Грамотность в царской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:06, доклад

Описание

Один из самых до сих пор распространенных лживых совдеповских мифов о царской России – миф о безграмотности. На сталинских сайтах можно увидеть, например, такое: «Население Российской империи на 79% было безграмотным (по данным переписи 1897 г.), то есть не умело даже ни читать ни писать. При Сталине безграмотность была ликвидирована. Грамотность населения поднялась до 89,1% (1932)». Это один из излюбленных способов передергиваний нынешних красных авторов - брать данные по царской России не 1913 года (как это даже в СССР делалось), а по более ранним годам, а то и из XIX века - как в данном случае, 1897 год.

Работа состоит из  1 файл

Грамотность в царской России.docx

— 211.96 Кб (Скачать документ)

 

Хорошо представлен круг чтения крестьян в материалах по Ярославской  губернии, собранных А. В. Валовым  — одним из самых активных корреспондентов  Этнографического бюро и других научных  обществ. Его сведения дают возможность, в частности, восстановить довольно полно круг произведений А. С. Пушкина, бытовавших в крестьянской среде  в Романо-Борисоглебском уезде, и  определить отношение к великому поэту.

 

Читали крестьяне Пушкина очень  охотно. Приобретали его сочинения, рекомендовали и передавали друг другу. Особенной популярностью  пользовались повести. Из них более  других были любимы «Капитанская дочка» и «Дубровский». «Встречаются крестьяне,—  отмечал А. В. Балов,— которые  очень живо обрисовывают Гринева, Пугачева». Из прозы Пушкина очень популярна  была также «История Пугачевского бунта» и, конечно же, сказки. «Сказки Пушкина  знают даже безграмотные старухи»,—  подчеркивал корреспондент. Из поэтических  произведений были популярны «Полтава»  и многочисленные стихотворения, ставшие  народными песнями. В этом качестве в Ярославской губернии в конце XIX века среди крестьянства бытовали «Утопленник», «Сквозь волнистые  туманы», «Буря мглою», «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной в  пустынных дева шла местах», «Талисман», «Бесы» и др. (названо двадцать восемь стихотворений). У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений  Пушкина.

 

Во время ярмарок крестьяне  покупали дешевые книжки. Среди них  часто — «Кавказский пленник» Толстого, «Паштюха, Сидорка и Филатка в Москве» и другие. Чтение вслух сопровождалось непременно обсуждением. Рождественский записал почти дословно обсуждение «Кавказского пленника». Крестьяне восхищались «занятностью» книги Толстого, хвалили Жилина («руськие-те каки удалы бывают!»), удивлялись смелости и доброте Дины, жалели Костылина. Любимым чтением были здесь и басни Крылова. Эти сведения легко дополнить за счет многочисленных владельческих надписей на книгах, принадлежавших вологодским крестьянам. Я говорю «легко» потому, что благородными усилиями вологодских музейных работников и ученых недавно издан многотомный каталог, где описаны все книги и рукописи, хранящиеся в музеях Вологодской области. И в описание каждого экземпляра включены пометы владельцев, записи о передаче, продаже или вкладе книги в церковь или монастырь...

 

Вот перед нами «История российская»  В. Н. Татищева — книга первая, часть I, напечатанная в типографии Императорского Московского университета в 1768 году. На ней есть запись XIX века: «Сия книга  принадлежит деревне Космозерской Погоской крестьянам братьям Вавилиным». Замечу попутно, что в наши дни ценнейшую «Историю» Татищева и в библиотеке профессионального историка редко встретишь.

 

Сложную структуру, в которую входили  очень различные хронологические  и тематические пласты (от древнерусской  литературы до новейших изданий по сельскому хозяйству), являл собой  круг крестьянского чтения в Сибири. Современный исследователь отмечает «расширение и углубление потребности  крестьянства в просвещении», «рост  крестьянской инициативы в деле развития школьной сети в деревне». Увеличивается  количество и официальных, и домашних школ в сельской местности. Существенное влияние на расширение и тематическое обогащение состава читаемой литературы оказало участие крестьян в деятельности научных обществ. В 1891 году в Иркутской  губернии из 165 корреспондентов Восточносибирского отдела Русского Географического общества было 33 крестьянина. Из 62 корреспондентов  Иркутского общества распространения  народного образования и народных развлечений 27 были крестьянами.

