Гражданское право по Соборному уложению 1649 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:27, доклад

Описание

В Соборном Уложении 1649 г. большое внимание уделяло защите форм феодального землевладения (гл. 16, 17). Глава 16 «О поместных землях» расширила права дворян, сделав первый шаг в уравнивании прав владельцев поместий и вотчин. Статья 2 гл. 16 устанавливала право обмена поместий на вотчину только с согласия царя: Обмен поместий различных качеств не влек за собой денежной компенсации. Глава 16, ст 2: А которые помещики всяких чинов похотят межь себя поместьи своими менятися, и им о росписке тех своих меновных поместей бити челом государю, и челобитные о том подавати в Поместном приказе, за руками.

Работа состоит из  1 файл

Гражданское право по Соборному уложению 1649 г.docx

— 34.38 Кб (Скачать документ)

Гражданское право по Соборному уложению 1649 г

В Соборном Уложении 1649 г. большое  внимание уделяло защите форм феодального  землевладения (гл. 16, 17). Глава 16 «О поместных  землях» расширила права дворян, сделав первый шаг в уравнивании  прав владельцев поместий и вотчин. Статья 2 гл. 16 устанавливала право  обмена поместий на вотчину только с согласия царя: Обмен поместий различных качеств не влек за собой  денежной компенсации.  Глава 16, ст 2: А   которые  помещики  всяких  чинов  похотят  межь  себя поместьи своими менятися,  и им о росписке  тех своих меновных поместей  бити  челом  государю,  и  челобитные  о том подавати в Поместном приказе, за руками.

Закон предлагал расписать  «меновые поместья» по «полюбовному челобитью» (ст. 3 гл. 16: А меняти  поместья  московским  всяких  чинов  людем   с московскими  же  всяких чинов людьми,  и з городовыми дворяны,  и детьми боярскими, с и(ы)ноземцы, четверть на четверть, и жилое на жилое,  и пустое на пустое, а нежилое на пустое, и те их меновныя поместья межь ими росписывати по их полюбовному  челобитью  и  по заручным  челобитным.  А  где у кого в мене перейдет сверх мены и лишнее немногие четверти,  и те немногия четверти по тому  же  за ними по их полюбовному челобитью росписывати ).

В статье 8 гл. 16 говорилось, что  в случае старости, болезни увечья, право пользования поместьем  передавалось сыновьям если они несли  военную службу: иногда по усмотрению царя поместье жаловалось в пожизненное  пользование. (гл.16 ст.8: А  будет  кто  учнет  государю  бити  челом  о поместьях, которыя поместья даны  на  прожиток  дворяном  и  детем  боярским старым,  которые от службы отставлены,  и вдовам старым же, чтобы государь их пожаловал,  велел те дворянские и вдовины прожиточные поместья дати им впожить,  и тем людем,  которые учнут бити челом под кем о поместье впожить,  отказывати,  и впожить  поместей  не давати).

Основанием получения  поместного владения являлась служба государю (военная, административная и  т. д.).

В развитии правового статуса  поместья особое значение имел прожиток, т.е. часть поместья, выделяемая после  смерти его владельца на содержание вдовы, дочерей, престарелых родителей, несовершеннолетних детей. Матери или  жены дворян, погибших на войне, получали на содержание поместье, которой подлежало  передаче детям (ст. 22 гл. 16: А которые дворяне и дети боярские померли на  государеве службе  под  Смоленском,  а  после  их  осталися  матери и жены з детьми,  с сыновьями, с недоросльми, а поместья за теми дворяны и детьми боярскими в дачех были небольшие,  четвертей по сороку,  и по пятидесять,  и по штидесять, и по семидесять, и по осмидесять, и  по  сту,  и  ис тех их поместей после их дано было на прожиток женам их опричь детей их,  а дети их в то время  были  недоросли, года  по  три и по четыре,  и те вдовы с теми своими прожиточными поместьи пошли замужь,  а за мужьями их и опричь тех  прожиточных их  поместей,  иныя  поместья есть,  а дети их недоросли о том на них,  что матери их с теми поместьи пошли замужь,  не били челом, потому  что они втепоры были малы,  а ныне будет те дети их о тех поместьях учнут государю бити челом,  чтобы те отцовския поместья  отдати  им,  и  те их отцовския поместья у тех людей,  за которых матери их пошли замужь,  взяв,  отдати им, хотя будет те люди, за которыми матери их и беспоместны.). Закреплялось право на дополнительное поместье за военную службу (ст. 24 гл. 16: А у которых дворян и у детей боярских  старыя  отцовския поместья  в розореных городех,  а учнут они бити челом государю о поместье вновь,  и им те старыя отцовския поместья,  которыя и  в розореных городех, объявлять, а не таить. Да кто старого поместья не утаит,  и ему вновь поместья  дати,  сыскав,  будет старое поместье прямо пусто, и служить ему не с чего.). Определялся размер поместий, получаемых вдовой и дочерью на содержание, в зависимости от обстоятельств смерти дворянина (ст. 30-32 гл. 16: 30. А будет котораго  дворянина,  или  сына  боярского,  или иноземца  на  государеве  службе в полкех убьют воинские люди,  и женам их ис поместей их давать на прожиток с окладов их со ста по дватцати четвертей, а дочерям их со ста по десяти четвертей.

