеральной властной вертикали взамен той, которая состояла из губернаторов, назначавшихся Президентом. Федеральные органы располагают в регионах широкой сетью учреждений, которые решают задачи в рамках полномочий Федерации. Для слаженной их работы на территориях им нужна координирующая структура, ее необходимо создать.
В-третьих, продолжить отладку законодательной деятельности в субъектах Федерации, завершить законодательное оформление российского федерализма, решение проблем несоответствия между федеральной Конституцией и основными законами субъектов Федерации.
В России предстоит еще немало сделать, чтобы создать такое федеративное устройство, которое обеспечит действительную прочность и незыблемость единства и территориальной целостности страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.