 

Результаты специального обследования 1900 года показывают регулярность чтения значительной части крестьян: из 104 обследованных населенных пунктов  Иркутской губернии в 50 были крестьяне, постоянно занимавшиеся чтением. Один из них, особенно интересовавшийся сельскохозяйственной литературой, регулярно выписывал  несколько журналов и имел свою библиотеку. Корреспонденты научных обществ  фиксировали, как правило, наличие  газет и журналов в одной-двух, а иногда и нескольких семьях отдельной  деревни. Как и в европейской  части страны, крестьяне в Сибири получали книги в сельских (волостных), школьных, приходских и личных (самих  крестьян, учителей, церковнослужителей, писарей) библиотеках. Сельские и многие школьные библиотеки комплектовались  «в основном за счет средств крестьянских обществ». По неполным данным, в Иркутской губернии лубочная литература по степени распространенности в сельской местности конкурировала с религиозной. В библиотеках сельских училищ зимой спросом крестьян пользовались произведения Пушкина, Толстого, Гоголя, Грибоедова, Крылова, Ершова, Жуковского, Мамина-Сибиряка, Гаршина. В личной собственности части крестьян как Западной, так и Восточной Сибири сохранялись ценнейшие старопечатные издания и рукописные книги, передаваемые из поколения в поколение. Продолжала жить традиция переписывания духовных и светских сочинений .Нетрудно заметить, что сведения о чтении крестьян из разных районов страны дают сходную в основных чертах картину. Они свидетельствуют о резком превышении запросов, потребностей над возможностями книжного рынка и книжных запасов в деревне. Это при том, что снабжение книгами — и рыночное, и библиотечное — явнорастет>>.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ПРИ НИКОЛАЕ ВТОРОМ

 

Но мы, следуя книге М.М.Громыко, перешли уже ко времени правления  Николая II (1894-1917гг). Здесь уже достаточно много статистических данных и различных  исследований (которые не публиковались  в СССР).

 

Одним из трафаретных клеветнических выпадов против Николая II является утверждение, что оно не заботилось о народном образовании.

 

В действительности же, в царствование Императора Николая II народное образование  достигло необыкновенного развития. Менее чем в 20 лет кредиты, ассигнованные  Министерству Народного Просвещения, с 25,2 мил. рублей возрасли до 161,2 мил. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возрасли с 70.000.000 р. в 1894 г. до 300.000.000 р. в 1913 г.

 

В начале 1913 г. общий бюджет народного  просвещенияв России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. [Vernadsky G. 1944. A history of Russia. New Home Library. New York. P. 205].

 

Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления  Николая, а с 1908 г. оно сделалось  обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. На 1918 год  планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.

 

На фото: Реальное училище в небольшом  городке Павловский Посад

В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 ].

 

На фото:  Школа прапорщиков. Курсанты школы на занятиях. Петроград 1914-1917 гг.

Слава о николаевских гимназиях  была жива еще до конца XX века, пока живы были их выпускники. Гимназии имелись  во всех уездных городах, чем не могли  похвастаться многие европейские страны. Университеты при Николае II имели  такую свободу, какую они уже  никогда не имели при советской  власти (и до сих пор). По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных  заведениях, Россия занимала первое место  в Европе, если не во всём мире. [Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах 1958]

 

 

Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались  соответствующими министерствами или  ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 ]. Следует также отметить, в Царской России студенты платили от 50 до 150 р. в год, т.е. от 25 до 75 долл. в год (курс царского рубля был 2 доллара) - эта плата была меньше, чем в США или Англии в то время.

 

Более подробно обо всем этом можно  прочитать также в книге С. Миронина. Экономика царской России. 

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ

По социальному происхождению  в 1914гг студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих \цеховых\ крестьян и пр.) было: в среднетехнических  учебных заведениях — около 80%, в  технических ВУЗах – более 50%, в университетах – более 40%. Доля студентов из низших слоев с каждым годом увеличивалась. [С.В.Волков. «Интеллектуальный слой в советском обществе» (Глава I Интеллектуальный слой дореволюционной России)]  

 

Для сравнения, доля крестьян в 1914гг в  университетах была около 14%, в технических  ВУЗах даже более 21% , а  в 1977г –  около 11% .  Конечно, отчасти это  объясняется общим снижением  численности деревенских жителей, но и доля студентов из рабочих  семей до 1917г была не намного ниже, чем в 1970-х годах! (24-32% \вместе с  мещанами в 1914гг и около 34 % в 1978г.)

СРАВНЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ  В 1917 и 1927 ГОДАХ

По летней переписи 1917 года, проведенной  Временным правительством, 75% мужского населения европейской части  России было грамотным. А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что  грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что  за десять лет советской власти грамотность  в стране значительно убавилась.

