Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:17, реферат
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (21 июня 1646, Лейпциг — 14 ноября 1716, Ганновер) — немецкий философ, математик, юрист, дипломат.
Якутская
Городская Национальная Гимназия
Сообщение на тему:
Готфрид
Вильгельм Лейбниц
Выполнила: Ученица 10 «б» класса ЯГНГ
Павлова Ньургуяна
Проверила:
Алексеева М.Я.
Якутск, 2011
Лейбниц,
Готфрид Вильгельм
Готфрид Вильгельм
фон Лейбниц (21 июня 1646, Лейпциг — 14 ноября
1716, Ганновер) — немецкий философ, математик,
юрист, дипломат.
Биография
Готфрид Вильгельм
родился в семье профессора философии
морали (этики) Лейпцигского университета
Фридриха Лейбнюца и Катерины Шмук.
Когда мальчику
было 8 лет, его отец умер, оставив
после себя большую личную библиотеку.
Свободный доступ к книгам и врождённый
талант позволили молодому Лейбницу
уже к 12 годам самостоятельно изучить
латынь и взяться за изучение греческого
языка.
В 15-летнем возрасте
(1661) Готфрид сам поступил в тот же Лейпцигский
университет, где когда-то работал его
отец. В свою бытность студентом он познакомился
с работами Кеплера, Галилея и других учёных.
Спустя 2 года переходит в Йенский университет,
где изучает математику. Затем возвращается
в Лейпциг изучать право, но получить докторскую
степень там не удалось. Расстроенный
отказом, Лейбниц отправился в Нюрнбергский
университет в Альтдорфе, где успешно
защищает диссертацию на соискание степени
доктора права. Диссертация была посвящена
разбору вопроса о запутанных юридических
случаях. Защита состоялась 5 ноября 1666
года; эрудиция, ясность изложения и ораторский
талант Лейбница вызывают всеобщее восхищение.
В этом же году он
написал первое из своих многочисленных
сочинений «О комбинаторном искусстве».
Опередив время на два века, 20-летний Лейбниц
задумал проект математизации логики.
Будущую теорию (которую он так и не завершил)
он называет «всеобщая характеристика».
Она включала все логические операции,
свойства которых он ясно представлял.
Закончив обучение,
он устраивается советником курфюрста
Майнцского по юридическим и торговым
делам (1670). Работа требовала постоянных
разъездов по всей Европе; в ходе
этих путешествий он подружился с
Гюйгенсом, который согласился обучать
его математике. Служба, однако, продолжалась
недолго, в начале 1672 года Лейбниц с важной
дипломатической миссией покинул Майнц,
а спустя год курфюрст умер.
В это время
Лейбниц изобретает собственную
конструкцию арифмометра, гораздо
лучше паскалевской — он умел выполнять
умножение, деление и извлечение корней.
Предложенные им ступенчатый валик и подвижная
каретка легли в основу всех последующих
арифмометров.
По мере развития
анализа выяснилось, что символика
Лейбница, в отличие от ньютоновской,
отлично подходит для обозначения
многократного
Лейбниц продолжает
математические исследования, открывает
«основную теорему анализа», обменивается
с Ньютоном несколькими любезными письмами,
в которых просил разъяснить неясные места
в теории рядов. Уже в 1676 году Лейбниц в
письмах излагает основы математического
анализа. Объём его переписки колоссален.
«Он
любил наблюдать, как
расцветают в чужом
саду растения, семена
которых он предоставил
сам» (Фонтенель).
Лейбниц стал первым
гражданским лицом Германии, которому
был воздвигнут памятник.
Философия
Лейбниц — один
из важнейших представителей новоевропейской
метафизики, в центре внимания которой
— вопрос о том, что такое субстанция.
Лейбниц развивает систему, получившую
название субстанциальный плюрализм или
монадология. Согласно Лейбницу, основаниями
существующих явлений или феноменов служат
простые субстанции или монады. Все монады
просты и не содержат частей. Их бесконечно
много. Каждая монада отличается от другой.
Это обеспечивает бесконечное разнообразие
мира феноменов.
Простые субстанции
созданы Богом одномоментно и
могут быть уничтожены только все
сразу. Монады не могут претерпеть изменения
в своём внутреннем состоянии от действия
каких-либо внешних причин, кроме Бога.