     31. А будет которой  дворянин, или сын боярской, или иноземец на государеве же службе в полкех умрет, и женам их ис поместей их давать  на прожиток с окладов их со ста по пятинатцати четвертей, а дочерям их со ста по семи четвертей с осминою.

     32. А котораго дворянина,  или сына боярского,  или иноземца не станет дома,  а не на государеве службе,  и женам их давать ис поместей их на прожиток с окладов их со ста по десяти  четвертей, а дочерям по пяти четвертей. ). Следовательно, Уложение 1649 г. содержит целый комплекс правовых норм, связанных с наследованием поместья.

Интересна ст. 17 гл. 16, в которой говорилось, что оставшаяся после родителей дочь владела поместьем,. полученным ею на свое содержание до замужества, после чего она передавала свое поместье мужу в качестве приданого. А  которая  вдова  зговорит замужь с поместьем своим и з дочерним, и жениху дати один жеребей вдовин, будет ея поимет, или девкин будет,  кто девку поимет.  А будет девка останется,  и тем поместьем владеть девке,  покамест поспеет замужь,  и она также с тем своим жеребьем замужь выдет.

Одним из оснований прекращения  права дворянина на поместье по Соборному  Уложению являлось длительное (свыше 10 лет) пребывание в плену, (ст. 29 гл. 16), но по возвращении из плена он вправе был требовать поместье назад. А которые будет дворяне и дети бояръские были  в полону лет по десяти,  и по пятинатцати, и по дватцати, и по дватцати по пяти лет,  и больши,  а поместья отцов их, или их особыя поместья без них,  как они были в полону,  розданы в роздачю,  и они учнут бити челом государю, чтоб те отцов их и их особыя поместья отдати им, и тем полонеником отцовския и их поместья из роздачи отдавать  по разсмотренью.

За провинности или  преступление поместье у дворянина  отбиралось и передавалось другому (ст. 38 гл. 16: А будет у кого по государеву указу взято будет  поместье и отдано в роздачю,  а в тех поместьях сеяна будет рожь на старых помещиков крестьянские пахоты,  и с тое ржи новым помещиком  дати семена на живущую пашню крестьянские пахоты тоже,  что сеяно было на старого помещика, а приполон отдавать старым помещиком, а жать тот  хлеб  тем же крестьяном,  которые тот хлеб сеяли.  А которой хлеб на старых помещиков сеяли деловые или  наемные  люди  и  тот хлеб  жати  старым помещиком самим,  а крестьян того хлеба пахоты  деловых и наемных людей жати не заставливать. ). Поместье после смерти его владельца (ст. 58 гл. 16 : А после которых умерших поместья их,  полныя дачи,  даны будут женам их вдовам з детьми вопче, и те вдовы учнут бити челом государю на детей своих,  что их дети их не кормят и не почитают, и з двора их збили;  и государь бы их пожаловал,  велел им  дати поместья  на  прожиток  опричь  детей их.  И по тому их челобитью вдовам из мужних поместей давать на прожиток с окладу мужей их по указу,  от  детей их особно.  А будет таким вдовам после мужей их даны будут поместья з детьми вопче,  малые дачи, и з мужня окладу на  прожиток  вдове сполна дати будет неисчево,  и таким вдовам з детьми их такия малыя поместья розделити по жеребьям,  по скольку кому   достанется,   изверстав   живущее  и  пустое  повытно,  по четвертям.:) делилось поровну между наследниками: женой и детьми. Другой разновидностью феодальной собственности на землю было вотчинное землевладение и в Уложении 1649 г. ее правовому положению отведена специальная глава 17.

Вотчина, как более ранняя форма феодального землевладения  постепенно утратила свое привилегированное  положение, она уже не являлась пожизненным  землевладением, а зависела от воли царя. Важнейшей стороной правового  статуса вотчинного землевладения  было право наследования вотчин.

