Григорианский календарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:12, реферат

Описание

Данная контрольная работа посвящена описанию Григорианского календаря. Цель работы: отразить суть григорианской реформы. Задачи работы: выявить причины календарной реформы, объяснить смысл Григорианского календаря и его отличие от Юлианского, представить историю введения Григорианского календаря в России.

Содержание

Введение
1 Григорианская реформа
1.1 Причины календарной реформы
1.2 Создание григорианского календаря
1.3 Григорианский календарь и юлианский календарь
2 Введение Григорианского календаря в России
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Контр.раб..doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)


2

 

План

 

Введение

1 Григорианская реформа

1.1 Причины календарной реформы

1.2 Создание григорианского календаря

1.3 Григорианский календарь и юлианский календарь

2 Введение Григорианского календаря в России

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать и "calendarium" – долговая книга. 

Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т.д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне вели счет дням "восьмидневками" – торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н; семь дней такой недели были рабочими, восьмые – базарными.

Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 - ок. 100 г. н.э.) читаем: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день".

Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же от первой четверти до полнолуния и т.д.

Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение "исключительности" числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь "блуждающих" светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова "планэтэс", которое и означает "блуждающий").

Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология –верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов. Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится. Само же число семь –количество планет стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности.

Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы "управляет" им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым –– Юпитер, третьим Марс, четвертым – Солнце, пятым Венера, шестым – Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторяется.

Вставные дни (dies intercalares) получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли его просто вставочным месяцем – интеркалярием (inter-calaris). Само слово "мерцедоний" происходит как будто от "merces edis" "плата за труд": это будто бы был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Как видно, в результате таких вставок средняя продолжительность года римского календаря была равной 366,25 суток – на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времени эти сутки из календаря приходилось выбрасывать.

Реформу календаря провел в 46 г. до н.э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней.

Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили "упрятать" между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году – 29, в високосном – 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы), римский сенат переименовал месяц Квинтилис (в этом месяце Цезарь родился) в Юлиус.

Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н.э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца – Юлиус, Августус и Септембер – не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера – один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

Все христианские страны до конца XVI века жили по юлианскому календарю. Этот календарь был прост и удобен в обращении, но со временем в нем обнаружился существенный недостаток: средняя продолжительность года, определенная авторами юлианского календаря, на 11 минут и 14 секунд больше, чем истинная.

Сначала на это никто не обращал внимания, так как для своего времени этот календарь был довольно точен. Но проходили годы, и разница между истинным и календарным временем увеличивалась. За 128 лет она превращалась в сутки, за 1280 лет — в десять дней. Весенние праздники смещались на лето, летние — на осень, а осенние приходилось праздновать зимой.

Пока речь шла о гражданских праздниках, это ни у кого не вызывало тревоги, но когда дело коснулось религии, ситуация обострилась. По традиции многие религиозные праздники было принято отмечать при определенных астрономических показателях. Так, например, христианская Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния.

Католическая церковь неоднократно обсуждала эту проблему на своих соборах, начиная с середины XV века, но на реформу календаря до поры до времени не отваживалась.

В конце XVI века на папском престоле оказался решительный человек. Это был папа римский Григорий XIII. На основе проекта итальянского врача и математика Л. Лилио он провел реформу и ввел новый календарь, получивший название Григорианского.

Данная контрольная работа посвящена описанию Григорианского календаря. Цель работы: отразить суть григорианской реформы. Задачи работы: выявить причины календарной реформы, объяснить смысл Григорианского календаря и его отличие от Юлианского, представить историю введения Григорианского календаря в России.

 

 

 

 

1 Григорианская реформа

 

1.1 Причины календарной реформы

 

Поскольку юлианский календарь, состоявший из 365 дней и 6 часов, не соответствовал точно тропическому году, а был длиннее его на 11 минут 14 секунд, то через 128 лет разница составила уже сутки, а через 1280 лет – 10 дней. Столь существенное различие влияло в первую очередь на вычисление дня Пасхи. В XVI в. весеннее равноденствие приходилось уже не на 21 марта, а на 11. "Отставание" календаря могло привести к тому, что день Пасхи передвинулся бы на летние месяцы. Споры о необходимости проведения календарной реформы велись уже давно, начиная с XIV в., однако восточная церковь не рассматривала всерьез возможность изменения календаря, по которому уже более тысячи лет высчитывались пасхалии.

Но католическая церковь придерживалась иного мнения на сей счет. Возрождение и Реформация, которые пережила Западная Европа, заставили Ватикан всерьез пересмотреть не только свою политику, но и образ жизни. Папы стремились любой ценой возродить и возвысить авторитет своей власти. Что же касается отношений к другим конфессиям, а особенно к протестантству, то здесь папство проявило чрезвычайно кипучую деятельность. 

 

1.2 Создание григорианский календарь

 

Григорий XIII (1502-1585) продолжил традиции своих предшественников. Частые службы, которые он проводил, показывали его набожность, а образ жизни не вызывал никаких нареканий. Но в историю он вошел прежде всего как один из наиболее активных участников движения Контрреформации. Узнав об уничтожении во Франции во время Варфоломеевской ночи в 1572 г. 30 000 гугенотов (так во Франции именовали последователей учения Ж. Кальвина), Григорий XIII выразил радость и отслужил благодарственный молебен.

Григорий XIII стремился утвердить католичество и в восточных землях. Папский посол иезуит Антонио Поссевино немало времени провел в Московском государстве. Выполнял он и особые поручения, выступая посредником на переговорах между Стефаном Баторием и Иваном Грозным во время Ливонской войны. Разумеется, подобное посредничество должно было немало содействовать укреплению влияния папы в Московском государстве.

Напоминание о жизненном пути папы Григория XIII делает излишними дальнейшие размышления о причинах, побудивших именно этого человека создать в 1582 г. специальную комиссию, которая занялась усовершенствованием юлианского календаря. Заметим, что на медали, отчеканенной в год проведения реформы, по приказу папы Григория XIII была помещена надпись: "Григорий XIII, наилучший верховный жрец".
В чем же состояла суть реформы? Как было сказано в папской булле, необходимо вернуть весеннее равноденствие "на место" – 21 марта, где оно было во время Никейского Собора, и прикрепить его к этой дате "навечно", то есть сделать так, "чтобы Луна со своих мест никогда не сдвигалась". Для этого решено было передвинуть календарь на 10 дней вперед: вслед за 4-ым октября 1582 г. наступало не 5-е, а сразу следовало 15 октября.

Продолжительность года уточнили, по сравнению с юлианским, и определили в нем 365 дней 5 часов 49 минут 16 секунд, что составляло разницу с тропическим годом в 30 секунд.

Чтобы максимально приблизить календарный год к тропическому, было решено сократить число високосных лет. По юлианскому календарю каждые три года – простые, четвертый – високосный. По новому календарю, получившему название григорианский – также. Разница заключается в определении високосных лет среди рубежных, оканчивающих столетия. В юлианском календаре, или по старому стилю, все годы, оканчивающиеся на нули, – високосные: 1700, 1800, 1900 и т.д. По григорианскому календарю, или новому стилю, високосными являются не все годы, оканчивающие столетия, а только те из них, две первые цифры которых делятся на 4. Таким образом, становятся високосными 1600-й, 2000-й, 2400-й. Годы 1700-й, 1800-й и 1900-й объявлялись простыми. Подобное новшество сокращало каждые 400 лет на три дня, приближая продолжительность календарного года к тропическому.

Информация о работе Григорианский календарь