Грамотность в царской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:06, доклад

Описание

Один из самых до сих пор распространенных лживых совдеповских мифов о царской России – миф о безграмотности. На сталинских сайтах можно увидеть, например, такое: «Население Российской империи на 79% было безграмотным (по данным переписи 1897 г.), то есть не умело даже ни читать ни писать. При Сталине безграмотность была ликвидирована. Грамотность населения поднялась до 89,1% (1932)». Это один из излюбленных способов передергиваний нынешних красных авторов - брать данные по царской России не 1913 года (как это даже в СССР делалось), а по более ранним годам, а то и из XIX века - как в данном случае, 1897 год.

Работа состоит из  1 файл

Грамотность в царской России.docx

— 211.96 Кб (Скачать документ)

 

Как мы видели выше (см. п.1.2 и 1.4), после 1917г могло быть гораздо более 12 000 ученых и научных работников, а фактически в 1926г — 15230. Как в  яму провалились для ученых 10 лет с 1917 по 1927 годы...

 

2.3. ИТР и инженеры. В 1927 г. в  ВСНХ имелось 50,8 тыс. специалистов (в т.ч. 15422 с высшим и 15415 со  средним специальным образованием).  В промышленности (без аппарата  управления) работали 24,2 тыс. ИТР  со специальным образованием, в  т.ч. 13,7 тыс. инженеров.

 

Итак (см. пп. 1.3, 1.4), инженерный потенциал РИ к 1917 году был 11 800 инженеров +26 500 студентов технических ВУЗов (в 1916г), т.е. первокурсники 1916г могли закончить образование в 1921гг, т.е. к этому времени инженеров в СССР должно бы быть (могло быть) 38 300 - а фактически в 1927г их было 13 700 -почти в 3 раза меньше!

ВЫВОДЫ

 

1. Даже в XIX веке (и ранее) грамотность  в русской деревне была выше, чем мы представляли себе до  сих пор, и даже чем фиксировала  официальная статистика тех лет.  В частности, было множество  крестьянских школ с учителями  из грамотных крестьян или  отставных солдат, которые не  учитывались статистикой земств. Практически в половине крестьянских  дворов был свой грамотей. Немало крестьян имели свои библиотеки и выписывали различные журналы. Кроме того, хотя практически все старообрядцы были грамотны, они вплоть до начала XX века отказывались сообщать властям подобные сведения о себе.

2. При Николае II в народное  образование вкладывались огромные  деньги. Первоначальное обучение  было бесплатное по закону  с самого начала правления  Николая, а с 1908 г. оно сделалось  обязательным. На 1918 год планировалось  ввести обязательное бесплатное  среднее образование. В 1916 году  уже 80% призывников были грамотными. Грамотность росла очень быстро - в среднем на 2% в год, а после  1913г еще быстрее, так что  примерно к 1926 году можно было  бы ожидать почти поголовной  грамотности. В 1914 году в России  было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда  же - около 40 000 студентов). По сравнению  с европейскими университетами  и США обучение было недорогим,  а неимущие студенты освобождались  от платы и получали стипендии.  По количеству женщин, обучавшихся  в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место  в Европе

3. Политика большевиков в первые 10 лет совдепии (1917-1927гг) привела к тяжелым последствиям в сфере как школьного, так и высшего образования и к катастрофическим последствиям по числу ИТР, инженеров - их в 1926-1928гг было в 3 раза меньше, чем было соответственно (вместе со студентами) к 1917 году. Конечно, в последующие годы в СССР число студентов, ИТР, инженеров и ученых быстро увеличивалось, но провал 1917-1927гг был просто катастрофическим. Очевидно, что многие проблемы и провалы (как провал 1-й пятилетки), и необходимость народу «рвать жилы» во всех сферах промышленности и экономики СССР все это было связано также и с этим, с десятилетним провалом в школьном и высшем образовании и огромным дефицитом специалистов с высшим образованием в СССР к концу 1920-х годов. Не говоря уже о других ошибках и преступлениях власти большевиков, уже в сталинскую эпоху.

 

Подробнее о политике Николая II в  сфере образования см. книгу Д. Л. Сапрыкина "Образовательный потенциал  Российской Империи" (М.,ИИЕТ РАН, 2009). В этой работе автор разбирает  ключевые вопросы образовательной  политики Николая II и то, какой потенциал  Последний Государь оставил в  наследие Советскому Союзу. Проработав несколько лет над этой темой, изучив десятки документов в России и зарубежом, автор пришел к такому выводу: мы практически не знаем о том, как правил Император Николай II, а то, что мы как бы знаем зачастую оказывается ложью. В книге наглядно показано, как в советских источниках (и, следовательно, зарубежных и современных российских работах, использующих как документы советские "данные" искажаются цифры, статистика - таким образом, чтобы показать "безнадежную отсталость Российской Империи". Статья (рецензия) о книге Д.Л.Сарыкина здесь. 


Информация о работе Грамотность в царской России