Вотчинники не имели права  отчуждать свои земли церкви. Родовые  и купленные вотчины не наследовались  бездетной вдовой умершего вотчинника (ст. 1 гл. 17: В  прошлом  во  136-м  году  блаженныя  памяти,   великий  государь  царь и великий князь Михайло Феодоровичь всея Русии,  и отец  его  государев,  блаженныя  же  памяти,  великий  государь, святейший  Филарет  Никитичь,  патриарх  Московский  и всея Русии указали о родовых и о  выслуженых вотчинах  по  правилом  Святых Апостол и Святых Отец: кого не станет, а после его останется жена безъдетна,  да после того же останутся братия родные и двоюродные и род,  и те вотчины давати в род того умершаго,  кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род,  кто кому ближе. А женам тех умерших,  которые  останутся  безъдетны,  давати им из животов их четверть,  да приданое.  А до родовых и до выслуженых  вотчин  им дела нет, опричь купленых вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их  после  их,  по  духовным  и  по  даным  их,  даны  их племянницам и внучатам, и правнучатам девкам, и тем вотчинам быти за ними по родству. ), она имела право получить в наследство после мужа только купленные им вотчины. Вотчины по Уложению 1649 г. наследовали сыновья, дочери - только после смерти братьев (ст. 2 гл. 17: А у которых вотчинников после их останутся  дочери  их  и сестры  замужем,  и  об  вотчинах их учнут бити челом по родъству челобитчики тех умерших,  дочери и  сестры,  которые замужем,  в вотчину  же,  и  им  чинити указ по уложенью,  а оне тем вотчинам вотчичи.  А после которых умерших учнут  бити  челом  о  вотчинах после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давати сыновьям, а дочерям вотчин з братьею жеребьев не давати,  покаместа  братья их живы,  а давати дочерям после отцов их ис поместей на прожиток по указу.  А как братьи их  не  станет,  и  дочери  тем  вотчинам вотчичи.). Могли наследовать и родственники по боковой линии. При наследовании вотчины двумя-тремя и более сыновьями право на наследство принадлежало всем в равной мере. Право на отчуждение вотчины также принадлежало в равной мере всем ее наследникам. Таким путем закон защищал права на вотчины несовершеннолетних совладельцев.

Купленная вотчина, полученная вдовой по наследству отдельно от детей, считалась ее собственностью (ст. 6-7 гл. 17: 6. А которая купленая вотчина,  после умершаго,  дана  будет жене  его,  опричь  детей,  и  она в той вотчине вольна,  а иному никому до той вотчины дела нет.

     7. А будет которые   люди  отходя  сего  света  вотчины  свои купленыя напишут в духовных своих,  женам своим бездетным,  будет жены их после их замужь не пойдут, а будет жены их пойдут замужь, и  им до тех вотчин дела нет,  а отдать те их вотчины братьям их, или в род.  Или будет написано в духовных, что женам их будучи во вдовах, теми их куплеными вотчинами владеть по свой живот, или до тех мест,  как постригутся,  а как те их  жены  постригутся,  или помрут и те их купленые вотчины потому же отдать братьям их,  или в род,  и по  таким  духовным  куплеными  вотчинами  после  таких умерших,  женам их бездетным владеть до тех мест, как они пойдут замужь, или постригутся, или помрут. А будет они пойдут замужь, ит им  до  тех  вотчин  дела  нет,  а  отдать те вотчины по духовной умершаго роду, кому та вотчина в духовной будет написана. ). Статьи 16-17 гл. 17 Соборного Уложения узаконили правовое положение землевладельцев жалованных вотчин. 16. А которым людем в прошлых годех,  блаженныя памяти,  при великом государе царе и великом князе  Михаиле  Феодоровиче  всея Русии, даны вотчины за московское осадное сиденье, как они сидели в осаде на Москве,  блаженныя памяти, при государе царе и великом князе  Василии Ивановиче всея Русии,  и блаженныя же памяти,  при великом государе царе и великом князе  Михаиле  Феодоровиче  всея Русии в королевичев приход,  и вотчинныя грамоты им на те вотчины даны,  и тем людем теми вотчинами владеть по жаловальным грамотам и по писцовым книгам.

     17. А  которым   людем  вотчины  даны  по сыску за московское осадное сиденье, а челобитчики учнут на тех людей бити челом, что они  в осаде не были,  и в осадном списку имян их не написано,  и против того челобитья про тех людей,  за которыми такия  вотчины, ыскивать  накрепко,  и  с  теми  людьми,  кто на них станет бити челом,  ставити с очей на очи.  Да будет по сыску кто в осаде не сидел,  а  взял  вотчину ложно,  и у тех те вотчины отымать,  и в роздачю роздавать. А за очи и не сыскав допряма, тех вотчин у них не отымать.

