Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:12, реферат
Данная контрольная работа посвящена описанию Григорианского календаря. Цель работы: отразить суть григорианской реформы. Задачи работы: выявить причины календарной реформы, объяснить смысл Григорианского календаря и его отличие от Юлианского, представить историю введения Григорианского календаря в России.
Введение
1 Григорианская реформа
1.1 Причины календарной реформы
1.2 Создание григорианского календаря
1.3 Григорианский календарь и юлианский календарь
2 Введение Григорианского календаря в России
Заключение
Окончательно проблема календарной реформы в России поддалась решению лишь после революции. Вопрос был поставлен уже на одном из первых заседаний СНК 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их рассмотрения. Декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря" принят на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и подписан В. И. Лениным.
В декрете говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь".
Поскольку к тому моменту разница между старым и новым стилями составляла уже 13 дней, то декретом предписывалось после 31 января 1918 года считать не 1, а 14 февраля и т. д. А для связи времён предлагалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять и число по старому.
Русская Православная Церковь осталась при ветхом календаре. Современную, можно сказать, церковную позицию некогда выразил доцент, затем – профессор Московской духовной академии А. И. Георгиевский: "Наша Русская Православная Церковь для своей внутренней жизни вполне удовлетворяется этой юлианской системой и, принимая григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоящее время необходимости в её реформе".
И далее следуют слова митрополита Антония Вадковского: "Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надёжным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино…"
Кроме Русской, юлианского календаря в мире придерживаются ещё лишь только Иерусалимская и Сербская Православные Церкви, а также небольшие группы так называемых старостильников, отколовшихся, в частности, от Элладской Православной Церкви. Так что в настоящее время юлианум отнюдь не собирает "воедино", не соединяет, а, наоборот, разъединяет.
Заключение
Григорианский календарь был введен папой римским Григорием XIII в 1582 году. До этого на территории Европы вот уже больше полутора тысяч лет применялся юлианский календарь, который хотя и был достаточно точным и простым в применении, но все же имел один существенный недостаток. В юлианском календаре средняя продолжительность года была 365 дней и 6 часов, в то время как истинная длительность года составляет 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд, то есть изначально юлианский календарь запаздывал относительно реального хода времени на 11 минут и 14 секунд. Так как такое «опоздание» давало всего один «лишний» день за 128 лет, то им при создании календаря решено было пренебречь.
К 1582 году «медлительный» юлианский календарь опаздывал уже на 10 дней, и, как следствие, настоящий день весеннего равноденствия переместился на 11 марта, в то время как по календарю он по-прежнему приходился на 21 марта. Вслед за пасхой ближе к лету сдвигались и все остальные связанные с ней праздники. Заметив такое несоответствие календарного и фактического равноденствия, Григорий XIII предписал «вернуть равноденствие на надлежащее ему место» и разработать проект календарной реформы.
Среди всех предложенных вариантов реформы был выбран вариант итальянского математика и врача Луиджи Лилио. Утвердив реформу, Григорий XIII в специальной булле «Inter gravissimas» («Среди наиважнейших») постановил 5 октября 1582 года считать не 5-м, а 15-м, сдвинув, таким образом, календарь на 10 дней вперёд и вернув равноденствие на 21 марта, где оно и должно быть по решению Никейского собора. Вводя новый календарь, папа руководствовался не столько стремлением уточнить старый, сколько желанием решить внутрицерковные проблемы.
Был введён календарь, который был точнее предыдущего. Точность была достигнута исключением из каждых 400 лет 3-х високосных. Средняя продолжительность года по григорианскому календарю составляет 365 дней 5 часов 49 минут и 12 секунд, что больше истинной всего на 26 секунд (против 11 минут в юлианском календаре). Лишние сутки по григорианскому календарю накапливаются всего за 3280 лет.
Вопрос о реформе календаря в России поднимался неоднократно. В частности, с этим предложением выступала Российская Академия наук в 1830 г. Однако бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен представил в своем докладе царю Николаю I реформу как дело "несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов". Также он докладывал, что выгоды от перемены календаря маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики". Царь написал на этом докладе: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы" - и вопрос был похоронен.
Вопрос о реформе календаря в России был решен сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. он был поставлен на обсуждение Совнаркома РФСФР, который 24 января и принял "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". В декрете говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Коммисаров постановляет ввести по истечении января месяца сего год в гражданский обиход новый календарь". Для этого: "Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день - считать 15 и т.д. "
Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Нет, речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уровнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
1. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Наука, 1987. – 80 с.
2. Идельсон Н.И. История календаря. –М.: Наука, 1976. – 156 с.
3. Климишин И.А. Календарь и хронология. – М.: Наука, 1985. – 320 с.
4. Селешников С.И. История календаря и его предстоящая реформа. – Л.: Лениздат, 1959. – 195 с.
5. Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. – М.: Наука, 1989. – 123 с.
6. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.