Лейбниц в своей одной из итоговых работ,
«Монадология», использует следующее
метафорическое определение автономности
существования простых субстанций: «Монады
вовсе не имеют окон и дверей, через которые
что-либо могло бы войти туда или оттуда
выйти». Монада способна к изменению своего
состояния, и все естественные изменения
монады исходят из её внутреннего принципа.
Деятельность внутреннего принципа, которая
производит изменение во внутренней жизни
монады называется стремлением.
Все монады способны
к перцепции или восприятию своей
внутренней жизни. Некоторые монады
в ходе своего внутреннего развития
достигают уровня осознанного восприятия
или апперцепции.
Для простых
субстанций, имеющих только стремление,
достаточно общего имени монады или
энтелехии. Монады, имеющие более
отчётливые восприятия, сопровождающиеся
памятью, Лейбниц называет душами. Таким
образом, не существует совершенно неодушевлённой
природы. Поскольку никакая субстанция
не может погибнуть, то она не может окончательно
лишиться какой-либо внутренней жизни.
Лейбниц говорит о том, что монады, которые
основывают явления «неодушевлённой»
природы, на самом деле находятся в состоянии
глубокого сна или обморока. Каждая, самая
неразвитая монада может быть волей Бога
вызвана к осознанной жизни, совершив
определённый прогресс в своём развитии.
Однако, разумные
души, составляя особое Царство Духа, находятся
на особом положении. Бесконечный прогресс
всей совокупности монад как бы представлен
в двух аспектах. Первый — это развитие
царства природы, где главенствует механическая
необходимость. Второй — это развитие
царства духа, где основным законом является
свобода. Под последней Лейбниц понимает,
в духе новоевропейского рационализма,
познание вечных истин. Души в системе
Лейбница представляют, по его собственному
выражению, «живые зеркала Вселенной».
Однако, разумные души представляют собой,
вместе с тем, отображения самого Божества.
В каждой монаде
в потенциале свёрнута целая Вселенная.
Лейбниц причудливо комбинирует
атомизм Демокрита с различием
актуального и потенциального у
Аристотеля. Жизнь появляется тогда,
когда атомы пробуждаются. Эти же
монады могут достигать уровня самосознания
(апперцепции).
Разум человека
— это тоже монада, а привычные
атомы — это спящие монады. Монада
обладает двумя характеристиками —
стремлением и восприятием.
Теория познания
и педагогика основываются на воспитании
врождённых способностей. В этом Лейбниц
повлиял на Германа Гессе.
Лейбниц делает
утверждение, что пространство и
время субъективны — это
Несмотря на
свой атомизм, Лейбниц считал, что
монады излучаются и поглощаются
Богом, функцией которого является поддержание
предустановленной гармонии между
монадами.
Природу Лейбниц
толковал как привычку Бога.
Научная
деятельность
Важнейшие научные достижения Лейбница:
1684: Лейбниц публикует
первую в мире крупную работу
по дифференциальному
В этой краткой
работе Лейбница излагаются основы дифференциального
исчисления, правила дифференцирования
выражений. Используя геометрическое
истолкование отношения dy/dx, он кратко
разъясняет признаки возрастания и убывания,
максимума и минимума, выпуклости и вогнутости
(следовательно, и достаточные условия
экстремума для простейшего случая), а
также точки перегиба. Попутно без каких-либо
пояснений вводятся «разности разностей»
(кратные дифференциалы), обозначаемые
ddv. Лейбниц писал:
То, что человек,
сведущий в этом исчислении, может
получить прямо в трёх строках, другие
учёнейшие мужи принуждены были искать,
следуя сложными обходными путями.
1686: Лейбниц даёт
подразделение вещественных чисел на
алгебраические и трансцендентные; ещё
раньше он аналогично классифицировал
кривые линии. Впервые в печати вводит
символ интеграла (и указывает, что эта
операция обратна дифференцированию).
1692: введено общее
понятие огибающей однопараметрического
семейства кривых, выведено её уравнение.
1693: Лейбниц рассматривает
вопрос о разрешимости
1695: Лейбниц вводит
показательную функцию в самом
общем виде: uv.