Владельцы вотчин, так же как и владельцы поместий, за совершенное  преступление -- измену, лишались права  владения ими (ст. 25-26 гл. 17: 25. А что в прошлых годех, блаженныя памяти,  при великом государе царе и великом князе  Михаиле  Феодоровиче  всея  Русии, были  многия челобитчики о поместьях и о вотчинах на стольников и на стряпчих,  и на дворян и детей боярских,  которые стольники  и стряпчие, и дворяне и дети боярские в смутное время были в Тушине и по городом, которые городы были за вором, и у тех у стольников, и у стряпчих, и у дворян, и у детей боярских поместей их и вотчин не взято,  и челобитчиком в роздачю  не  роздано,  а  велено  тем стольником  и  стряпчим,  и дворяном и детем боярским вотчинами и поместь владети по прежнему,  и вотчинныя грамоты  на  старыя  их  родственныя  и  купленныя  вотчины  даны  за  то,  что они после московскаго разорения,  пришед под Москву,  соединилися з бояры и воеводы   и   стояли   против   литовских  людей,  и  московскаго государьства  у  литовских  людей доступали вместе,  и   Божиею милостию, а своею многою службою московского государьства у Литвы доступили и  очистили,  и  за  теми  стольники,  и  стряпчими,  и дворяны, и детьми боярскими, тем их вотчинам и поместьям, по тому же быть неподвижно,  и владети им теми поместьи  и  вотчинами  по прежним  дачам,  и  по  жаловальным грамотам,  которые им грамоты даваны после московского разорения.  А будет у кого  на  такия вотчины  и поместья старые грамоты утерялися,  и тем бити челом о новых грамотах,  а в Поместном приказе против того  их  челобитья сыскивати  дачами  и писцовыми книгами те вотчины и поместья,  на которые учнут они бити челом государю о новых грамотах,  им  даны ли, и грамоты у них на те вотчины и поместья были ли; да будет по сыску те вотчины,  или поместья им даны,  и грамоты у них на  те вотчины  и  поместья  были,  да  утерялися,  и им на те вотчины и поместья по сыску давати новые грамоты,  почему им теми вотчинами и поместьи въпредь владети.

     26. А которые столники  и стряпчие,  и дворяне московские,  и городовые дворяне,  и дети боярские были в Тушине,  а вотчины  их розданы в роздачю,  блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея Русии,  а посямест им те их  вотчины не отданы, и тем вотчинам быти по дачам блаженныя памяти государя царя и великаго  князя  Василия  Ивановича  всея  Русии  за  теми людьми, кому те вотчины отданы бесповоротно. ). но вотчинник мог продать родовую вотчину и обладал правом на все виды отчуждения.

Всякие сделки купли-продажи  вотчины оформлялись путем записи в книгах поместного приказа, в противном  случае сделки считались недействительными (ст. 34-36 гл. 17:

 34. А будет кто вотчину свою родовую,  или выслуженую,  или купленую кому продаст,  и  деньги возмет  и купчюю  даст,  а в Поместном  приказе  в книгах ту вотчину за купцом не запишет,  да после того тое же свою вотчину иному кому продаст  воровством,  и денги  возмет,  и  в  Поместном  приказе  в  книги  ту вотчину за последним купцом запишет,  и тою вотчиною владети тому, за кем та вотчина  в  Поместном приказе в книгах записана,  а первому купцу тою вотчиною владети не велети, для того, что он ту вотчину купя, в Поместном приказе за собою в книги не записал.  А велети ему на том продавце по купчей доправити его деньги,  да тому же продавцу   208 ли  такое  его  воровство,  что он одну свою вотчину двум продал, учинити наказание,  велети его при многих людех у приказу бити кнутом  нещадно,  чтобы  на  то  смотря  иным  неповадно было так делать.  А будет он ту вотчину продав за обеми купцами в книги не запишет,  и та вотчина отдати по купчей первому купцу,  и в книги за ним записати,  а последнему  купцу  велети  на  нем  доправити деньги.

     35. А  будет  кто   воровством  продаст или заложит чью чюжую родовую или выслуженую,  или купленую вотчину,  и в купчей, или в закладной напишет в продавцех того, чья та вотчина, да с ним себя и руку в того место, чья та вотчина, и в свое место к купчей, или к  закладной  приложит  заочно,  и в книги в Поместном приказе ту купчую, или закладную вотчину запишет по стачке с тем, кому он ту вотчину продаст,  или заложит,  а после того тот, чья та вотчина, учнет на него бити челом  государю,  что он  той своей вотчины никому сам не продавывал, и не закладывал, и ни кому продавать, и руки к купчей или к закладной,  в  свое  место,  прикладывать  не веливал,  а  сыщется  про  то допряма,  и та вотчина по крепостям отдати тому вотчичю,  чья  та  вотчина.  А  про  купчей,  или  по закладной  деньги  на продавце доправя,  отдати тому,  кому он ту чюжую вотчину  продал,  или  заложил,  да  того  же  продавца  за воровство,  что он продал, или заложил чюжую вотчину, велеть бити кнутом,  чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать.  А что  от  него  в  той  вотчинной  продаже  тому,  чья та вотчина, учинится убытка:  и те убытки на нем доправя, отдати тому, чья та вотчина.

Информация о работе Гражданское право по Соборному уложению 1649 г