 

Вообще, только после ВОВ большевики смогли побороть массовую неграмотность, которую сами же развели после  октября 1917 года !

 

Российская педагогическая энциклопедия

 

<<Грамотность:

 

В процессе реализации провозглашённой  идеи культурной революции задача распространения  Г. решалась как за счёт внешк. источников, так и за счёт последо-ват. расширения и укрепления шк. сети. Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 законодательно ввести всеобщее обязат. нач. обучение в объёме 4 классов и включить всё подрастающее поколение в систему совр. культуры. В кон. 30-х гг. достигнут уровень Г. населения св. 80%. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Вел. Отеч. войны. Процесс становления полной Г. завершался в кон. 60-х и в 70-е гг.: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в т. ч. и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959—32,9%, в 1970 — 22,4%, в 1979 — 11,3%.

 

По переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать  свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая  часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали>>.

Инженеры и ученые в РИ к 1917 году и в СССР в 1927 году.

 

ДО 1917 ГОДА:

 

(по книге историка С.В.Волкова  «Интеллектуальный слой в советском  обществе» (Глава I Интеллектуальный  слой дореволюционной России))

 

1.1.  Численность лиц умственного  труда в 1913г была около 3 миллионов человек. Лиц с высшим  образованием насчитывалось в  1913–1914 гг. 112–136 тыс. чел., число специалистов  с высшим и средним специальным  образованием в 1913 г. определяется  в 190 тыс.. По отдельным категориям сведения следующие:

 

1.2. Ученые и преподаватели вузов.  Научных работников (в 300 научных  организациях и обществах) насчитывалось  в 1914 г. 10,2 тыс. чел., по другим  оценкам, научных работников до  революции было 11, 6 тыс. чел. Учебный  персонал вузов  на 1916 г. —  6655 при 135842 студентах . При этом в 1916г в университетах учились около 39 000, то есть после 1917г могло быть гораздо более 12 000 ученых и научных работников.

 

1.3 ИТР и инженеры. Всех ИТР  (включая мастеров и их помощников) в 1913 г. насчитывалось 46502 чел,  в т.ч. 7880 инженеров с высшим  образованием. Значительное число  лиц с инженерным образование  состояло на государственной  службе: в МПС в 1915 г. таких  насчитывалось 2800, горных инженеров  в 1913 г. было 1115 (в т.ч. 180 в «генеральских»  чинах). Таким образом, всего к  1917г не менее 50 000 ИТР, включая  инженеров.

 

При этом в 1916г в университетах  учились около 39 000 и в технических  ВУЗах около 26 500 студентов, а всего, как указано выше, почти 136 000 студентов.

 

1.4. Таким образом, после 1917 года, в первые годы совдепии, общее число лиц с высшим образованием могло достигнуть 250-270 тысяч человек.

 

И еще раз: в технических ВУЗах  в 1916г обучалось 26500 студентов. Инженеров  с высшим образованием в 1913-1915гг было около 11 800 (7880 на производстве+2800 в МПС+1115 в горной промышленности) - см. п.1.3. Ну а спустя 10 лет после 1917г в СССР в 1927г было 13 700 инженеров .

ПОСЛЕ 1922 ГОДА

 

(после Гражданской войны и  белой эмиграции), и после 5 лет  относительно мирного развития  в условиях НЭПа:

 

2.1. Численность лиц умственного  труда в 1926г была около 2.6 млн. чел. (в 1913г. - около 3 миллионов)  В 1928 г. высшее образование  имели 233 тыс. чел.. Сравнивая это с данными пп 1.2 и 1.4 видим, что могло быть 250-270 тыс. человек.

Гораздо хуже через 10 лет после  Октябрьского переворота была ситуация с учеными и инженерами

 

2.2. Ученые. Разрекламированная впоследствии  большевистская «забота об ученых»  распространялась лишь на десяток-другой  самых крупных в своей области  и самых нужных для властей  специалистов, а остальные тысячи  разделили участь всего интеллектуального  слоя. Если к 1931 г. в эмиграции  по советским данным находилось  до 500 «буржуазных ученых», то  гораздо больше их стало жертвами  голода и красного террора. ... Перепись 1926 г. зафиксировала 13236 научных работников, а вместе  с теми, для кого занятие наукой  не являлось основным — 14896, еще 334 ученых были безработными. Общее число их, таким образом,  простирается до 15230.

Информация о работе Грамотность в царской России